В частности, он призвал мусульман Узбекистана не предаваться излишествам и соблюдать умеренность во всех аспектах веры, передает медиапортал Сaravan.kz со ссылкой на gazeta.uz.
Муфтий прокомментировал чрезмерное рвение отдельных лиц в вопросах внешнего вида.
«Мы переусердствовали в культуре ношения [религиозной] одежды. Сформировалось мнение, что ислам подразумевает ношение определённой одежды и определённый внешний вид. Есть правило, оставленное нам нашим пророком. В исламе не принята определённая форма, это и невозможно, это не религия одной нации, это не религия одного климата. Ислам послан всему человечеству — у арабов своя одежда, у турков — своя, мусульмане в Индонезии и Малайзии носят свою одежду, а узбеки — свою. Ислам учит умеренности и мере, в том числе в одежде. Надо знать меру, не надо носить и бесстыдную одежду, которая позорит на весь мир, и чёрную-пречёрную одежду по-арабски. Закрывать части тела, которые закрывать не предписано, не нужно», — отметил Нуриддин Холикназаров.
Он также пояснил последнюю фразу.
«Требуется соблюдать меру. В нашем учении женщинам не предписано закрывать лицо, носить определённую одежду, носить чёрное, закрывать лицо, надевать перчатки. В нашем учении лицо, кисти рук и ступни женщин не считаются авратом (частями тела, которые нужно прикрывать. — Ред.), для этих частей не требуется специальной одежды… Превышение этих требований — это уже излишество, о котором мы говорим», — сказал муфтий.
Обратил он внимание и на внешний вид мужчин. По словам муфтия, хотя носить бороду для мусульман действительно желательно, в этом вопросе также нужно соблюдать умеренность.
«И сподвижники нашего пророка, и улемы нашего учения во многих своих указаниях рекомендовали,
чтобы борода была не длиннее одной кабзы (ширина ладони. — Ред.) и была приведена в порядок», — сказал Нуриддин Холикназаров.
В целом муфтий отметил, что в последнее время распространяются неправильные толкования ислама.
«Некоторые говорят, что нельзя молиться, стоя за людьми, у которых золотые зубы или пломбы в зубах. Где документ об этом, где доказательства? Кто дал вам право так утверждать?» — сказал он.
Несколько искаженно некоторыми верующими толкуются и рекомендации по семейным отношениям.
«Мы видим в социальных сетях, как некий мужчина моет ноги матери и пьёт эту воду. Наша религия этого не требует. Уважать родителей не значит пить воду, которой помыты их ноги. Уважать родителей не значит везти их в Каабу и напоказ перед всем миром целовать их ноги. Оказывать им помощь, удовлетворять их потребности, получать их благословение. Остальное — излишество», — пояснил муфтий.
Также он обратил внимание на отношение к людям, которые совершили паломничество в Мекку.
«В последнее время наблюдаются излишества и в вопросах хаджа и умры. Чрезмерное прославление людей, совершивших паломничество, также является излишеством. Стелить километры ковровых дорожек, приводить малолетних детей и плевать им в рот и так далее — это излишество. Так делать нельзя. Если он посетил дом Аллаха (Каабу. — Ред.), совершал паломничество, он получил благословение, ничего более того», — заявил он.