Для приёма к врачу: как мошенники выманивают у казахстанцев их ИИН - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Для приёма к врачу: как мошенники выманивают у казахстанцев их ИИН

Для приёма к врачу: как мошенники выманивают у казахстанцев их ИИН

Мошенники в Казахстане с приходом осени только активизировались. Появляются все новые и новые мошеннические схемы.

  • 5 Октября 2023
  • 3289
Фото - Caravan.kz

Какие психологические уловки используют мошенники и как не стать жертвой мошенников, корреспонденту Caravan.kz рассказала семейный психолог Динара Ахметова.

— Какая на сегодняшний день ситуация с мошенническими схемами в Казахстане?

— Казахстанцы разных возрастов регулярно сталкиваются с мошенническими атаками в их адрес. В частности, по сообщению Министерства внутренних дел Республики Казахстан, с начала 2023 года всего зарегистрировано более 13,7 тысячи фактов интернет-мошенничества. Но помимо интернетных атак мошенники используют и другие схемы.

Многие алматинцы и жители других городов уже устали от телефонных звонков детей-самозванцев, которые сообщают, что попали то в больницу, то в полицию, то их похитили и т.д. и им срочно нужны деньги.

К этим "тревожным" звонкам добавились еще и "выгодные" предложения. К примеру, звонят якобы из некой клиники и приглашают на бесплатный осмотр и диагностику, после которого бесплатно выпишут рецепт на очки, линзы и т. п. и просят сообщить имя, фамилию, возраст и адрес проживания, нередко ИИН якобы для того, чтобы записать на прием к врачу. И некоторые пенсионеры на бесплатное приглашение легко отзываются — бесплатно же.

Также по телефону приглашают на всевозможные семинары и курсы личностного роста и тоже спрашивают личные данные и точный адрес проживания с целью якобы записать в группу слушателей. И тоже бесплатно.

Понятно, что цель всех этих предложений и приглашений – заполучить личные данные потенциальной жертвы. А заполучив эти данные, мошенники могут и онлайн-кредит взять и оформить покупку чего угодно.

Иногда звонят и молчат, дожидаясь, когда абонент скажет слово "да". И тогда это "да" тоже можно будет использовать для покупки в Интернете или оформления кредита.

— Как и почему наши граждане покупаются на уловки мошенников?  

— Попадаются на уловки многие и не потому, что такие уж глупые. А потому, что мошенники используют чисто психологические приемы, которые стопроцентно действуют на нашу психику и подсознание. И тут уж ни образование, ни интеллект не имеют особого значения. Например, при разговоре с потенциальной жертвой обмана мошенники пользуются таким приемом: копируют интонацию собеседника и ритм, с которым он говорит, то есть как бы устно делаются копией собеседника, и тому становится все интереснее и интереснее разговаривать с новым знакомым. И всегда при разговоре мошенники стараются сначала успокоить и психологически расслабить человека, иногда переключая его внимание с изначальной темы разговора на ту, которая может, по мнению мошенника, заинтересовать потенциальную жертву обмана. Например, представившись сотрудником собеса и рассказав, что пенсионерам района причитается небольшая выплата от собеса, которую прямо сейчас принесет курьер, мошенник(ца) могут неожиданно спросить: "А вы слышали, барахолка сегодня горела?". Или вопрос может касаться многоэтажного дома в паре кварталов от того, в котором живет пенсионерка. И пожилая женщина или мужчина непроизвольно начнут отвечать и задавать свои вопросы, и общение затянется, а дальше плавно перейдет на волнующие всех пенсионеров темы: цена на лекарства, хлеб, продукты, коммуналку, вызывая чувство общности по жизненным трудностям и симпатию к себе. И мошенник может подтолкнуть в итоге разговора к тому моменту, когда он или она могут зайти к пенсионеру и занести причитающуюся выплату. Пенсионер, пусть не каждый, может согласиться, и тогда действительно приходит некто и просит документы, переписывает данные и вручает каких-нибудь 5 тысяч тенге. А потом тоже спокойно может взять онлайн-кредит по данным пенсионера. 

Как оградить своих детей от радикальных сект – рассказывают эксперты

— Но ведь большинство граждан знают о мошенниках, почему вообще с ними разговаривают?

— Да потому, что мошенники зачастую в самом начале разговора используют бронебойный психологический прием – страх. То есть мошенник сразу по телефону сообщает о том, что на пенсионера взят кредит без его участия или о том, что его деньги с карточки или счета переведены в неизвестном направлении. Пенсионер(ка) пугается, перестает рационально мыслить, и под этот испуг мошенник узнает и данные банковской карточки, и паспортные данные.

 А еще мошенники часто играют на мечтах людей разбогатеть по-быстрому. И предлагают вложиться "прямо сейчас" в пирамиду с нереальными процентами или в инвестиции несуществующих золотых или серебряных рудников, вложиться в кредитную организацию и тому подобное. Обещают быструю и крупную прибыль — и жертва, мечтающая быстро разбогатеть, покупается и вкладывает деньги неизвестно куда. А точнее, известно — в карман мошенников.

 Могут мошенники играть и на сострадании как к людям, так и к животным. Схемы могут быть разными. Могут и на авторитете госорганов сыграть. То есть звонящий по телефону может представиться и сотрудником КНБ или полиции. А пожилые люди привыкли доверять государственным органам. То есть психологически играть мошенники могут на чем угодно.

— Как распознать мошенника и не попасть к нему в ловушку?

— Узнать легко. Мошенник всегда первым идет на контакт, который не был запланирован гражданином самостоятельно. И всегда — в разговоре ли, в переписке ли — речь всегда идет о деньгах. Или они просят под каким-либо соусом сообщить личные данные. Еще вы узнаете мошенников по тому, что они всегда пытаются вывести собеседника из душевного равновесия. Как уже говорили выше – напугать, вызвать сострадание, беспокойство за близких или за денежные средства. То есть пытаются вызвать яркие эмоции. И всегда при этом очень торопят с принятием решения, буквально давят с его моментальным принятием.

 Могу посоветовать не разговаривать с незнакомыми людьми, не переписываться и общаться напрямую и со своими близкими и с сотрудниками своего банка. "Ограничить свои контакты до минимума" – будет, пожалуй, самым полезным в плане обезопасить себя от мошенников.