Почему попытки основать крупный флот на казахстанском Каспии заканчивались провалом - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему попытки основать крупный флот на казахстанском Каспии заканчивались провалом

Почему попытки основать крупный флот на казахстанском Каспии заканчивались провалом

Судоходство на Каспии существовало, пожалуй, с тех времен, когда человек изобрел плоты и долбленые лодки. Вскоре на морском побережье выросли крупные порты, но Казахстану в этом плане не везло.

  • 22 Января
  • 14567
Фото - Caravan.kz

В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

И за борт её бросает

Даже с лодками-плоскодонками у нас долго не ладилось. На полуострове Мангышлак деревьев в количестве, необходимом хотя бы для большой лодки, не водилось, и местные племена могли разве что соорудить небольшой плотик из камыша и отплыть на нем максимум на сто метров от берега. Вряд ли они устраивали камышовые регаты слишком часто. Течение тут непредсказуемое, и легкий плот быстро уносило далеко от берега, рыбачить можно и без всяких плавсредств, а отправиться в путешествие на таком хлипком плоту мог разве что самоубийца.

Зато на Мангышлак часто наведывались гости из других краев, где с корабельным лесом дела обстояли получше. Сюда заплывали и дракары викингов, и восточный дау, и новгородцы на шустрых ушкуях. Все эти суда были довольно легкими. Хватало дюжины крепких крепких мужчин, чтобы поднять суденышко, севшее на мель, а то и перетащить его по суше на пару десятков километров.

Жить в суровых пустынях Мангышлака гостям не хотелось. Пресной воды тут почти нет, еды немного, поэтому  даже подобие порта никто строить не собирался. Кроме того, чаще всего останавливались тут больше чем на день только пираты. Естественно, с киношными пиратами у каспийских нет ничего общего. Это были простые рыбаки, решившие потрясти купцов, да так и втянувшиеся в это дело. Светиться лишний раз пираты не хотели и даже костер разводили так, чтобы дыма не было видно. Кто знает, вдруг ограбленный купец захочет реванша и отправиться искать обидчиков с толпой вооруженных до зубов головорезов.

Каспийские пираты, степная Атлантида и аральский Робинзон. Какие тайны хранят моря Казахстана

Прятались каспийские пираты в небольших пещерах и гротах, которых на Мангышлаке тысячи. По легенде в одной из таких Стенька Разин несколько дней беспробудно пил, выбросив за борт персидскую княжну. Вот только легенда умалчивает, почему разбойник для запоя проплыл целых  400 верст, после расправы над дочерью Мамед-хана. На Волге хватало живописных мест, где можно тихо спиться.

Купцам порты на Мангышлаке тем более не были нужны. Они старались поскорее доставить груз, а 200-300 миль можно проплыть и без отдыха. Правда, в пути случалось всякое. Судно могла застигнуть непогода, или кораблик давал течь. Тогда купцы все-таки причаливали. Но и в этом случае капитальных сооружений не строили.

На мысе Жыгалган до сих пор сохранилась импровизированная мечеть. Это всего лишь круг из камней, с входом на востоке.

«Орёл» не тонет

Первая попытка создать на Каспии серьезный флот была предпринята в 1667 году по инициативе царя Алексея Михайловича. По замыслу монарха фрегат «Орёл», сделанный по голландскому образцу, должен был охранять купеческие суда, в том числе и купеческие корабли Хивинского тракта. То есть, предполагалось, что  «Орёл» будет останавливаться по всему каспийскому побережью, включая и территорию нынешнего Казахстана. Так у нас появились бы форты, доки, портовые городки, но мечтам Алексея Тишайшего не было суждено сбыться. Хоть на фрегат были пущены лучшие корабельные леса, голландский тип судна  для капризного Каспия не подходил. «Орел» был спущен на воду в мае 1668-го, при этом обнаружился ряд недостатков, и фрегат отправили в док, на доработку, потом, в 1670-м,  переделанный фрегат захватили казаки Стеньки Разина и прилично его повредили. «Орла» опять отправили на ремонт, где он совсем сгнил.

Фрегат
Фрегат "Орел" принято считать не только первым боевым кораблем Каспия, но и первым российским военным судном

Но народу рассказывали, будто первый военный корабль Каспийского моря погиб в неравном бою с бунтовщиками.

