Всё о дениме - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Всё о дениме

Всё о дениме

Что мы знаем о любимых наших джинсах и что из этого правда?

  • 26 Июня 2014
  • 2686
Фото - Caravan.kz

Для начала пара слов о ткани. По наиболее распространённой версии, название «деним» произошло от искажённого на английский манер выражения «serge de Nimes», саржа из Нима. Французский город Ним был известен своим текстилем, в частности, саржей – тканью диагонального плетения – задолго до 17 столетия. При этом же во Франции была распространена ткань под названием «nim». Обе содержали шерсть. В Англии тоже была известна ткань «serge de Nimes» до конца XVII века. Вопрос, была ли она завезена из Франции или «саржа из Нима» на самом деле производилась на английской земле, а, название было взято из маркетинговых соображений? Британские учёные молчат.

Далее, почему, собственно, “джинсы”. Слово «jean» снова отсылает нас к названию ткани, на этот раз генуэзской фланели. К XVIII веку джин и деним, по сути, стали весьма похожи, с разницей в том, что деним был плотнее и дороже и наравне с цветной нитью обязательно содержал белую.

Чтобы окончательно запутаться, достаточно сказать, что в Америке XIX века были распространены обе эти ткани, и их уже невозможно было перепутать. Хотя бы потому, что джин использовался преимущественно для верхней одежды и брюк, а деним для комбинезонов и рабочих штанов.

Так почему же штаны из денима стали называться джинсами? Прежде чем ответить на этот вопрос, невозможно не произнести слово, которое не только первым ассоциируется с джинсовой историей, но само есть джинсовая история – Levi’s.

История любит мифы, и вот несколько расхожих «фактов»:

– Компанию Levi Strauss&Co основали мистер Ливай и мистер Страусс.

– Или это сделал Клод Леви-Стросс.

– Паруса на корабле приплывшего в Америку Колумба были из денима.

– Создатель первых джинсов Ливай Страусс эмигрировал в Америку из Германии. Ливаем Лёб Штраусс успел стать ещё на корабле. По самой душещипательной версии легенды, молодой человек ступил на американскую землю с одним рулоном парусины, полученным в наследство от отца. Чтобы прокормиться, он решил шить палатки для золотоискателей, но вскорости столкнулся с рабочим, который вместо палатки пожелал купить добротные штаны. Уловив спрос, Ливай начал шить первые джинсы.

Что было на самом деле. Лёб Штраусс действительно родился в Баварии. В 1847 он уезжает в Нью-Йорк, где работает с братьями, занимаясь продажей текстильных товаров. В 1853 году переезжает в Сан-Франциско, центр тогдашней Золотой лихорадки, чтобы начать собственный бизнес, основывает компанию Levi Strauss&Co и примерно в то же время меняет имя на Ливай Страусс. Дела по продаже ткани и одежды идут хорошо, и в 1873 году к Ливаю обратился Джейкоб Дэвис, портной, с предложением совместной покупки патента для изготовления рабочей одежды нового типа, с использованием медных заклёпок. В том же году патент был получен. Компания шьёт свои изделия не только из денима, но и из хлопчатобумажной технической ткани (cotton duck). Каноническая модель 501 появилась в 1890 году.

По часовой стрелке: портрет Ливая Страусса; 1935, дети играют на улице, один из мальчиков одет в Levi’s; реклама продукции компании для шахтёров, 1875; фирменный товарный знак – две лошади, тянущие в разные стороны, символизируют прочность джинсов.

А что потом? Потом успешное развитие, продолженное четырьмя племянниками после смерти Страусса. Появлялись и компании-конкуренты – Lee, Wrangler, Mustang.

В 40-х годах, во время войны, об удобных штанах из денима узнали по ту сторону океана – американские солдаты носили их в свободное время.

Первые женские джинсы, Lady Levi’s, появились в 1934, а в 1935 они появились в Vogue. При этом предполагалось, что женщина носит джинсы дома, на ранчо, занимаясь домашним хозяйством. Одной из первых известных женщин, ставшей носить джинсы на публике, была Мэрилин Монро.

