Экономист Марат Абдурахманов рассказал о последствиях повышения тарифов на платных дорогах, передает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
По всей видимости, казахстанцам придется «затянуть потуже пояса». Буквально на днях министр транспорта Марат Карабаев сообщил, что тарифы платных дорог будут увеличены на 20 %. Но это ещё не всё. Ранее были платными только дороги с четырехполосным движением, сейчас рассматривается вопрос оплаты за пользование двухполосными дорогами на участках, ведущих в РФ (Павлодар — Калбатау — Усть-Каменогорск, Кызылорда — Аральск, Актау — Бейнеу, Актобе – Уральск). По словам министра, ввиду того, что объем автомобильных перевозок в РФ и КНР увеличился, дороги испытывают дополнительную нагрузку, и текущих тарифов не хватает, чтобы обеспечить их качество. Вот и приехали!
Сначала взлетели цены на автозапчасти, теперь «подпрыгнула» стоимость проезда для грузовиков и фур. Тарифы и так были, мягко говоря, немаленькие (Алматы-Хоргос – до 8,8 тыс. тенге, Астана-Павлодар – до 11,2 тыс. тенге), а теперь они догоняют стоимость авиаперевозок. А ведь дороги – это кровеносные системы экономики. И большая часть продуктов, которые мы видим на прилавках, перевозится автотранспортом. Чтобы отбить свои расходы, предприниматели задерут цены на перевозимый груз.
«Повышение тарифов даст рост цен на товары народного потребления, такие как мука, масло, молоко, мясо, подорожают и корма для животных, что опять же скажется на стоимости мясной продукции. Повышение среднего тарифа даст чистый рост издержек на более чем 0,56 тенге за тонну/км. Это соответствует росту цен для потребителя на 2 % на все перевозимые автомобильным транспортом грузы без учета маржи. Фактически рост цен составит от 2 до 6 % за счет этого нововведения», — прокомментировал ситуацию экономист Марат Абдурахманов.
В конечном итоге платить за все будет потребитель, то есть налогоплательщик. Хотя дороги строились прежде всего за его счет. В дополнении к бюджетным средствам были также взяты кредиты в международных банках и привлечены деньги инвесторов.
На 31 декабря 2022 года задолженность компании «КазАвтоЖол» перед Эксимбанком Китая достигла почти 734 млрд тенге, долги ЕБРР составили 105 млрд тенге, перед Азиатским банком развития — 32 млрд тенге. Причем правительство Казахстана является гарантом большей части займов. Суммы немаленькие, и возникает вопрос, насколько эффективно компания их расходует.
«Анонсируемое повышение тарифов от «КазАвтоЖол» связано с девальвацией тенге и высокими расходами. На мой взгляд, деятельность компании следует поставить под контроль и
провести публичный аудит. После чего вводить расчетные тарифы на транспорт исходя из грузоподъемности и загруженности. При этом логично отменить все налоги с транспорта, в том числе «косвенные», такие как утильсбор», — считает экономист.
Есть вопросы и по качеству дорог. Например, два года назад на трассе Алматы — Хоргос поднимались бетонные плиты. Дорожное полотно «плыло» как минимум шесть раз. Одной из причин таких дефектов является несоответствие нормам по нагрузке. Как выяснилось, большинство трасс рассчитаны на машины массой не более 10 тонн, но вес автотранспорта никто не контролирует. Между тем у многих грузовиков один только рабочий вес достигает 15 тонн, с грузом — все 20 тонн. Понятно, что это сказывается на дорожном полотне.
Платные дороги: кому и за что должны платить казахстанцы
«Почему за несоответствующую эксплуатацию наших автодорог ни разу не было принято мер в отношении «КазАвтоЖола», — риторический вопрос. Понятно, что компания не возместит ущерб ни транспортникам, ни водителям за ненадлежащую эксплуатацию автодорог», — негодует Марат Абдурахманов.
На каждом шагу строительства нарушаются технологии, не соблюдаются стандарты. При этом нацкомпания планировала к 2023 году увеличить сборы с пользователей дорог до 45 млрд тенге. По факту сумма получалась почти в два раза меньше — 25 млрд тенге. Экономист предположил, что «КазАвтоЖол» давно планировал увеличить тарифы и за счет них поднять выручку. Но, по всей видимости, им не разрешили этот маневр.
По мнению Марата Абдурахманова, повышения тарифов на 20 % будет явно недостаточно для нормальной эксплуатации дорог. Это даст дополнительную выручку всего лишь в 5 млрд тенге (20 % от 25 млрд тенге), а нужно — 20 млрд. По словам экономиста, у компании нет прогресса, длина платных дорог за последний год практически не выросла (в 2022 году протяженность составляла 2161 км, в 2023 — 2200 км), и количество пользователей, скорее всего, не увеличится. Зато аппетиты «КазАвтоЖола» будут только расти, а значит, тарифы будут и дальше подниматься.
«Основной доход компании складывается за счет строительства дорог, которое финансируется из бюджета, поэтому ей невыгодно, как мне представляется, строить дороги без последующего ремонта», — заключил он.