Давление на учителей, буллинг и религиозность в школах: Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на проблемы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-7 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Давление на учителей, буллинг и религиозность в школах:  Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на проблемы

Давление на учителей, буллинг и религиозность в школах: Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на проблемы

Накануне, в День учителя, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на Республиканском съезде педагогов. 

  • 6 Октября 2023
  • 9614
Фото - Caravan.kz

В ходе своего выступления президент поздравил казахстанских учителей и обозначил несколько важных моментов в образовательной сфере. Он высказался о повышении статуса педагога за последние четыре года, подчеркнул высокую значимость и труд учителей, а также задел множество важных тем, включая факты давления на преподавателей, дефицит педагогических кадров в стране и буллинг в школах.

В сегодняшем материале медиапортала Caravan.kz мы разберем основные тезисы из выступления главы государства с экспертной точки зрения. Нашим спикером выступила директор издательского дома «Көкжиек-Горизонт», кандидат педагогических наук и педагог-мастер Наталья Новосельцева.

— Наталья Владимировна, что вы думаете о вчерашнем выступлении президента?

— Прежде всего надо отметить в целом важность происходящего. Президент не просто лично присутствует на съезде учителей, поздравляет и награждает, а он говорит о проблемах. Какие-то проблемы копились годами (например, буллинг), а какие-то появились недавно (например, проблемы с часто меняющимися правилами аттестации педагогов).

— Первым делом глава государства высказался о том, что было сделано с 2019 года, когда был принят Закон «О статусе педагога». Что вы думаете о принятых мерах? Насколько они ощутимы и положительны?

— Закон «О статусе педагога», принятый в Казахстане в 2019 году, был важным шагом в развитии системы образования и улучшении условий работы для педагогов. Закон призван повысить статус учителей, защитить их права, а также повысить престиж профессии в обществе.

Принятые меры, связанные с законом, включают улучшение оплаты труда педагогов, повышение квалификации и возможности профессионального развития, а также гарантии социальной защиты для учителей. Однако для оценки ощутимости и положительной результативности принятых мер необходимо провести подробное исследование, учитывающее различные факторы, такие как выполнение финансовых обязательств, уровень удовлетворенности педагогов. И главное — выросло ли качество образования?

В целом принятие Закона «О статусе педагога» является важным шагом в поддержке образования и педагогической профессии. Однако достижение положительных результатов требует не только принятия законов, но и выполнения всех принятых мер, регулярной оценки эффективности и дальнейшей работы над улучшением ситуации в сфере образования.

Иными словами, общество хотело бы знать: работает ли закон? Приведу простой пример. Учитель начальных классов (назовём его учитель А) до введения новых правил аттестации имела высшую категорию и, соответственно, высокую зарплату. Но не смогла набрать баллы при прохождении тестирования, через полгода она не смогла участвовать в повторном тестировании, результат – сейчас она учитель без категории с самой низкой зарплатой. При этом учитель тот же, методика преподавания и подходы те же, работает она в том же классе с теми же детьми. И учитель Б: за последние три года ему удалось стать педагогом-мастером, с соответствующей зарплатой.

Говоря об исследовании, мы имеем в виду исследовать те данные, которые сказали бы нам, какое количество учителей А, имея высшую категорию, потеряли её за последние три года. Важно также знать, какое количество педагогов Б повысили свою категорию. Если ученики педагога А демонстрируют такое же качество знаний, как у педагога Б, надо признать, что тут закон «О статусе педагога» не работает, и правила аттестации тоже не работают.

— Первая проблема, о которой высказался Токаев – нехватка педагогов: в стране не хватает 5 тысяч учителей, и этот показатель только растёт. Каковы ваши мысли об этом?

— Проблема нехватки педагогов, особенно в таком масштабе, как отмечается в Казахстане, является серьёзной и требует пристального внимания со стороны государства и Министерства просвещения. Нехватка квалифицированных учителей может оказывать отрицательное влияние на качество образования и развитие молодого поколения. Чтобы понимать масштаб такого дефицита, представьте: в Алматы из-за дефицита учителей и дефицита школ в классах порой учатся сразу 45 детей. Такая же ситуация в Астане. По-хорошему, такие классы надо делить ещё на 2 класса, соответственно, нехватка 5000 учителей – число, скорее, заниженное, реально их больше, и это вызывает грусть…

Чтобы решить эту проблему, необходимо предпринять меры для привлечения большего числа людей в педагогическую сферу, а также поддержать и стимулировать уже работающих учителей. Это может включать улучшение условий работы, повышение престижа профессии, расширение программ подготовки педагогов и увеличение финансовых инвестиций в образование.

Также важно обратить внимание на причины, по которым люди не выбирают педагогическую профессию, и искать способы преодоления этих препятствий. Можно проводить информационные кампании, повышать общественное осознание важности и значимости педагогического труда, а также создавать условия для профессионального роста и развития учителей.

Решение проблемы нехватки педагогов является сложным и многосторонним процессом, но важно приложить усилия для создания привлекательной и поддерживающей среды для педагогической работы. Только тогда можно будет справиться с этой проблемой и обеспечить качественное образование для всех детей. А если вернёмся к нашим учителям А и Б, то кто из них думает об увольнении? Ответ очевиден…

— Также президент потребовал прекратить давление на преподавателей, которое профильное министерство оказывает путём частого изменения квалификационных требований. «Разгулу чиновничьей фантазии нужно поставить заслон, преподаватели имеют право работать в спокойной, стабильной и предсказуемой атмосфере», — обозначил Касым-Жомарт Токаев. Согласны ли вы с этим? Вообще, насколько остро стоит этот вопрос?

