Советские кинорежиссеры почему-то не очень любили казахстанские локации - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Советские кинорежиссеры почему-то не очень любили казахстанские локации

Советские кинорежиссеры почему-то не очень любили казахстанские локации

Тем не менее практически каждый город в нашей стране хоть немного отметился на экране.

  • 23 Октября 2023
  • 27624
Фото - Caravan.kz

Стоп, снято!

В СССР едва ли не каждый третий культовый фильм снимался в Крыму, Одессе и Прибалтике. Во-первых, климат там помягче, и съемочной группе не стоит ждать неприятных сюрпризов от погоды. Во-вторых, снимать сцены на фоне крымских пейзажей и средневековых улочек проще, чем в степи или на фоне казахстанских новостроек. А в-третьих, киношники тоже люди, им хочется совместить приятное с полезным, и после напряженного рабочего дня отдохнуть на ялтинском пляже или посидеть в баре старой Риги. И, самое главное, расстояния в Казахстане огромные, инфраструктура развита плохо, и тащить в степь тонны необходимого оборудования — удовольствие сомнительное.

Большинство самых популярных лент студии «Казахфильм» советского периода сняты в Алма-Ате и ее окрестностях. 

По сценарию действие картины «Тройной прыжок «Пантеры» (1986 год) происходит под Гурьевом. Именно в эти края в реальности фашисты забрасывали своих диверсантов. Но локациями для съемок была выбрана Кызыл-Орда, а точнее — здание вокзала. Именно ему приходилось быть и комендатурой, и конторой НКВД, и военкоматом.  Сцены в степи снимали недалеко от Алма-Аты, под Капчагаем. С атыраускими они имеют мало общего, но на пленке выглядят интереснее.

В фильме
В фильме "Тройной прыжок Пантеры" Гурьевскую область изображал Капчагай

И вообще, если где-то в фильме про Казахстан есть степь, то с большой вероятностью ее снимали недалеко от южной столицы.

Мерси, Баку!

Если брать самые удаленные от Алма-Аты населенные пункты, то города в этих лентах играют самих себя. Например, в 1975 году в Уральске снимали телефильм, посвященный событиям гражданской войны.  По непонятным причинам лента широкого проката не имела. Первоначальным названием фильма было «Уральск в огне»,, но цензоры сочли его слишком мрачным и пугающим, поэтому ленту переименовали в «Степные раскаты»

Когда снималься фильм
Когда снималься фильм "Степные раскаты", компьютерной графики еще не существовало, и современные детали из кадра убрать было невозможно.Но броневик времен гражданской идельно вписался в улочки Уральска 70-х

Частный сектор Уральска, район Курени, к середине 70-х не слишком изменился со времен гражданской, поэтому съемки прошли относительно гладко.

Вот режиссеру Сергею Соловьеву во время съемок драмы «Чужая Белая и Рябой» с локацией повезло гораздо меньше. Действие повести Сергея Ряховского, по которой снят фильм, происходит в Актюбинске 1946 года. Драму снимали в 1986-м, и во время подготовки к съемкам выяснилось, что за 40 лет город стремительно изменился. С середины 70-х Актюбинск стали активно застраивать. Глиняные мазанки, где проживали герои, практически исчезли, а на их месте выросли высотки. В парке культуры и отдыха поставили современные аттракционы, и для съемок он точно не годился.

Трамваев в Актюбинске никогда не было. Съемки фильма
Трамваев в Актюбинске никогда не было. Съемки фильма "Чужая Белая и Рябой" частично проходили в Баку

В результате в Актюбинске было отснято только несколько эпизодов, на железнодорожном разъезде и в чудом сохранившемся кусочке частного сектора. Остальное пришлось снимать в Баку, при этом названия районов сохранились. Это привело к курьезу. В кадре часто появляются трамваи, которых в Актюбинске никогда не было, а главгерой едет на трамвае из района Курмыш в парк культуры и отдыха, хотя на самом деле парк именно в Курмыше и находится.

Житие мое тяжкое

Впрочем, кино на то и кино, чтобы талантом оператора превращать любой уголок в нужную локацию. Ведь в 1944-м Алма-Ате довелось побыть Москвой.  Тогда в Казахстан эвакуировали часть «Мосфильма», и Сергей Эйзенштейн получил заказ от самого Сталина на съемки исторической драмы про Ивана Грозного.

