Как правительство Казахстана могло бы поднять доходы населения - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как правительство Казахстана могло бы поднять доходы населения

Как правительство Казахстана могло бы поднять доходы населения

У правительства Казахстана есть план, который позволит на 20-30 % ежегодно повышать доходы населения, - сказал заместитель премьер-министра - министр финансов Ерулан Жамаубаев, отвечая на вопросы журналистов.

  • 26 Октября 2023
  • 11261
Фото - Caravan.kz

Почему вдруг правительство озаботилось ростом доходов населения? Инициатива исходит от президента Касым-Жомарта Токаева. 1 сентября он выступил с очередным обращением к народу Казахстана, где сказал, что «главная цель намеченных реформ – стабильный экономический рост на уровне 6-7 %, чтобы к 2029 году увеличить объем национальной экономики в два раза, до 450 миллиардов долларов». А так как Казахстан уютно сидит в «ловушке средних доходов», то рост экономики невозможен без роста доходов населения.

Данные Бюро национальной статистики министерства нацэкономики РК

На графике четко видно, как рост экономики (синяя кривая, указано в миллиардах долларах) подталкивает рост средней зарплаты в (красная кривая, в долларах). Но каждая девальвация тенге «возвращает» среднюю зарплату казахстанца на уровень 400-500 долларов.

Начнем с того, что каждое новое правительство начинает с написания плана по повышению доходов населения. Нынешние наши министры тоже оригинальностью не отличаются и быстро набросали «Программу повышения доходов населения до 2029 года». Он был принят постановлением правительства от 14 апреля 2022 года № 218.

Зимой уже этого года программу модернизировали. Или, скорее, подрихтовали. В принципе вся она сводилась к 10 пунктам. Это:

  •  Рабочая молодежь, как основа для развития страны;
  •  Новые возможности для трудоустройства отдельных категорий социально-уязвимых слоев населения;
  •  Достойная заработная плата бюджетным работникам;
  •  Устранение дисбалансов в трудовых доходах;
  •  Повышение занятости в сельском хозяйстве;
  •  Повышение занятости в туризме;
  •  Массовая занятость в рамках реализации инфраструктурных проектов;
  •  Стимулирование развития эффективной занятости в обрабатывающей промышленности;
  •  Стимулирование роста предпринимательских доходов как фактора повышения доходов населения;
  •  Защита покупательной способности доходов.

Из 10 пунктов только 2 связаны с развитием предпринимательства. Все остальное привычное деление бюджета на всех желающих. Никакого развития судебной системы, защиты прав бизнеса, создания инфраструктуры для бизнеса, упрощения администрирования и налоговой системы.

По словам того же вице-премьера, главная задача — обеспечение казахстанцев рабочими местами. Для этого правительство рассматривает возможность увеличения финансирования по программе "Ауыл аманаты", так как во всех регионах нужно открывать новые рабочие места. Это не сильно отличает новый план Жамаубаева от предыдущего. Писали его те же люди. Поэтому он обречен на освоение бюджета. 

Маркер здесь простой до безобразия. Когда Токаев говорил об увеличении экономики Казахстана в два раза, он сказал, что ВВП должно расти на 6-7 % в год. На самом деле надо расти на 10 % в год. Но и это все достижимо.

Основная проблема этих планов в том, что чиновники рассматривают народ Казахстана как группу людей, которые нуждаются в постоянной заботе и присмотре. Хотя вроде бы сами вышли из этого же народа.

Такое патерналистское отношение зашоривает глаза министров, и они уже не видят, что происходит по сторонам. Из-за этого ни одна программа повышения доходов населения не стреляет.

Патернализм консервативен. Элита всегда стремится сохранить за собой более высокие доходы, а значит, и положение. В случае Казахстана наоборот: сначала положение, потом доходы. Значит, объекту заботы – народу — всегда будет отводиться пассивная роль: его будут одарять работой, крышей над головой, доходами, отдыхом. Старое римское правило: хлеба и зрелищ.

Богатые богатеют, бедные беднеют: в каких регионах Казахстана больше всего неравенства

Отсюда выходит, что чиновник думает о том, как дать человеку работу, а не доход. Приставить его к делу, но не позволить ему создавать это дело самостоятельно. Проще всего это сделать через государственные и окологосударственные структуры. Здесь мы вспоминаем, что 40 % ВВП Казахстана составляет квазигосударственный сектор, где работает более 25 тысяч предприятий с участием государства. Вот вам рабочие места, куда можно впихнуть лишних людей.

Хотя на самом деле рецепт простой и его много раз повторяли все успешные экономики мира: правовая реформа, защита инвесторов, защита бизнеса, развитие инфраструктуры. С этой позиции, например, задержание экс-министра юстиции Марата Бекетаева, который участвовал в работе по делу Стати, смотрится совсем иначе, нежели ранее.

Признание вице-премьера Ерулана Жамаубаева в том, что в бюджете денег нет, поэтому правительство «не может одномоментно решить проблему повышения доходов», проливается как бальзам на раны. Как ни странно, это признание высокопоставленного чиновника, что не все проблемы в стране можно решить деньгами. Это признание, что у Казахстана проблемы. Что нашу экономику пронзила «голландская болезнь». Отсюда растет надежда, что наконец у наших экономистов включится фантазия и они придумают что-то оригинальное. Или хотя бы просто откроют исследования по экономике Польши и Саудовской Аравии.

Казахстан — страна маленькая, и нам есть куда расти. Мы уже 30 лет находимся в фазе экстенсивного роста. Мы добываем и продаем сырье. Любой большой успешный проект по глубокой переработке чего угодно добавит миллиарды к экономике. Перерабатывать можно все, что мы продаем: нефть и газ в пластик, металлы в оборудование и готовые изделия, пшеницу в крахмал, глютен, патоку, спирт и витамины, мясо в полуфабрикаты. Но нужно создать условия, чтобы перерабатывать было выгодно.

Государству нужно выйти из нестратегических секторов экономики. Контролировать половину экономики – это слишком много и дорого. Государство плохой менеджер.

Инвестиции для Казахстана важны. Но людям страшно вкладывать свои деньги в нашу экономику. Должна быть защита инвесторов. Не только крупных, но и мелких. На инвестиционный климат работают и суды, и прокуратура, и полиция, и КНБ.

Рост может дать каждое облегчение ведение бизнеса. В стране 1,5 млн ИП и почти три млн самозанятых. Это кроме уже работающих предприятий. Каждый из них, в принципе, готов расти, чтобы превратиться нормальный бизнес. Но они не растут. А с ними и весь Казахстан не растет на заветные 10%.