Слева реклама Lady Levi’s, справа – позирующая Мэрилин Монро, в центре – кадр из сьёмки для обложки Vogue – первого номера под руководством Анны Винтур (ноябрь 1988). Дорогой топ Christian Lacroix и безымянные джинсы за пару десятков долларов.

С 50-х годов начинается новая эра. Waist overalls, «рабочие штаны» – а именно так долгое время именовались джинсы – постепенно перестают ассоциироваться с грубой рабочей одеждой. Их берёт в свой арсенал американская молодёжь. Именно с их подачи pair of overalls становится парой джинсов. По одной из версий, это произошло следующим образом: долгое время джин и деним использовались для рабочей одежды, «джинсовые штаны» (jeans pants) вошли в обиход, и когда деним стал популярнее, слово jeans, джинсы, просто закрепилось за штанами из денима.

Джинсы стали одеждой молодых и свободных, ассоциируясь с бунтарством, революционными настроениями и сломом стереотипов. В 1958 году газета сообщала*, что «… около 90% молодёжи Америки носят джинсы везде, кроме «постели и церкви», и это верно для большинства районов страны». (Об этом и других интересных фактах пишет историк Levi’s Линн Дауни.)

Герои-бунтари и секс-символы: Марлон Брандо, Джеймс Дин, Элвис Пресли. Вверху – реклама Levi’s. Взрослые, конечно, были против.

В 70-х годах хиппи стали носить джинсы так, как их никто ещё не носил – расклешёнными, расшитыми и раскрашенными, с джинсовыми же рубашками. Свободно экспериментировали с одеждой и панки.

В 80-х получил распространение «варёный» деним, и, что важно, джинсы становятся дизайнерским продуктом.

60-е и 70-е: ватага хиппи, Дженис Джоплин в красных джинсах, икона своего поколения и муза Сержа Генсбура – Джейн Биркин. 1980-е – девушка-скинхед на улице Лондона и трио “Bananarama”.

90-е подарили обществу стиль гранж, становится массово популярной хип-хоп культура. В России джинсовая одежда приобретает особую популярность, ведь долгое время в СССР западная джинса была желанным и дефицитным товаром.

По часовой: солист Nirvana Курт Кобейн и Мадонна – бунт продолжается; кадр из фильма “Тельма и Луиза”; Wu-Tang Clan; безудержность Versace и классика “Друзей”.


90-е – это, как мы помним, унисекс. И просто секс. Который продаётся уже в 80-х: скандальная реклама Calvin Klein с Брук Шилдс (внизу) – и мы узнали, что между ней и её келвинами ничего нет. Позже Кейт Мосс превзошла свою предшественницу. А секс и хорошая фантазия по-прежнему продаются, о чём знает Diesel, его рекламные кампании всегда как минимум любопытны.

На некоторое время интерес к джинсовой одежде угас, она стала слишком простой и «дешёвой», по сравнению с тем изобилием, которое предлагалось покупателю в начале 2000-х. Отдельное место заняли джинсы «от кутюр» (все мы помним расшитые творения Dolce&Gabbana).

Конечно, сами они никуда не пропали, удобство и комфорт слишком велики, но вот джинсовые комбинезоны или куртки исчезли на время с улиц. И вот, несколько лет назад, деним полноправно вернулся. Пик был на волне возвращения 90-х. К 90-м прибавились новомодные приоритеты, например, стремление к комфорту без потери возможности хорошо выглядеть. И вдруг все вспомнили, что джинсовая одежда – это очень удобно и, благодаря различным вариациям на тему ткани и сочетаний в образе, ещё и красиво.

Коллекцию Chanel resort 2013 Карл Лагерфельд определил как “Версаль в социалистической Франции”. И одел многочисленных “Марий-Антуанетт” в деним. Ну раз уж Карл так сказал…

Теперь из денима шьют всё, включая головные уборы, сумки и плащи, благо, что разнообразные возможности тканей это позволяют. Соединяясь со спортивным и минималистским стилями, с одной стороны, и с любовью к принтам и дополнительным элементам, с другой, деним начинает звучать по-новому.