Съемки
Съемки "Ивана Грозного" проходили на пересечении современных улиц Толе би и Калдаякова.В 1944-м там стояли ветхие домики, которые у Эйзенштейна ассоциировались с Москвой ХVI века

Правда, работа над фильмом проходила тяжело, худсовет ленту забраковал, и здоровье Эйзенштейна сильно подкосилось.

Зато режиссер Борис Барнет, когда снимал фильм «Алёнка», актюбинскими локациями остался очень доволен. Эта лента повествует о первых покорителях целины. «Алёнка» вышла на экраны в 1961-м, и настоящий быт целинников тогда ещё не отличался от киношного. Сам город в фильме не называется, но придирчивый зритель найдет как минимум две отсылки. Комсомольская стройка проходит в Белогорске, а  советское название Актюбинск происходит от Ак-Тобе, то есть Белый холм. Стоматолог Эльза едет за оборудованием в райцентр Арык. В реальности 50-х зубной врач из Актюбинска мог поехать за креслом в Акбулак, что под Оренбургом. Это ближайший к Актюбинску и по тем временам самый развитый райцентр. Получается Арык — несколько видоизмененный Акбулак, то есть Белый Родник.  Для московских киношников и то и то было просто источником воды.

Над фильмом
Над фильмом "Аленка" работала киностудия "Мосфильм". Проще было снимать целину в Ставрополье, но режиссер настоял на достоверности

Море, море, мир бездонный

К середине 80-х в поле зрения киношников попал город Шевченко (Актау). Выстроенный по единому проекту, он выгодно отличался от советских городков с хаотичной застройкой, да и архитектура по тем временам была ультрасовременной. Если к этому добавить живописное побережье и фантастические пейзажи, то у Шевченко были все шансы стать казахстанским Голливудом.

Впервые в художественном фильме город появился в 1982 году. По сюжету комедии «За счастьем» романтичная девушка по имени Катя решила, что лучше всего строить счастье на самом краю земли, и выбрала для переезда казахстанский Шевченко. Идее фильма город отвечал полностью. И новостройки посреди пустыни, и ласковое море, ещё без пляжей и гостиниц на побережье. Получалось довольно романтично.

К 1986 году Шевченко уже перестал быть просто стройкой на краю мира. Он превратился в ультрасовременный город. Именно тут прошли съемки музыкального фильма «Монолог о любви» с Софией Ротару. Сюжет пересказывать нет смысла, потому что его там нет .Просто девушка бродит по приморскому городу, вспоминая события уходящего лета и размышляя о бытие. Приморский город тут абстрактен, часть сцен снималась в Прибалтике и Крыму, поэтому героиня могла начать прогулку по побережью в Гурзуфе, продолжить в Юрмале, а закончить в наших степях, но актауские локации хорошо узнаваемы, и в качестве массовки были приглашены обычные горожане.

Набережная. где снимали клип Софии Ротару. за 40 лет почти не изменилась

Набережная, где снимали клип Софии Ротару, за 40 лет почти не изменилась

Два актауских эпизода из фильма «Монолог о любви» получились настолько колоритными, что их транслировали отдельно в развлекательных программах Центрального телевидения. Это ролики на песни «Мы люди!» и «Осень».

К сожалению, перестройка помешала Актау стать декорацией для кино, а потом современная для 80-х годов архитектура устарела.

Зато в Мангыстауской области сейчас стали снимать все больше фильмов. Первой ласточкой в этом плане стал боевик «Тот, кто нежнее», 1996 года.

И про старуху бывает чернуха

Еще одно казахстанское море попало в историю кино лишь по стечению печальных обстоятельств. До того, как Арал стал пересыхать, киношников он не особо интересовал — есть моря и поживописней.Тем менее апокалиптические пейзажи ржавых кораблей посреди мертвой пустыни и морская символика в городах оказались очень колоритными. Это совпало с перестроечным спросом на чернуху. Так, на Арале в 1989-м был снят фильм ужасов «Псы», где одичавшие собаки из города на пересохшем море превратились в кровожадных монстров, а годом ранее тут отсняли несколько сцен из культового фильма «Игла».

Режиссер фильма
Режиссер фильма "Псы" говорил, что это философская притча, но в прокате лента подавалась как фильм ужасов

Именно к высыхающему морю герой Виктора Цоя привез Дину, чтобы девушка поборола наркозависимость.