— Очень правильное замечание президента, как говорится, попадание 100 процентов! Что же называет президент «разгулом» фантазии? Мы уже говорили о правилах аттестации педагогов на

страницах вашего издания. Сейчас, наконец, вводят более гуманные способы аттестации учителей. С разъяснениями выступают представители Министерства просвещения. Но новые правила вступят в силу только через полгода. Сейчас учителя сдают и тест в полном объёме, и портфолио собирают. По-прежнему процветает торговля сертификатами, курсами и публикациями. Вот что предлагают учителям купить для прохождения аттестации в группах WhatsApp и Telegram:

 

Вернёмся в нашим учителям А и Б. Где гарантия, что учитель Б не купил всё вышеперечисленное, чтобы получить педагога-мастера?

— Особое внимание президент уделил вопросу безопасности в школах и буллингу, насилию и суицидам среди школьников. Токаев даже напрямую обратился ко всем родителям: «Не поощряйте своих детей к проявлению насилия, нарушению общепринятого порядка и тем более не защищайте их перед учителями». Говорит ли это о том, что проблемы достигли своего критического пика, что о них высказывается лидер страны?

— Да. Ежедневно из СМИ, в социальных сетях мы слышим о страшных случаях насилия над детьми, о случаях доведения до самоубийства. Ужасает возраст: в 7 лет ребёнок подвергается насилию, унижению, это порой в голове не укладывается…

Высказывания президента о проблемах безопасности в школах, включая буллинг, насилие и суициды среди школьников, свидетельствуют о том, что эти проблемы привлекли серьёзное внимание и являются предметом глобальной обеспокоенности. Когда глава государства обращается напрямую к родителям и обществу в целом, это может указывать на критический пик или нарастание проблем. Такие высказывания от лидера страны вызывают осознание необходимости срочного вмешательства и решения проблемы. Надеюсь, что данное замечание будет служить началом существенных изменений и усиленной работы над обозначенной проблемой.

— Президент потребовал ускорить цифровизацию образовательного процесса. На ваш взгляд, насколько сильно мы отстаём в этом вопросе?

— Важными аспектами цифровизации образования являются доступ к компьютерам и интернету для учащихся и педагогов, разработка и внедрение цифровых учебных материалов и платформ, а также обучение педагогов использованию цифровых инструментов. Отставание в этих областях может ограничивать возможности обучения и развития учащихся.

Для точной оценки, насколько сильно мы отстаём, требуется сравнение с конкретными целями и показателями в каждом регионе. Президент поставил не только цель, но и сроки – полгода. Полгода для проведения скоростного интернета в каждый уголок страны. Будем надеяться, что поручение главы государства будет выполнено в срок.

— Президент высказался и о проявлениях религиозности в школах: «Хочу остановиться ещё на одной обсуждаемой проблеме. Согласно Конституции, Казахстан – светское государство. Этот принцип должен строго соблюдаться во всех сферах, в том числе и в образовательной».

— Полностью согласна и поддерживаю. Тут надо педагогам помочь в плане инструментария, чтобы были сценарии бесед с родителями, чтобы были факультативные занятия, классные часы, которые будут разъяснять всем, что такое светскость. Мы, как издательство, подготовили учебник для 9 класса «Светскость и основы религиоведения». Необходимо ввести предмет «Светскость и основы религиоведения» в ТУПл (Типовой учебный план), в его вариативную часть, тогда он будет преподаваться во всех школах страны. Это факультативный курс, его могут преподавать учителя истории и права. Надеемся, что это поможет решить проблему там, где она уже есть, и не допустить её распространения далее.

— Возможно, вы могли бы высказаться и о других проблемных аспектах?

— Как издатель, могу высказаться об оснащении школьных библиотек. Касым-Жомарт Токаев также в своём выступлении остановился на вопросах оснащения сельских школьных библиотек: «Особое внимание следует уделить вопросам развития в сельских школах библиотек, где следует предусмотреть всё необходимое для детей. Литература должна быть одинаково доступной для городских и сельских школьников. Чтобы дать детям равные возможности, качество образования должно одинаково повышаться во всех регионах. Независимо от семейного положения, среды, в которой вырос, все дети имеют право на качественное образование».

Безусловно, оснащение сельских библиотек не только учебной, но и художественной литературой будет стимулировать рост качества знаний детей из сельских школ. Не надо также забывать про учителей. Надо и учителям иметь возможность взять в своей школьной библиотеке методические руководства, научно-методическую литературу.

— Что бы вы хотели пожелать казахстанским педагогам в День учителя?

— Я хочу поздравить всех учителей. Дорогие коллеги, выражаю искреннюю благодарность за ваше преданное служение образованию и развитию молодого поколения. Ваши усилия и поддержка играют наиважнейшую роль в формировании будущих лидеров и профессионалов.

Несмотря на вызовы, с которыми вы сталкиваетесь, ваша решимость и энтузиазм позволяют преодолевать преграды и выполнять дальше свою миссию. Спасибо вам за вашу безмерную любовь к ученикам. Хочу пожелать вам благополучия, здоровья и удовлетворения от вашей благородной профессии.