Миллиарды в разбитые дороги: сколько денег собрали на казахстанских платных трассах - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Миллиарды в разбитые дороги: сколько денег собрали на казахстанских платных трассах

Миллиарды в разбитые дороги: сколько денег собрали на казахстанских платных трассах

С вопросами по поводу качества дорожного полотна и затрат на обслуживание платных дорог мы обратились в «КазАвтоЖол».

  • 26 Января
  • 8450
Фото - Caravan.kz

Ранее мы писали о том, как наш корреспондент проехала по платной магистрали Алматы — Хоргос и заметила, что на трассе из-за некачественной очистки снега «исчезают» разгонные полосы, появляются ямы и трещины, дорожные стыки и швы заделаны так, что напоминают «лежачих полицейских». При этом оплата за пользование платными дорогами постоянно растет, сообщает Caravan.kz.

Так, например, проезд по трассе Алматы — Қонаев для легковых автомобилей сейчас стоит 0,0348 МРП, или 128,5 тенге. Алматы — Хоргос — 0,1043 (385,1 тенге). То есть с ростом МРП стоимость проезда повысилась на 7 %. Следует отметить, что если в прошлом году при оплате наличными цена была в два раза выше, то теперь тариф единый.

Хоргосская трасса догоняет эстонскую

По данным нацкомпании, в Казахстане в данный момент всего 17 участков платных дорог республиканского значения, протяженность которых — 3,2 тыс. км. С владельцев автотранспорта в 2023 году в качестве оплаты за проезд было собрано 30,3 млрд тенге. В том числе на участке Алматы — Конаев — около 1,5 млрд, Алматы — Хоргос — более 2,5 млрд тенге.

При этом затраты на содержание и текущий ремонт всех платных участков автодорог республиканского значения в 2023 году составили более 10 млрд тенге. В том числе на содержание участка Алматы — Конаев — более 1 млрд тенге, Алматы — Хоргос — более 2,5 млрд тенге. Получается, что на платных трассах в Алматинской области компания ничего не заработала? Сколько собрала денег с водителей, столько и потратила на содержание дорог? Если разделить сумму 2,5 млрд тенге на протяженность магистрали Алматы — Хоргос — 295 км, то получится, что 1 км дорог на этом участке обходился компании в 8,5 млн тенге!

Для сравнения, в 2022 году на ремонт 1388 км дорог в Эстонии было выделено 40 млн евро. Это 28 тыс евро на 1 км трассы, или 14 млн тенге. Всего на 5,5 млн больше, чем обслуживание нашей хоргоской магистрали. При этом срок службы дорог в наших странах значительно отличается: в Эстонии — 13-15 лет, в Казахстане – не превышает 5 лет. Понятно, что в Европе сейчас расходы урезают, и, возможно, некоторые шоссе остались вовсе без ремонта, но дороги они делают все же на совесть. У нас же подтаявший снег уже обнажил трещины и ямы.   

«КазАвтоЖол» может возразить. В ответе на запрос указано, что в Казахстане в 2024 году на содержание 21,5 тыс км автомобильных дорог республиканского значения планируют потратить 48,5 млрд тенге, а это в среднем 2,2 млн тенге на километр. Представители компании отметили, что в России на содержание 1 км дорог уходит 13 млн тенге, Беларуси и Азербайджане — 7 млн тенге. Возникает вопрос — по какой причине обслуживание хоргосской трассы обходится дороже, чем остальных платных дорог?

Асфальтные бугры на бетонном полотне

Несмотря на то, что дорожные дефекты на магистрали уже появляются, «КазАвтоЖол», уверяет, что платные дороги находятся на особом контроле. В ответе на запрос указано, что средний и текущий ремонт платных участков автодорог республиканского значения проводится после весеннего и осеннего осмотра специальной комиссией. Текущий ремонт планируется на основе результатов осмотров дорог по ведомостям дефектов. Кроме того, в течение всего года компания проводит неотложное восстановление и ремонт дороги.  

