Как государство слышит граждан - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как государство слышит граждан

Как государство слышит граждан

Оценивать работу госорганов, в частности правительства, можно по разным параметрам. Однако одним из важнейших является его открытость к гражданам, подразумевающая возможность для каждого человека лично обратиться со своими вопросами к руководству соответствующего профильного ведомства.

  • 10 Ноября 2023
  • 4738
Фото - Caravan.kz

Такая возможность гражданам предоставлена президентом РК К.-Ж.Токаевым, и в последние полтора года центральные государственные органы уделяют исполнению этого поручения много внимания.

Что такое «слышащее государство»

Все началось еще в 2019 году, когда глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» озвучил тезис о «слышащем государстве».

«Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики.

Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения», — заявил тогда президент Казахстана.

Далее, в 2022 году, последовал президентский указ «О проведении встреч руководителей центральных исполнительных органов с населением», которым главам министерств и местных государственных органов предписывалось в обязательном порядке проводить регулярные встречи с населением по четкому утвержденному графику. Более того, в этом же документе была прописана и необходимость организации внеочередных встреч с гражданами «в случае прогнозируемых либо возникших рисков ухудшения ситуации в курируемой сфере в том или ином регионе».

Поскольку некоторые чиновники логичным образом могли превратить такие важные мероприятия просто в свои выступления, в указе было четко обозначено, что доклад руководителя ведомства должен занимать не более четверти от запланированного для встречи времени, остальное время должно быть обязательно посвящено ответам на вопросы населения.  

Можно предположить, что поначалу не все главы ведомств восприняли новые правила, поскольку некоторые из них не привыкли общаться с людьми вживую, ограничиваясь лишь заранее заготовленными речами. В свою очередь и граждане не могли поверить, что наконец-то могут напрямую задавать вопросы министрам и вице-министрам. Однако постепенно новый формат общения государства и гражданского общества прочно вошел в практику, поскольку позволяет получать ответы сразу и по существу, что не всегда возможно сделать через систему eOtinish и другие письменные и электронные форматы обращения в госорганы.

Как общаются с гражданами наиболее «социальные» министерства

Ни для кого не секрет, что самыми важными, волнующими людей во все времена являются вопросы, связанные с пособиями, пенсиями, зарплатами, рабочими местами. Именно поэтому повышение открытости Министерства труда и социальной защиты населения (МТСЗН) к проблемам казахстанцев – большой шаг к реализации на практике концепции «слышащего государства».

В этом году главные руководители ведомства провели несколько мероприятий, направленных на диалог с населением. Так, теперь уже экс-министр Тамара Дуйсенова в марте организовала онлайн-прием граждан в общественной приемной МТСЗН, где подробно рассмотрела проблемы четверых казахстанцев из Астаны, Алматы и Костанайской области. Речь, в частности, шла о пересмотре состава Координационного совета в области социальной защиты лиц с инвалидностью, о расширении льгот для пенсионеров по выслуге лет и снижении пенсионного возраста для работающих во вредных и опасных условиях труда и др. По некоторым моментам министр сама дала развернутые ответы, а вопросы, требующие дополнительного времени, передала соответствующим департаментам ведомства, взяв их решение под свой личный контроль.  

В августе министр Дуйсенова также встретилась с несколькими гражданами, но уже в очном формате, и проконсультировала их по вопросам соблюдения трудового законодательства, обеспечения доступности объектов инфраструктуры для людей с особыми потребностями и установления группы инвалидности.

Буквально на днях, 7 ноября, новый глава МТИСЗ Светлана Жакупова провела прием граждан, где рассмотрела проблемные вопросы пяти казахстанцев из разных регионов.

Кроме того, в рамках прошедшего в Астане ХI Гражданского форума министр встретилась с представителями неправительственных организаций в формате открытого диалога.

Много вопросов у населения связано, безусловно, и со сферой здравоохранения. Глава профильного ведомства Ажар Гиният в этом году совершила несколько рабочих поездок по регионам Казахстана для встреч с гражданами на местах. Так, в январе министр посетила Карагандинскую область, в феврале — Павлодарскую, в марте — Атыраускую, в апреле — Алматинскую и Западно-Казахстанскую, в июле — область Жетысу, в августе — Акмолинскую область. Во всех этих регионах глава Минздрава осматривала объекты здравоохранения и медицинского образования, а также отвечала на вопросы жителей. Граждан интересовали проблемы доступности госпитализации, качества экстренной медицинской помощи, стимулирования труда медицинских работников, сроки строительства новых объектов здравоохранения, проблемы с медпомощью для детей с расстройствами аутистического спектра, государственной помощи в лечении за рубежом и др.

