Стоп, снято!
В СССР едва ли не каждый третий культовый фильм снимался в Крыму, Одессе и Прибалтике. Во-первых, климат там помягче, и съемочной группе не стоит ждать неприятных сюрпризов от погоды. Во-вторых, снимать сцены на фоне крымских пейзажей и средневековых улочек проще, чем в степи или на фоне казахстанских новостроек. А в-третьих, киношники тоже люди, им хочется совместить приятное с полезным, и после напряженного рабочего дня отдохнуть на ялтинском пляже или посидеть в баре старой Риги. И, самое главное, расстояния в Казахстане огромные, инфраструктура развита плохо, и тащить в степь тонны необходимого оборудования — удовольствие сомнительное.
Большинство самых популярных лент студии «Казахфильм» советского периода сняты в Алма-Ате и ее окрестностях.
По сценарию действие картины «Тройной прыжок «Пантеры» (1986 год) происходит под Гурьевом. Именно в эти края в реальности фашисты забрасывали своих диверсантов. Но локациями для съемок была выбрана Кызыл-Орда, а точнее — здание вокзала. Именно ему приходилось быть и комендатурой, и конторой НКВД, и военкоматом. Сцены в степи снимали недалеко от Алма-Аты, под Капчагаем. С атыраускими они имеют мало общего, но на пленке выглядят интереснее.
И вообще, если где-то в фильме про Казахстан есть степь, то с большой вероятностью ее снимали недалеко от южной столицы.
Мерси, Баку!
Если брать самые удаленные от Алма-Аты населенные пункты, то города в этих лентах играют самих себя. Например, в 1975 году в Уральске снимали телефильм, посвященный событиям гражданской войны. По непонятным причинам лента широкого проката не имела. Первоначальным названием фильма было «Уральск в огне»,, но цензоры сочли его слишком мрачным и пугающим, поэтому ленту переименовали в «Степные раскаты»
Частный сектор Уральска, район Курени, к середине 70-х не слишком изменился со времен гражданской, поэтому съемки прошли относительно гладко.
Вот режиссеру Сергею Соловьеву во время съемок драмы «Чужая Белая и Рябой» с локацией повезло гораздо меньше. Действие повести Сергея Ряховского, по которой снят фильм, происходит в Актюбинске 1946 года. Драму снимали в 1986-м, и во время подготовки к съемкам выяснилось, что за 40 лет город стремительно изменился. С середины 70-х Актюбинск стали активно застраивать. Глиняные мазанки, где проживали герои, практически исчезли, а на их месте выросли высотки. В парке культуры и отдыха поставили современные аттракционы, и для съемок он точно не годился.
В результате в Актюбинске было отснято только несколько эпизодов, на железнодорожном разъезде и в чудом сохранившемся кусочке частного сектора. Остальное пришлось снимать в Баку, при этом названия районов сохранились. Это привело к курьезу. В кадре часто появляются трамваи, которых в Актюбинске никогда не было, а главгерой едет на трамвае из района Курмыш в парк культуры и отдыха, хотя на самом деле парк именно в Курмыше и находится.
Житие мое тяжкое
Впрочем, кино на то и кино, чтобы талантом оператора превращать любой уголок в нужную локацию. Ведь в 1944-м Алма-Ате довелось побыть Москвой. Тогда в Казахстан эвакуировали часть «Мосфильма», и Сергей Эйзенштейн получил заказ от самого Сталина на съемки исторической драмы про Ивана Грозного.
Правда, работа над фильмом проходила тяжело, худсовет ленту забраковал, и здоровье Эйзенштейна сильно подкосилось.
Зато режиссер Борис Барнет, когда снимал фильм «Алёнка», актюбинскими локациями остался очень доволен. Эта лента повествует о первых покорителях целины. «Алёнка» вышла на экраны в 1961-м, и настоящий быт целинников тогда ещё не отличался от киношного. Сам город в фильме не называется, но придирчивый зритель найдет как минимум две отсылки. Комсомольская стройка проходит в Белогорске, а советское название Актюбинск происходит от Ак-Тобе, то есть Белый холм. Стоматолог Эльза едет за оборудованием в райцентр Арык. В реальности 50-х зубной врач из Актюбинска мог поехать за креслом в Акбулак, что под Оренбургом. Это ближайший к Актюбинску и по тем временам самый развитый райцентр. Получается Арык — несколько видоизмененный Акбулак, то есть Белый Родник. Для московских киношников и то и то было просто источником воды.
Море, море, мир бездонный
К середине 80-х в поле зрения киношников попал город Шевченко (Актау). Выстроенный по единому проекту, он выгодно отличался от советских городков с хаотичной застройкой, да и архитектура по тем временам была ультрасовременной. Если к этому добавить живописное побережье и фантастические пейзажи, то у Шевченко были все шансы стать казахстанским Голливудом.
Впервые в художественном фильме город появился в 1982 году. По сюжету комедии «За счастьем» романтичная девушка по имени Катя решила, что лучше всего строить счастье на самом краю земли, и выбрала для переезда казахстанский Шевченко. Идее фильма город отвечал полностью. И новостройки посреди пустыни, и ласковое море, ещё без пляжей и гостиниц на побережье. Получалось довольно романтично.
К 1986 году Шевченко уже перестал быть просто стройкой на краю мира. Он превратился в ультрасовременный город. Именно тут прошли съемки музыкального фильма «Монолог о любви» с Софией Ротару. Сюжет пересказывать нет смысла, потому что его там нет .Просто девушка бродит по приморскому городу, вспоминая события уходящего лета и размышляя о бытие. Приморский город тут абстрактен, часть сцен снималась в Прибалтике и Крыму, поэтому героиня могла начать прогулку по побережью в Гурзуфе, продолжить в Юрмале, а закончить в наших степях, но актауские локации хорошо узнаваемы, и в качестве массовки были приглашены обычные горожане.
