Движемся к классической автократии? Странные приоритеты законодателя в РК - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Движемся к классической автократии? Странные приоритеты законодателя в РК

Движемся к классической автократии? Странные приоритеты законодателя в РК

Странные приоритеты у депутатского корпуса в Казахстане.

  • 22 Декабря 2023
  • 19832
Фото - Caravan.kz

На днях парламентарии предлагали отменить процедуру публичного анализа регуляторного воздействия новшеств в налоговой и таможенной сфере. Идея не прошла. Теперь они решили сделать то же самое в отрасли игорного бизнеса. Вместо открытой, прозрачной и понятной инвесторам законодательной среды в стране формируют типичную автократическую модель, сообщает Caravan.kz.

Знает ли президент?

Напомним, анализ регуляторного воздействия (АРВ) – это обязательная процедура открытого обсуждения с бизнесом и общественными организациями всех новых норм, всех поправок, которые правительство и парламент хотят вносить в законодательство. Широко распространённый в развитых странах демократический инструмент, не позволяющий кому-либо без обсуждения «протаскивать» и принимать вредные для бизнеса и для общества нормы. В Казахстане он внедрён в рамках президентских реформ, и уже показал свою высокую эффективность при рассмотрении целого ряда важных решений.

И вот недавно группа депутатов внесла неожиданное предложение: отменить процедуру АРВ в сфере налогового и таможенного регулирования. Суть идеи в том, чтобы больше никто не обсуждал с предпринимателями и обществом новшества в налоговом и таможенном регулировании. Бизнес был шокирован. Но не успели бизнес-ассоциации задать мажилисменам соответствующие вопросы, как те выдвинули аналогичную идею в отношении игорного бизнеса.

Если сегодня в одной отрасли отменят прозрачную процедуру анализа и согласования законодательных новшеств, то что мешает завтра сделать то же самое с другими отраслями? Кто будет следующим? Нефтегазовый сектор, пищевая промышленность, торговля, сфера услуг? Инвесторы и эксперты-экономисты на своих тематических площадках и каналах активно задаются таким вопросом.

Говоря о последствиях подобных шагов, стоит начать с главного: отменить прогрессивную процедуру, проверенную и давно применяемую в развитых странах, пытаются не просто так, а явно в чьих-то интересах. Иначе объяснить саму идею трудно, тем более что она идёт абсолютно вразрез с политикой президента. Касым-Жомарт Токаев не устаёт говорить международным инвесторам о стабильности инвестиционного климата и полной прозрачности всех принимаемых регуляторных решений. К тому же, это в корне антидемократическая практика: отмена процедуры АРВ позволит госорганам без обсуждения протаскивать через парламент всё, что они захотят.

Странные вещи происходят в Казахстане. С одной стороны, на весь мир декларируются принципы открытости и подотчётности власти, проводятся демократические реформы, в рамках которых внедряются прозрачные процедуры, среди которых АРВ. Такие процедуры и инструменты, благодаря которым бизнес и общество имеют реальные возможности обсудить принимаемые законы, правильно донести свою позицию и тем самым защититься от непродуманных или непрофессиональных решений. Всё это отражает практику развитых стран, в число которых Казахстан стремится войти. А с другой стороны – в то же самое время наш депутатский корпус, возможно, под влиянием некоего лобби принялся последовательно сворачивать и отменять эти прогрессивные нормы.

Безусловно, регулировать бизнес необходимо – и игорный, и любой другой. Но почему наши избранники не желают, чтобы это делалось в общепринятом – демократическом, прозрачном, прогрессивном формате? Зачем они добиваются закрытости и, соответственно, невозможности влияния бизнеса и общества на принимаемые решения? Как сказал в беседе один из бизнесменов, если отменить открытое обсуждение новшеств на площадке «Открытые НПА», как это предлагают депутаты, то это будет регулирование не в стиле прогрессивных стандартов ОЭСР, а в стиле классических автократий – вспомним командно-плановую экономику СССР.

А ведь Казахстан входит в ОЭСР и, повторимся, ставит перед собой цель войти в число 30 развитых стран мира. Также РК стремится занять более высокие позиции в рейтинге doing business, где одним из важнейших критериев является демократичность ведения бизнеса. Словом, формально мы стремимся следовать самым передовым практикам ОЭСР – а что по факту?

