– Денис Алексеевич, интервью президента Касым-Жомарта Токаева открыло политический год в Казахстане. В экспертном сообществе его называют не только итоговым, но и программным. Какие ключевые моменты в выступлении президента вы отметили для себя?
– Выступление политика – это всегда источник актуальной информации, по которому специалисты-международники сверяют свои экспертные часы. Выступления и интервью Касым-Жомарта Токаева являются эталоном публичной политической работы, которые сочетают и академичность суждений, и новую искренность, а главное — умение работать со сложными вопросами.
По теме Қаңтара президент повторил устоявшуюся в казахстанском политическом дискурсе канву: на фоне деградирующего социально-экономического положения при усилении противоречий трансфера власти от первого президента была предпринята попытка государственного переворота под патронажем заговорщиков из силового блока с привлечением иностранных наёмщиков, местного криминалитета и религиозных радикалов. Важно, что президент даёт сложную оценку этому политическому кризису, где подчеркивается необходимость выявления и разделения наказания между непосредственными участниками и теми, кто был использован вслепую. Фактически именно взвешенный подход Касым-Жомарта Токаева на основе правовых принципов позволил инклюзивно подойти к решению последствий Қаңтара. Пусть такой подход требует больше времени и задерживает правосудие, но спешка и стремление решить всё по-быстрому могли реализоваться только в одном формате – «охота на ведьм» и сведение личных счетов, что в среднесрочной перспективе с высокой вероятностью запустило бы новую спираль насилия.
– Касым-Жомарт Токаев откровенно ответил на вопрос о существовавшей системе двоевластия в стране. Почему президент высказался об этом сейчас?
– Политики любят «круглые» даты, а в январе 2024-го исполнилось ровно два года — хороший повод расставить все точки над «i». Главное, что информационный повод совпадает с реальным положением дел: кризис власти преодолён, государственность Казахстана выдержала потрясение и вышла на новый этап поступательного развития. И в таком исходе сложно переоценить личную роль Касым-Жомарта Токаева.
– Глава государства высказался об однократном семилетнем сроке президентства. Как вы прокомментируете это его заявление и в целом инициативу об однократном сроке?
— Касым-Жомарт Токаев придерживается проверенного временем политического стиля «по делам их узнаете их…». Президент сформулировал главное противоречие в политической системе старого Казахстана. Суперпрезидентская власть прошла путь от инструмента прогресса, который обеспечил становление бывшей советской республики в самостоятельное государство, до инструмента регресса, который сковал всю вертикаль государственного управления, подведя страну к пропасти. При таком политическом диагнозе был предложен понятный путь конституционных реформ. С одной стороны — выправление баланса внутри исполнительной власти между президентом, правительством и региональной властью. С другой — формирование системы сдержек и противовесов между исполнительной, законодательной и судебной властями. Президент Токаев предложил проект нового Казахстана, на референдуме народ его одобрил, руководство приступило к реализации.
На мой взгляд, важной темой, которая ранее слабо или очень поверхностно присутствовала в выступлениях президента Казахстана, стало обсуждение реформы судебных органов и системы защиты прав человека. Например, эта проблематика полностью выпала из текста последнего послания народу Казахстана. Новогоднее интервью исправляет этот пробел в спектре вовлеченности президента в проблемы общества, очень точно проводится прямая связь между образом нового Казахстана и обеспечением законности и порядка. В этом плане хочется надеяться, что судебные реформы дадут шанс на пересмотр наиболее резонансных процессов старого Казахстана.
– На ваш взгляд, какие акценты расставил президент Токаев, отвечая на вопросы относительно внешней политики Казахстана?
– Касательно общего внешнеполитического курса, то здесь без изменений. Казахстан продолжает позиционировать себя как вовлеченного участника в международные процессы, зачинателя различных инициатив под эгидой ООН. Отдельно обозначен центральноазиатский дипломатический трек по линии консультативных встреч на уровне президентов стран региона. Заметны усилия Казахстана в продвижении своего собственного конференционного формата дипломатии – «Международный форум Астана». В этом году на форуме планируется представительное участие бизнеса и власти как из стран коллективного Запада, так и мирового большинства, что в свете последних тенденций делает эту переговорную площадку уникальной для постсоветского пространства.
Страновые акценты были предельно прагматичны: на севере — Россия, на юге – Китай. Это ключевые партнеры Казахстана, с которыми поддерживаются самые масштабные и интенсивные политические, экономические и гуманитарные взаимодействия. Президент Токаев озвучил следующие характеристики: Россия — стратегический партнер и союзник; Китай — вечное стратегическое партнерство.
– В 2024 году Казахстан будет председательствовать сразу в нескольких международных организациях. На ваш взгляд, как это отразится на политической повестке в регионе?
– 2024 год преподнёс очень интересное стечение международных обстоятельств, когда президент-дипломат Токаев единовременно председательствует в крупнейших международных институтах. Причём одни — это институции с историей и сложившейся дипломатической практикой (ШОС, ОДКБ), другие — только начинаются свой международный путь (СВМДА, ОТГ), но их всех объединяет единое евразийское пространство, что формирует понятные точки взаимного интереса. Учитывая реноме Касым-Жомарта Токаева, можно ожидать нетривиальных инициатив в этой связи. Можно пофантазировать: приглашение Российской Федерации в ОТГ или Узбекистана в ОДКБ… Президент Казахстана может удивить нестандартными дипломатическими решениями.
— Касым-Жомарт Токаев уделяет особое внимание вопросу построения прогрессивного общества будущего, много раз использует в интервью слово «нация». Как вы считаете, какой месседж президента прослеживается здесь?
– В этой части интервью имеются интересные новеллы. Президент Казахстана увязывает процесс становления казахстанской нации с необходимостью идеологической работы в формате «государство-общество-личность» на основе цивилизационного подхода. Такое видение Касым-Жомарта Токаева очень резонирует с современной российской внешнеполитической доктриной. Напомню, что РФ в своей последней Концепции внешней политики определяет цивилизационную компоненту в центр межгосударственных отношений, где культурно-цивилизационное разнообразие признаётся безусловной ценностью. Такие пересечения неслучайны и показывают тесное родство казахстанского и российского государственного стратегического мышления. На мой взгляд, главная ценность в казахстанско-российских отношениях заключается именно в этом: очень близкое ощущение жизни, сформированное столетиями совместного проживания и взаимодействия на евразийском пространстве.
Кстати, в интервью Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на 800-летие Улуса Джучи в 2024 году как памятного события в истории казахстанской государственности. Хочу подчеркнуть, что монгольский сюжет — это важная развилка и в истории российской государственности. Юбилей Улуса Джучи — хороший повод для научной кооперации между историками наших стран.