— Мкхитар, почему на операцию нужно было ехать в Германию? Или операции такого плана у нас в Казахстане не делают?
— Такие операции у нас делают, но после них врачи не рекомендуют поднимать больше пяти килограммов. Да и вообще была высока вероятность получить инвалидность. А я хочу еще выступать.
— Процесс восстановления у тебя растянулся на шесть месяцев. Это было связано с какими-то послеоперационными осложнениями?
— Нет все шло по плану. Сначала была специальная гимнастика. Потом — месяцы общефизической подготовки. Прежде всего я старался укрепить мышцы спины. Постепенно увеличивал нагрузку и сейчас тренируюсь два раза в день. Теперь мои мышцы готовы к борьбе.
— Сентябрьский чемпионат мира ты решил пропустить?
— Скорее всего, он пройдет без меня. Все-таки маловато осталось времени на то, чтобы набрать хорошую форму.
— Когда рассчитываешь выступать на соревнованиях?
— Месяца через три-четыре. Хочется, конечно, поскорее. Соскучился. Но торопиться тоже не стоит. Поэтому придется еще потерпеть.
— Мкхитар, твоя заветная мечта?
— Хочу хорошо выступить в Греции на Олимпиаде 2004 года.
— Ты себя считаешь везучим спортсменом?
— Мне грех жаловаться на судьбу. Я два года подряд выигрывал чемпионаты мира. Сначала — в 1998-м, затем — в 1999-м. А что касается травмы, то всякое бывает. Судьба. Я могу назвать многих борцов, они избежали подобных травм. Я воспринимаю их как неприятные случайности, которые могут произойти с любым человеком.
— Мне сразу вспомнился ташкентский чемпионат Азии 1999 года. Ты тогда отравился перед самыми соревнованиями. Очень сильно врезалось в память, как тебя приводили в чувство после схватки и как ты снова вышел на ковер и в изнурительной борьбе добыл золото…
— В таком состоянии я не боролся ни до, ни после того чемпионата Азии. Можно сказать, проверил свой запас прочности. Тогда я, кстати, как никогда, убедился в том, что многое можно вытерпеть, если ты хорошо готов и физически, и психологически.
— Какую из своих наград считаешь самой важной, самой ценной?
— Первую золотую медаль чемпиона мира. Это был 1998 год. Чем ближе я подходил к осуществлению своей давней мечты, тем большее нервное напряжение испытывал… В следующем, 1999 году, мне было уже проще. В первую очередь чисто психологически.
— Как ты обычно настраиваешься перед важными соревнованиями?
— В таких случаях самое главное — как можно меньше думать о самих соревнованиях, чтобы себя не заводить, не дергаться раньше времени.
— В 1998 и 1999 годах тебя считали самым надежным оплотом казахстанской греко-римской борьбы . Но на Сиднейской Олимпиаде ты оказался за чертой призеров. К такому повороту событий наши болельщики оказались просто не готовы.
— Тогда в Сиднее дала о себе знать межпозвоночная грыжа. Из-за нее я не смог нормально подготовиться к Олимпийским играм… Поэтому операция давала последнюю надежду на то, что я смогу бороться, смогу выступать на соревнованиях без оглядки на спину.
— Выходит, что операция в Германии стала для тебя наиболее важным событием этого года?
— Почему же?! Я же весной женился! В Армении. Жену зовут Аравик. После свадьбы приехали жить в Алматы.
— Я ни разу не видел Аравик на твоих тренировках. Она сама не горит желанием посмотреть на то, как тренируется муж? Или ты против?
— Я против.
— Почему?
— Отвлекать будет. А тренировки ведь для меня — не хобби. Это моя работа.
— В Казахстане ты уже более четырех лет. Скажи честно, были ли периоды, когда жалел о том, что приехал сюда?
— Нет, не жалел никогда. Здесь в меня поверили как в спортсмена высокого класса, создали все условия. Тренируясь в Казахстане, я стал чемпионом мира. Это была мечта моей жизни… Мне нравится Алматы. Очень красивый город. Он стал мне домом. Любим с Аравик выбираться на природу или же, например, на «Медео». Ну а отпуск стараюсь проводить в Армении.
P.S. Судьба очень жестко испытала Мкхитара Манукяна. С таким диагнозом не то что в большом спорте — в обычной жизни очень непросто. Однако есть только один способ победить болезнь — бороться с ней. И порой победу над собой одержать гораздо сложнее, чем уложить на лопатки сильного соперника.
У Манукяна эта борьба растянулась на полгода. Впрочем, она еще не закончена. Но за эти шесть месяцев шансы Мкхитара на успех многократно возросли. Главное — он сумел одолеть себя, свои страхи и слабости. На очереди — соперники. А по этой части Мунакян — большой спец.