Даже если речь идет о какой-нибудь мелочи. Они делают это просто из принципа. Также они частенько здорово мешают жить окружающим, настойчиво требуя, чтобы те решали их проблемы. Причина проста: они считают, что все до единого им «должны».
«И пусть весь мир прогнется!»
Придя в кафе, такой человек непременно укажет официанту на то, что стол вытерт недостаточно чисто или что мясо плохо прожарено… Если приходится стоять в очереди, он начнет требовать, чтобы его пропустили вперед, потому что он плохо себя чувствует, опаздывает по своим делам или имеет право на внеочередное обслуживание по какой-то иной причине… Если с него запросили за какую-нибудь услугу лишний рубль, непременно начнет выяснять, почему так дорого… Не получив требуемого, он начинает громко и во всеуслышание возмущаться.
Друзьям и знакомым таких индивидов тоже приходится нелегко. Дело в том, что последние, как правило, требуют повышенного внимания к себе. Если им что-то от вас нужно, им все равно, заняты вы, заболели или у вас какие-то серьезные проблемы – вы должны немедленно, сию минуту, заняться их делами! Других вариантов они просто не рассматривают. Причем их просьбы к вам часто звучат как требования. Не «мог бы ты сделать (позвонить, съездить, написать и проч.)», а «сделай, позвони, съезди, напиши»… С легкостью они пытаются переложить свои проблемы на плечи других людей.
Синдром исключительности
Почему они такие? Кого-то воспитывали соответствующим образом, внушая, что «надо требовать свое». Кто-то пришел к этому сам, убежденный, что это лучшая стратегия поведения – требуй, и все получишь: «нахальство – второе счастье».
Нередко люди считают, что все им «должны и обязаны» только потому, что они – особенные: у них больше денег, чем у других, они известны, занимают высокую должность, имеют ученую степень и проч. Они любят кричать: «Да вы знаете, кто я такой (такая)! Я заслуженный учитель (доктор наук, профессор медицины, член Союза художников или композиторов, член коллегии адвокатов, генеральный директор фирмы, депутат, и т.д. и т.п.)» Одна женщина-риелтор предлагала показать клиентам свой диплом врача-невропатолога, убеждая их приобрести ту или иную квартиру… Интересно, какое отношение имеет диплом невропатолога к продаже жилья?
Методы борьбы
Обычно единственный способ нейтрализовать такую личность – дать ей жесткий отпор. Так, недавно ко мне обратился владелец соседней квартиры, которую он сдавал и в которой были сильные протечки потолка (я являюсь старшей по дому). Ему пришла в голову «прекрасная» идея подать в суд на нашу управляющую компанию и потребовать с нее деньги «за моральный ущерб». При этом от меня требовалось мобилизовать остальных жильцов, собрать с них заявления и уговорить оплатить техническую экспертизу, которая, между прочим, стоит очень недешево… Кстати говоря, на тот момент на доме поменяли кровлю и протечки прекратились.
Несмотря на то, что я попыталась объяснить соседу: никто не станет заниматься столь неблагодарным делом, тем более оплачивать экспертизу, тратить время, нервы и здоровье на сомнительное сутяжничество, тот продолжал настаивать… Сбавил обороты только, когда я категорически заявила, что ни сама подавать на судебное разбирательство, ни мобилизовывать жильцов не буду. Если он считает нужным – пусть подает в суд сам, как собственник конкретного жилья…
Обычные люди нередко пасуют перед напором таких типов: им кажется, что проще предоставить требуемое, чем придумывать причину для отказа. Это их главная ошибка. Однажды добившись своего, человек, который уверен, что вы ему должны, будет требовать снова и снова – самых разных вещей… И вам будет все сложнее ему отказать.
Поэтому отказывать лучше сразу, пока вам не сели на шею. И в резкой форме. Не «я не уверен, что смогу вам помочь», а «я ничем не смогу вам помочь».
Вот реплики для некоторых распространенных ситуаций.
«Я опаздываю, пропустите меня без очереди!» — «Я тоже опаздываю, тем не менее, стою в очереди».
«Да вы знаете, кто я такой? Я заслуженный артист России!» — «Если вы заслуженный артист, общие правила для вас не писаны?»
«Немедленно сделайте для меня то-то и то-то!» — «Я не стану сейчас это делать, так как в данный момент занят своими делами!»
Ответные реплики надо подавать твердо, а не извиняющимся тоном.
Максимум, что может случиться – человек на вас обидится. Но вам это только на руку: он перестанет с вами общаться и создавать вам проблемы… Если же вы столкнулись с ним в какой-то официальной ситуации и он обещает подать на вас жалобу – вам нечего опасаться, если вы добросовестно выполняли свои обязанности.
Помните, что к отпору такая личность попросту не готова. Она рассчитывает как раз на то, что с ней не станут связываться и поступят так, как она хочет. Высокая самооценка и умение убедить в своем превосходстве действительно сводят отпор к минимуму. Но если вы осознаете, с кем имеете дело, данные приемы на вас не подействуют. Удачи!