Если в дальнейшем появятся другие подобные иски, судьи могут ориентироваться на этот случай.
Редакция медиапортала Сaravan.kz рассказывает, чем закончился процесс о смене тарифа.
Дело рассматривал Медеуский районный суд города Алматы в марте 2023 года.
Ситуация была следующая: прошлым летом пользователю Kcell сменили условия по тарифному плану. По предыдущему у него было 1490 минут разговоров на всех операторов РК, 500 СМС и 10 Гб (по 5 Гб в дневное и вечернее время), по тарифу 2 390 тенге в месяц. Согласно новому тарифу количество гигабайтов оставалось прежним, количество минут сокращалось до 400, а абонентская плата вырастала до 2 990 тенге, то есть рост ее составил 25 %.
О смене плана абонент был предупрежден с помощью СМС, направленных 22 июня и 6 июля 2022 года.
Мужчина обратился в суд. Он мотивировал требование вернуть ему тарифный план Правилами оказания услуг сотовой связи. В частности, там говорится, что оператор должен предупредить абонента об этом посредством телефонного звонка или короткого текстового сообщения и при необходимости письменно не позднее, чем за тридцать календарных дней до введения их в действие. При этом в правилах уточняется, что повышение тарифа производится с согласия абонента, полученного посредством телефонного звонка, а также через автоматическую систему обслуживания.
Абонент согласия не смену условий не давал и обратился в суд.
Представитель мобильного оператора заявил, что требования истца несостоятельны и незаконны, а доводы не соответствуют действительности, и попросил суд отказать истцу в исковом требовании в полном объеме.
Представитель Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в данном судебном споре поддержал Kcell, сообщив, что согласно Предпринимательскому кодексу министерство не имеет права вмешиваться в тарифы оператора связи, их оператор формирует самостоятельно.
Сотовые операторы в Казахстане в одностороннем порядке начали поднимать цены: что происходит
В итоге суд обнаружил следующее: правила предоставления услуг мобильной связи, на которые сослался абонент, противоречат Предпринимательскому кодексу и Закону о связи, а местами и самим себе. К тому же их приоритет ниже, чем у упомянутых кодекса и закона.
Рассмотрев данные обстоятельства, суд постановил полностью отказать в удовлетворении иска.
Хотя такой случай пока один, он весьма показателен и позволяет сделать выводы.
Во-первых, операторы и далее могут менять тарифы так, как выгодно им. Только в текущем году рост цены на услуги мобильных операторов составил от 8 до 50 % в зависимости от тарифных планов. За 2021-2022 годы этот показатель был равен в среднем от 13 до 37 %. Тенденция неутешительная для абонентов.
Во-вторых, добиться возвращения прежних условий по тарифу через суд вряд ли получится.
В-третьих, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности в подобных ситуациях встает не на сторону потребителей, а на сторону бизнеса, и обращаться к нему смысла не имеет.