Стоит отметить, что министры и других наиболее социально-значимых ведомств весьма активно включены в работу по преодолению барьеров между населением и государством. Глава Министерства просвещения РК

Гани Бейсембаев только за последний месяц провел две встречи с населением регионов Казахстана, посетив Алматинскую и Павлодарскую области. А вице-министр Еділ Оспан посетил Акмолинскую область для обсуждения проблемных вопросов с гражданами. Руководители министерства встречались как с педагогами и директорами образовательных учреждений, так и непосредственно с жителями. Обсуждали вопросы организации работы в инклюзивном образовании, повышение заработной платы технического персонала и педагогов дополнительного образования, новые правила аттестации учителей и др.

Что касается сферы высшего образования, по которой у казахстанцев также традиционно много вопросов, то глава Министерства высшего образования и науки Саясат Нурбек провел несколько приемов граждан. В июле встретился с жителями городов Астаны, Алматы, Атырау, Актобе и Северо-Казахстанской области и ответил на их вопросы касательно поступления в вузы, сдачи ЕНТ, развития науки и реализации программы «Болашак». В августе в ходе личного приема глава ведомства выслушал обращения и предложения жителей Астаны, Караганды и Павлодарской области по вопросам присуждения образовательных грантов, предоставления мест в общежитиях и др. Кроме этого, подобное мероприятие состоялось и в октябре текущего года, а в августе и сентябре министр посетил город Алматы и область Жетысу, где обсудил с жителями интересующие их вопросы.

Насколько открыты для диалога с населением МВД, Минюст и МЧС

Шефы министерства внутренних дел не отстают от коллег и регулярно общаются с гражданами. В этом году с населением встречался бывший тогда главой МВД Марат Ахмеджанов: он провел серию онлайн-приемов граждан, а также вживую пообщался с жителями Шымкента, Караганды, Мангистауской области. Казахстанцев в основном интересовали вопросы по срокам и качеству расследования преступлений, необоснованное возбуждение уголовных дел и другое. Коме того, министр лично заслушал жалобы и обращения граждан.

Министр юстиции РК Азамат Есқараев был в феврале с рабочим визитом в Актюбинской области, где провел встречу с населением и общественностью и ответил на проблемные вопросы жителей об исполнении судебных актов, регистрации прав на недвижимое имущество, порядке ведения наследственного дела, адвокатской и нотариальной деятельности.

Также в октябре глава Минюста провел в онлайн-формате прием граждан в республиканской общественной приемной партии «AMANAT». Жители Астаны и Жамбылской области задали ему вопросы об оказании бесплатной юридический помощи, регистрации нежилых помещений, а также высказали жалобы на действия частных судебных исполнителей.

Министр по ЧС Юрий Ильин в апреле провел встречу с жителями города Астаны и личный приём граждан, обратившихся по вопросам, касающимся сферы предупреждения и ликвидации ЧС. А в июне посетил Северо-Казахстанскую область, где рассказывал и отвечал на вопросы населения о безопасности в купальный период и о мерах соблюдения противопожарных правил. В свою очередь сменивший Ильина на посту главы МЧС Сырым Шарипханов в июне провел встречу и личный прием жителей Павлодарской области, на которой обсуждались актуальные вопросы, касающиеся оповещения населения при возникновении ЧС.

Кроме того, в этом году главы МЧС, сначала Юрий Ильин в апреле, а затем новый министр Сырым Шарипханов в августе, проводили приемы граждан с рассмотрениями обращений и предложений по вопросам пожарной и промышленной безопасности, кадровой политики и организации деятельности МЧС.

Если же проанализировать статистику, то за 9 месяцев 2023 года в госорганы пришло 2 364 887 обращений, из которых 132 766 жалоб, 202 598 сообщений, 1 497 723 заявления, 255 853 запроса, 8 860 откликов, 55 304 предложения. Весь этот объем документов прислали 681 234 физических лица и 409 182 юридических лица.

Отметим, что главы практически всех ведомств регулярно встречаются с населением либо в онлайн-формате, либо в ходе непосредственно визитов в регионы. Кроме того, не стоит забывать и о работе общественных советов при министерствах, которые состоят преимущественно из активных представителей гражданского общества и доносят многие важные вопросы, волнующие граждан, непосредственно до первых руководителей министерств. Если к этому прибавить еще и обязательные регулярные встречи акимов с населением, которые также четко прописаны в соответствующем президентском указе и исполняются главами регионов и городов, то мы получаем вполне работающий и достаточно всеохватывающий механизм взаимодействия и диалога государства и населения. Слышат народ теперь уже все госорганы, а именно это помогает корректировать государственную политику во всех сферах в сторону удовлетворения наиболее важных и насущных запросов общества. Это и есть суть «слышащего государства» президента Токаева, которое постепенно начинает становиться все более и более открытым и транспарентным.

Лилия Маньшина