Два актауских эпизода из фильма «Монолог о любви» получились настолько колоритными, что их транслировали отдельно в развлекательных программах Центрального телевидения. Это ролики на песни «Мы люди!» и «Осень».
К сожалению, перестройка помешала Актау стать декорацией для кино, а потом современная для 80-х годов архитектура устарела.
Зато в Мангыстауской области сейчас стали снимать все больше фильмов. Первой ласточкой в этом плане стал боевик «Тот, кто нежнее», 1996 года.
И про старуху бывает чернуха
Еще одно казахстанское море попало в историю кино лишь по стечению печальных обстоятельств. До того, как Арал стал пересыхать, киношников он не особо интересовал — есть моря и поживописней.Тем менее апокалиптические пейзажи ржавых кораблей посреди мертвой пустыни и морская символика в городах оказались очень колоритными. Это совпало с перестроечным спросом на чернуху. Так, на Арале в 1989-м был снят фильм ужасов «Псы», где одичавшие собаки из города на пересохшем море превратились в кровожадных монстров, а годом ранее тут отсняли несколько сцен из культового фильма «Игла».
Именно к высыхающему морю герой Виктора Цоя привез Дину, чтобы девушка поборола наркозависимость.
"Игла" — единственный культовый фильм, снятый в Казахстане обрел популярность только благодаря исполнителю главной роли
В 2012 году художественный фильм про трагедию Арала захотел снять режиссёр Бахтиёр Худойназаров, но реальные локации ему не понравились, и фильм отсняли в Мангыстау. По злой иронии судьбы после съемок на Каспии тоже стала уходить вода, будто море сглазили.
В 2014 году мрачные пейзажи Арала вдохновили Ричарда Райта из группы «Пинк Флойд», в клипе на песню Louder than words (Громче, чем слова) старики рассказывают детям, что когда-то тут было море. Но, по всей видимости, ребята в это не верят.
Благодаря перестроечному спросу на чернуху попали на пленку окрестности Балхаша. Съемочная группа фильма «Людоед» хотела снять максимально правдивую и шокирующую драму о казахстанском ГУЛАГе и зверствах НКВДшников. Для этого и локации выбирались максимально правдоподобные. Сюжет основан на реальном факте восстания под Джезказганом, а несколько эпизодов было взято из воспоминаний узников Карлага, что под Карагандой. В результате режиссёр выбрал место где-то посередине.
Фильм, мягко говоря, не удался. Создатели, пытаясь шокировать зрителя, перегнули палку с натурализмом. Кроме того, съемки велись в августе 1991-го, во время путча съемочная группа испугалась, что власть снова захватят «кровожадные коммуняки», и все отснятые материалы от греха подальше закопали в песок. На качестве пленки это сказалось не лучшим образом. Потом СССР развалился, и тема сталинских концлагерей перестала быть интересной широкой публике. Хотя при желании отыскать «Людоеда» в Интернете можно.
Дикий, дикий Восток
Почти все советские фильмы про «дивный Восток» снимались в Узбекистане. Это неудивительно, ведь в Ташкенте, Бухаре и Самарканде сохранилось много зданий, сохранивших древний колорит, а к услугам киношников есть огромная киностудия. Но эти достопримечательности слишком прилизаны, а создателям фильма «Безбородый обманщик» (1964 год) хотелось побольше достоверности. Кроме того, Алдар-Косе, главный герой фильма — самый что ни на есть казахский персонаж, и в узбекских локациях он выглядел бы фальшиво.
Так в историю кино попал Туркестан. Это сейчас сакральная столица — аккуратненький туристический городок, а в 60-х там еще сохранились глиняные мазанки, настоящий восточный базар и даже главная достопримечательность — мавзолей Ходжи-Ахмета Яссауи — выглядел довольно буднично, без нынешнего туристического лоска.
Советский кинематограф быстро отреагировал на популярность американских вестернов.
Буржуйские истории про бесстрашных ковбоев, принципиальных шерифов, гордых индейцев и подлых преступников под коммунистическую идеологию подходили плохо, поэтому в министерстве культуры СССР было принято решение снимать подобное и у нас, но чтобы положительные герои были верны идеалам марксима-ленинизма. Для этой цели хорошо подходили герои Гражданской войны, а их антагонистами выступали белогвардейцы, махновцы, басмачи и прочий сброд, который из вредности не хочет справедливой советской власти.
По разнарядке сверху такие фильмы снимались на всех киностудиях союзных республик, и в каждой был свой аутентичный колорит.
Самым известным казахстанским истерном (так по аналогии с вестерном стали называть этот жанр) стал «Конец атамана» (1970 год) По сюжету хороший чекист Чадьяров должен устранить плохого белогвардейского атамана Дутова. В фильме есть все штампы крутого голливудского боевика: перестрелки, наркотики, «кроты» и предатели родины.
Вот только вместо дикого Запада тут фигурирует Жамбылская область, а если быть точнее — город Каратау.
К началу нулевых процесс съемок фильмов упростился настолько, что попробовать себя в роли режиссёра мог любой желающий. В Интернете можно отыскать сотни любительских фильмов, где съёмки проходят в родном городе, а то и ауле режиссера. В погоне за незаезженными пейзажами в Казахстан все чаще приезжают иностранные режиссёры.
Вот только для простых зрителей кадры со знакомыми улицами давно уже перестали быть ярким событием.