Согласно исследованиям, проведенным во Франции за период 1970-2010 годов, сексуальные отношения мужчин и женщин стали более равноправными. Так, возраст вступления в половую жизнь теперь одинаков и для юношей, и для девушек – 17-18 лет (в середине прошлого века женщины начинали на четыре года позже). В независимости от пола, в юности большинство из нас переживает период «активного сексуального поиска». По количеству половых партнеров за всю жизнь женщины тоже стремительно догоняют мужчин. В конце прошлого века в опросниках они называли цифру 2, в 2006 году – уже 4. Цифра у мужчин за это время осталась прежней – 11. Сексуальный аппетиты тоже «выровнялись». В семидесятых годах, судя по данным анкет, инициаторами секса в подавляющем большинстве случаев выступали мужчины, теперь партнеры в паре, как правило, принимают решение вместе.
В семидесятых годах лишь немногие женщины старше 50 лет, состоявшие в браке или постоянных отношениях, указывали в опросниках, что регулярно занимаются сексом. В наши дни, 77% представительниц прекрасного пола в возрасте 50-69 лет имеют партнера, и 86% из этих женщин ведут активную сексуальную жизнь.
По контрасту с похожим сексуальным опытом, представления о мужской и женской сексуальности в наших умах по-прежнему далеки от равноправия: больше 60% мужчин и 75% женщин уверены, что «от природы мужчины испытывают более сильную потребность в сексе». При этом мужчины в два раза чаще, чем женщины, указывают в анкетах, что считают нормальным вступать в сексуальную связь «без любви», только для удовлетворения физической нужды.
По словам экспертов, эти верования отражают гендерную иерархию сексуальности: в ней мужчины не имеют возможности сопротивляться своим природным импульсам, а женщинам навязывается роль хранительницы любви и отношений, которая должна обеспечивать потребности мужчины. Идея о том, что наше сексуальное поведение определено природой и законами биологии до сих пор широко распространена, хотя многочисленные исследования показывают, что сексуальные нормы и поведение человека зависят от социума и культурной среды, в которой он взрослеет. В первую очередь, на наше сексуальное поведение влияют исторический и политический уклад жизни. Яркий пример – изобретение контрацепции, которое перевернуло представления о женской сексуальности. Половой акт перестал сводиться только к репродуктивной функции.
Еще один показательный стереотип, который предстоит развеять, приводит в своей книге «Миф о красоте» исследовательница Наоми Вульф: «Мужчины приучены думать, что тело женщины возбуждает гораздо сильнее, чем ее личность. Поэтому «мужчины любят глазами, женщины – ушами». Мужчин сексуально возбуждает вид женского тела и в значительно меньшей степени – личностные качества женщины, потому что их с детства приучают к такого рода реакции. А женщины слабее реагируют на визуальные стимулы и сильнее – на эмоциональные, потому что их воспитывают так. Подобная асимметрия в сексуальном воспитании поддерживает власть мужчин, заложенную в мифе о красоте: они смотрят на женские тела, оценивают их и идут дальше, а на их тела не смотрят, их не оценивают, не принимают и не отвергают… но даже если тебя определенным образом воспитали, это не значит, что ты не можешь отказаться от ранее выученных уроков».