"Игла" — единственный культовый фильм, снятый в Казахстане обрел популярность только благодаря исполнителю главной роли

В 2012 году художественный фильм про трагедию Арала захотел снять режиссёр Бахтиёр Худойназаров, но реальные локации ему не понравились, и фильм отсняли в Мангыстау. По злой иронии судьбы после съемок на Каспии тоже стала уходить вода, будто море сглазили.

В 2014 году мрачные пейзажи Арала вдохновили Ричарда Райта из группы «Пинк Флойд», в клипе на песню Louder than words (Громче, чем слова) старики рассказывают детям, что когда-то тут было море. Но, по всей видимости, ребята в это не верят.

Благодаря перестроечному спросу на чернуху попали на пленку окрестности Балхаша. Съемочная группа фильма «Людоед» хотела снять максимально правдивую и шокирующую драму о казахстанском ГУЛАГе и зверствах НКВДшников. Для этого и локации выбирались максимально правдоподобные. Сюжет основан на реальном факте восстания под Джезказганом, а несколько эпизодов было взято из воспоминаний узников Карлага, что под Карагандой. В результате режиссёр выбрал место где-то посередине.

Фильм, мягко говоря, не удался. Создатели, пытаясь шокировать зрителя, перегнули палку с натурализмом. Кроме того, съемки велись в августе 1991-го, во время путча съемочная группа испугалась, что власть снова захватят «кровожадные коммуняки», и все отснятые материалы от греха подальше закопали в песок. На качестве пленки это сказалось не лучшим образом. Потом СССР развалился, и тема сталинских концлагерей перестала быть интересной широкой публике. Хотя при желании отыскать «Людоеда» в Интернете можно.

Дикий, дикий Восток

Почти все советские фильмы про «дивный Восток» снимались в Узбекистане. Это неудивительно, ведь в Ташкенте, Бухаре и Самарканде сохранилось много зданий, сохранивших древний колорит, а к услугам киношников есть огромная киностудия. Но эти достопримечательности слишком прилизаны, а создателям фильма «Безбородый обманщик» (1964 год) хотелось побольше достоверности. Кроме того, Алдар-Косе, главный герой фильма — самый что ни на есть казахский персонаж, и в узбекских локациях он выглядел бы фальшиво.

 В фильме
В фильме "Безбородый обманщик" Туркестан отлично передал дух настоящего Востока

Так в историю кино попал Туркестан. Это сейчас сакральная столица — аккуратненький туристический городок, а в 60-х там еще сохранились глиняные мазанки, настоящий восточный базар и даже главная достопримечательность — мавзолей Ходжи-Ахмета Яссауи — выглядел довольно буднично, без нынешнего туристического лоска.

Советский кинематограф быстро отреагировал на популярность американских вестернов.

Буржуйские истории про бесстрашных ковбоев, принципиальных шерифов, гордых индейцев и подлых преступников под коммунистическую идеологию подходили плохо, поэтому в министерстве культуры СССР было принято решение снимать подобное и у нас, но чтобы положительные герои были верны идеалам марксима-ленинизма. Для этой цели хорошо подходили герои Гражданской войны, а их антагонистами выступали белогвардейцы, махновцы, басмачи и прочий сброд, который из вредности не хочет справедливой советской власти.

По разнарядке сверху такие фильмы снимались на всех киностудиях союзных республик, и в каждой был свой аутентичный колорит.

В
В "Конце атамана" использовались все приёмы голливудских вестернов

Самым известным казахстанским истерном (так по аналогии с вестерном стали называть этот жанр) стал «Конец атамана» (1970 год) По сюжету хороший чекист Чадьяров должен устранить плохого белогвардейского атамана Дутова. В фильме есть все штампы крутого голливудского боевика: перестрелки, наркотики, «кроты» и предатели родины.

Вот только вместо дикого Запада тут фигурирует Жамбылская область, а если быть точнее — город Каратау.

К началу нулевых процесс съемок фильмов упростился настолько, что попробовать себя в роли режиссёра мог любой желающий. В Интернете можно отыскать сотни любительских фильмов, где съёмки проходят в родном городе, а то и ауле режиссера. В погоне за незаезженными пейзажами в Казахстан все чаще приезжают иностранные режиссёры.

Вот только для простых зрителей кадры со знакомыми улицами давно уже перестали быть ярким событием.