В развитых государствах сегодня никто не подвергает сомнению необходимость публичной оценки всех предлагаемых законодательных новшеств и поправок: важно заранее понимать их возможное воздействие на бизнес и общество. «Внедрение анализа регуляторного воздействия – часть официальных политических рекомендаций Совета ОЭСР, и сегодня 32 из 35 стран ОЭСР включают АРВ в свои нормативно-правовые базы», – отмечается в исследовании европейских экономистов Н. Дейтон-Смита, М. Эрбаччи и К. Кауфманна. А в докладе Всемирного Банка (WB) «Глобальные показатели регуляторного управления. Оценка регулятивного воздействия: мировая практика» отмечается, что это уже давно проверенный инструмент. «Уже в 1970-х АРВ активно продвигался международными организациями, такими как Всемирный банк. Этот подход позволяет правительствам гарантировать, что законы и правила, которые они разрабатывают и внедряют, являются высококачественными, эффективными, обеспечивающими прозрачность и подотчётность», – указывают эксперты WB.

В контексте происходящего возникает вопрос, в курсе ли президент Токаев о том, что делают за его спиной. В то время когда он не устаёт говорить международным инвесторам о комфортном инвестиционном климате, о стабильном и прозрачном регулировании, о движении страны по пути реформ и развитии гражданского общества в Казахстане, парламентариями предпринимаются диаметрально противоположные шаги, резко ухудшающие этот климат и прямо направленные на подрыв гражданско-правовых институтов. Что, мягко говоря, может удивить наших международных партнёров.

Самокаты, вейпы, баурсаки… О странных приоритетах законодателя

Если шире взглянуть на тему профессионализма нынешнего состава Мажилиса, то здесь будет уместен вопрос: какие важные законопроекты приняты за последнее время?

Строго «отрегулировали» электросамокаты и ввели для управления ими отдельные требования, хотя они, строго говоря, ничем не отличаются от велосипедов – ни скоростью, ни размерами. (Сейчас и у многих велосипедов тоже есть электромотор). Предложили запретить вейпы, в то время как в развитых странах, наоборот, медицинские власти продвигают их как менее вредный для здоровья заменитель сигарет. Всерьёз обсуждали запрет рекламы баурсака – да, представьте себе, наше народное национальное блюдо продвигать, оказывается, нельзя.

И это профессионализм законодателя? Это – прогрессивная практика работы демократических институтов в стране?

Многие наблюдатели заметили, что парламентарии при продвижении подобных спорных инициатив часто используют не только непроверенные, но и откровенно фейковые данные. Например, постоянно говорят о засилье в стране лудомании (болезненной зависимости людей от азартной игры). Дошло до того, что на одной из сессий даже включили данную тему в число вопросов национальной безопасности, притом что в стране даже нет точной статистики лудомании. Если верить данным уполномоченного органа – Министерства туризма и спорта РК – то в Казахстане всего 300 тысяч жителей (менее полпроцента взрослого населения) регулярно и активно делают ставки или покупают лотерею. Сколько среди них болезненно зависимых от игры (лудоманов)? Пять процентов, десять, тридцать? Точной статистики нет. Но, во всяком случае, в сравнении с рядом развитых стран, где доля активно играющих жителей достигает 50 % взрослого населения и больше (например, Великобританией, Италией, Канадой), доля играющего населения в РК – это капля в море. Однако ряд депутатов на самом высоком уровне более двух лет «кормили» всех фейковой статистикой, утверждая без ссылки на источник, что в стране якобы целых 350 тысяч больных лудоманией. Позднее выяснилось, что данное утверждение – фейк. Столь странная активность ряда мажилисменов в рамках именно этой темы наталкивает на логичный вопрос: кто и с какой целью настойчиво «пиарит» вопрос лудомании, кому всё это нужно?

И это лишь один пример странной избирательности наших парламентариев. То какие-то ставки, рулетки и лотереи кажутся им проблемой номер один. То самокаты. То вейпы. То баурсак. Неужели в стране нет других, более важных вопросов? Неужели больше нечем заняться законодателю в то время, когда есть множество действительно острых социальных и экономических проблем? Таких как качество образования, например. Или насилие в семьях (недавно МВД сообщало о 300 тысячах (!) заявлений, поступивших на семейных тиранов за год). Или вопрос безработицы в ряде регионов, где население периодически устраивает протесты. Или пресловутые забастовки рабочих сервисных компаний в нефтегазовой сфере. Или трагедия на шахте имени Костенко в Караганде. Список можно продолжать долго.

Неужели эти вопросы имеют меньшее значение, чем проблемы лудомании, самокатов, вейпов или ничем не обоснованные запреты на осуществление АРВ в определённых отраслях и сферах?

Казахстану нужны качественные законы, а это значит – нам необходим профессиональный парламент. Пора бы уже озаботиться этим вопросом и руководству Мажилиса, да и сенаторам, молчаливо наблюдающим за странными действиями коллег из нижней палаты. Ибо стыдно перед мировым сообществом.