Ремонт ремонту рознь. На некоторых участках Алматы — Хоргос и Алматы — Капчагай на бетонное дорожное покрытие положен асфальт, причем так, что машины подскакивают на буграх. Представители «КазАвтоЖол» считают, что это для нашей же безопасности.

«На платном участке Алматы — Конаев, в рамках ремонтных работ производилось устройство защитного слоя типа «микросюрфейсинг», который также препятствует образованию скользкости в зимний период, а также защищает от шелушения и выкрашивания», — указано в письме.

Такое покрытие, несомненно, спасает от гололеда, снижает уровень ДТП. Но асфальтобетон отличается очень сложной технологией: бетон должен быть сухим, чистым, ровным, должен соблюдаться температурный режим асфальта, работы должны выполняться крайне быстро. Где гарантия, что подрядчик все сделал правильно? Вот и появляются бугры. К тому же тяжелым автомобилям по такой дороге ездить нельзя, особенно на гусеничном ходу. Есть ли подобные ограничения при эксплуатации хоргосской или капчагайской трассы, неизвестно.

Снег на дороге – обращайтесь в полицию

Болезненной темой является и очистка дорог от снега. Как показал рейд по платной дороге Алматы — Хоргос, из-за плохого качества очистки на трассе исчезают разгонные полосы. Возникает вопрос, как часто дороги освобождают от наледи и снега и кто проверяет качество очистки.

«При ухудшении погодных условий очистка и подсыпка на проезжей части производятся круглосуточно, водители и механизаторы переводятся на двухсменный график работы. Работы по очистке производятся согласно утвержденным нормативным документам и стандартам. Например, в экстремальных условиях для 1 уровня содержания автодорог определены следующие сроки: обработка покрытия противогололедным материалом – каждые 4 часа; очистка покрытия от снега – каждые 4 часа, очистка остановочных площадок и обочин – каждые 2 дня», — написали представители «КазАвтоЖол».

При этом отметили, что «директивные сроки снегоочистки определяются с момента прекращения снегопада или метели, или образования гололеда». То есть пока снег падает, никто его чистить не будет?

Платные дороги: кому и за что должны платить казахстанцы

Качество очистки дорог, как указано в письме, проверяет Национальный центр качества дорожных активов. Кроме того, обследование зимнего содержания дорог также проводит управление административной полиции. Значит, претензии по неочищенной разгонной полосе можно предъявить не только «КазАвтоЖолу» и сотрудникам центра качества, но и полицейским.

Ответственные за «удобства»

Отдельная тема – это придорожный сервис. Во время нашего путешествия мы заметили, что от поселка Коктал и до поворота на Жанашар нет ни одной кафешки и туалета. Заправки встречаются только до Чилика. Потом можно заправиться только в поселке Коктал или в Жаркенте.

«На сегодняшний день вдоль платного участка А-19 Алматы — Хоргос расположены 19 объектов придорожного сервиса (кафе, АЗС, кемпинги) и 18 площадок отдыха (ПО). Из них на 2 ПО в рамках частных инвестиций установлены благоустроенные санитарно-гигиенические узлы (СГУ). Они работают в круглосуточном режиме, за их содержание отвечают непосредственно сами частные предприниматели. В текущем году планируется установка 2 единиц СГУ. Помимо благоустроенных СГУ вдоль автодороги имеются 16 единиц холодных уличных туалетов. За их содержание несет ответственность ТОО «КАЖ Сервис». Вдоль платного участка А-3 Алматы — Капчагай расположены 4 объекта придорожного сервиса (кафе, АЗС, кемпинги), 4 площадки отдыха (ПО), благоустроенные санитарно-гигиенические узлы (СГУ) отсутствуют. В текущем году планируется установка порядка 2 единиц СГУ. На данный момент вдоль автодороги есть 4 холодных уличных туалета», — отчитался «КазАвтоЖол».

К сожалению, нам эти объекты не повстречались, за исключением одной покосившейся будки с дыркой в полу. По крайней мере мы теперь знаем, с кого спрашивать за содержание или содержимое таких туалетов. А значит, будет продолжение.