В 1714 году стать государем всея Каспия захотел уже Петр I. Князь Александр Бекович-Черкасский вместе с донесением о положении на Кавказе предоставил довольно подробные карты каспийского побережья.

Амбициозный Петр I загорелся идеей покорить все народы, живущие у Каспийского моря.

Сначала Кавказ, потом Персию, затем  приморские территории нынешнего Казахстана и Туркменистана, а когда там уже появятся российские крепости и укрепления, двинуться по суше до самой Индии, покорив всю Среднюю Азию и обратив магометан в православие. Купцов-караванщиков  с пролегающих тут торговых путей  предполагалось обложить солидными налогами.

Пока мечтам монарха мешала война со шведами, пожиравшая все ресурсы, но как только она закончилась, монарх приступил к завоеванию Каспия.

Мне нужен мир. Желательно весь

В июле 1722-го в Каспийское море была спущена флотилия из двух сотен военных кораблей. Два из них были настоящим плавающими крепостями. Вид флотилии был так грозен, что многие приморские города Кавказа сдавались без боя, а решившие оказать сопротивление не выдерживали больше двух недель.

Но грандиозным планам монарха помешала природа. 28 сентября на Каспийском море разыгралась страшная буря.

По роковому стечению обстоятельств практически вся флотилия была сосредоточена в одном месте, причем самом опасном. Большинство кораблей погибло. Продолжать захватническую политику с уцелевшими суденышками было бессмысленно, и Петр I решил отложить покорение Центральной Азии до лучших времен. На улаживание дел в завоеванных областях Кавказа у монарха ушло два года, Потом, летом 1724-го состояние императора ухудшилось, и ему стало совсем не до покорения мира. В 1725-м Петра I не стало, появившиеся новые карты Средней Азии показали, что идея постирать портянки русских солдат в Индийском океане имеет мало общего с реальностью. Расстояние до Индии было больше, чем думал Петр I, крупных рек для перевозки провизии в казахстанских степях не было, да и просто с источниками пресной воды для целого войска была напряженка.

 еа Каспии во время Персидского похода, Петр Первый командрвал лично.Это был последним крупным сражением монарха
На Каспии во время персидского похода Петр Первый командрвал лично.Это был последним крупным сражением монарха

Кстати, именно по этой причине несколько десятилетий спустя от идеи колонизации Средней Азии, включая территорию нынешнего Казахстана, отказалась и британская империя.

Необходимость крупных портов на Мангышлаке отпала на несколько десятилетий.

К 1831 году, через 100 лет, после присоединения

Младшего жуза, стало ясно, что полное вхождение Казахстана в состав Российской империи — это вопрос времени. Хоть до окончательного решения оставалось еще 42 года, Россия уже задумалась об укреплении новых границ. Тогда на Мангышлаке и появилась первая крепость, которая в будущем должна была стать крупным морским портом. Но залив Кайдак, где она была расположена, оказался крайне неудачным местом. Мало того, что непогода мешала кораблем причалить, так еще с водой и едой в этих краях возникали проблемы, а солдаты страдали от цинги и других болячек, вызванных суровым климатом.

В 1846 году крепость была перенесена на мыс Тюб-Караган. Стратегически это место уступало Кайдаку, зато почва тут была плодородней, и климат чуть получше. Сейчас тут расположен город Форт-Шевченко.

Большим портовым городом ему стать так и не удалось. В Российской империи хватало проблем и без создания флота на Каспии. То крестьяне взбунтуются, то Крымская война начнется, то крепостное право придется отменять. К тому же, Николай I  сильнее любил паровозы, чем корабли, и строительство железных дорог интересовало его больше развития флота.

Маяки на Мангышлаке, то немногое, что осталось от амбициозных попыток создать на Каспии боевой
Маяки на Мангышлаке — то немногое, что осталось от амбициозных попыток создать на Каспии боевой флот

До основанья, а затем…

Только к 1913 году купец Захар Дубский выбил разрешение построить на Тюб-Карагане причалы, пирсы и доки. Взялся за дело он хорошо, и для благоустройства форта средства находил, но грянула революция, и  купец, как враг народа, угодил в тюрьму. Позже большевики решили Дубского выпустить, чтобы тот доделал то, что начал при царском режиме, но купцу такой расклад не понравился, и он сбежал за границу.