Посмотрим, что нового мы можем узнать об отношениях со старым знакомым.

В моде, как известно, всё, но кое-что больше, чем другое. Например, декоративные элементы. Место найдётся и бахроме, и нашивкам, и аппликациям (в том числе и металлическим), кружеву и вышивке.

Можно быть более раскрепощённой – (буквой V) – Ashish, Junya Watanabe, DKNY ( по умолчанию, везде – коллекции весна-лето 2014), или более элегантной – ( буквой /) – Just Cavalli, Diesel Black Gold, Opening Ceremony (resort 2015).

Ещё чуть больше неоднозначности и неожиданных решений. Например, комбинезон с классическим пиджаком.

По часовой стрелке: Junya Watanabe, Vivienne Westwood, DKNY, House of Holland, Chanel.

Дьявол в деталях. В причудливых птицах на блузке LES’ или в кольце Kolesnikov, а главное – в легкомысленном обращении с хищником: “леопарду” (пальто Mads Norgaard) иногда не помешает доля иронии. Коричнево-голубую гамму выстраиваем с помощью джинсов Twist&Tango и солнечных очков Spunky.

Эффект противоположностей: любимые грубоватые бойфренды с изящными пиджаками и жилетками, а лёгкие платья и юбки – с объёмными свитерами и куртками с покатыми плечами.

В центре Holly Fulton и Jen Kao, по краям Rachel Zoe и Diesel Black Gold.

Нежные для взгляда и на ощупь голубые шорты Twist&Tango отлично сочетаются с красными элементами: пионами на свитшоте Реченька, красным рюкзаком B for bags и кольцом Korizza. За то, чтобы не стали красными и глаза, отвечают подходящие по цвету очки Spunky.

Конечно, джинсам уделяется больше всего внимания, но в стороне не остаются куртки (появление их на улицах заметнее всего), рубашки, шорты, вернувшиеся комбинезоны и набравшие популярность бермуды. В привычные формы вносятся некоторые изменения.

По часовой стрелке: Rachel Comey, Jen Kao, Rachel Comey (resort 2015), Rachel Comey (resort 2015), Balmain.

А можно выбрать себе один полюбившийся предмет гардероба и экспериментировать с ним. Например, с джинсовой рубашкой.

Jill Stuart (resort 2015), Gucci (resort 2015), Sister by Sibling.

Берём яркую юбку Brazgovka, к ней – футболку с симпатичным принтом Maya Bash, сверху завязываем рубашку Twist&Tango. Сумку цвета бордо B for bags на плечо. Или убираем футболку, оставляем только рубашку. Или снимаем юбку – те же участники и шорты Twist&Tango.

Если говорить в общем, то выбор контрастен. Декоративные элементы либо есть – и они нестандартны, либо их нет вовсе и мы говорим о классических синих джинсах (и не только), где внимание уделяется самой фактуре ткани и форме. Цвет – от белого и нежно-голубого до чёрного. В центре или основе может быть одна вещь из денима, или это будет, да, джинсовый total look. И смотрится он теперь по-другому.

Max Mara, Ermanno Scervino, Barbara Bui, Gucci (resort 2015).

Пусть за всё говорит цвет: рубашка и джинсы Twist&Tango, оттеняющие элементы: сумка B for Bags, кольцо Crystal Crystal, серебряные кольцо и серьги Verba.

Versace, Rachel Comey, Chanel

Если Карл Лагерфельд показал 100 и 1 способ, как представить деним, то Марк Джейкобс для LV дал, по сути, один, но какой – джинсы как элемент вечернего гардероба.

И напоследок, несколько образов уличного стиля и воспетые Ланой дель Рей “Blue Jeans”. Про которые редактор Vogue Диана Вриланд когда-то сказала: “Blue jeans are the most beautiful things since the gondola.”