Купец Захар Дубский, кроме обустройства порт, не жалел денег на благоустройство ближайшего поселения. Часовня, построеная на деньги купца, до сих пор урашает Форт-Шевченко
Купец Захар Дубский, кроме обустройства порта, не жалел денег на благоустройство ближайшего поселения. Часовня, построенная на деньги купца, до сих пор украшает Форт-Шевченко

В 1919-м у Тюб-Карагана произошло самое крупное морское сражение за всю историю Гражданской. Красный флот понес большие потери, а орудийные залпы разнесли в щепки ту немногую портовую инфраструктуру, что тут успели построить.

К 1928 году ситуацию немного исправили, и причалы у Форт-Шевченко получили статус морского агентства при Махачкалинском порту.

В 30-е годы ХХ века Каспий стал стремительно мелеть. У СССР уже хватало денег и ресурсов на масштабные стройки, но возводить на Мангышлаке портовые города смысла не было. В 1952 году Иосиф Сталин вообще решил высушить Каспийское море, чтобы удешевить добычу нефти. Указ уже был подписан, проект утвержден, но в 1953-м отца народов не стало, и это спасло нас от экологической катастрофы.

Только 15 мая 1960 года портопункт у поселка Баутино получил гордый статус морского порта. Но тут же возникла куча проблем. Во-первых, суда часто садились на мель, а во-вторых, квалифицированные рабочие сюда ехать не хотели. Ужасный климат, неразвитая инфраструктура, да и работать приходилось больше. Трудились тут либо идейные коммунисты, готовые терпеть любые невзгоды ради торжества социализма, либо  молодые специалисты, присланные после окончания института по распределению, либо откровенный сброд, который не удержался в нормальных портах.

В 1963-м появился порт Актау. Его заложили для транспортировки урана, но корабли привозили сюда и мирные грузы вроде продуктов и стройматериалов.

После распада СССР Мангышлак стал для независимого Казахстана единственным выходом к морю. Правда, суда из Гурьева тоже иногда заходили в Каспийское море, но все-таки этот флот имел статус речного.

К счастью, отношения Казахстана с соседями сейчас нормальные и легких катеров хватает для охраны границ отт браконьеров и контрабандистов
К счастью, отношения Казахстана с соседями сейчас нормальные, и легких катеров хватает для охраны границ от браконьеров и контрабандистов

Бей своих, чтобы чужие боялись

С торговыми судами ситуация мало-мальски наладилась, а вот создание казахстанского военно-морского флота шло со скрипом.

ВМС РК существует со 2 апреля 1993-го. Первый же корабль для ВМС купили только в 1999-ом.Это был потрепанный патрульный катер, который Турция нам практически подарила. Это хлам списали довольно быстро. Второй подаренный катер, 1970 года выпуска, сгорел сразу же. Пожар случился из-за неосторожности экипажа.

В 2006 году в Актау прибыли три артиллерийских катера из Южной Кореи. Но они были так изношены, что толком и не выходили в море, а через 8 лет их вообще пустили на металлолом.

В 2008 году Казахстан собрался купить у России 6 артиллерийских катеров, но сделка сорвалась в последний момент.

Актауский институт, где планировали обучать будущих моряков, тоже быстро закрылся.

Видимо, казахстанское побережье Каспия не любит боевой флот. Еще никому не удавалось поставить тут грозные корабли. Так что наши морские границы сейчас охраняют только 4 небольших катера, да несколько вспомогательных судов, да и те в основном ловят браконьеров.

Россия обещает этим оетом  круизный лайнер по Каспию всё-таки запустить
Россия обещает этим летом круизный лайнер по Каспию всё-таки запустить

Хотя и с мирными судами дела у нас обстоят не очень. Уже много лет идут разговоры о запуске морского круиза по Каспийскому морю. Белоснежный лайнер отвез бы путешественников из Актау к Баку, Махачкале, приморским городам Ирана и Туркменистана. Первый рейс был запланирован на 2020-й, но пандемия спутала все карты. После 2022 года запуск круиза застопорился уже из-за российской стороны.

Видимо, таков своенравный, казахстанский Каспий. Как настоящий степняк, он никому не хочет покоряться.