Красота- страшная сила
В защиту Геродота можно сказать, что его слова — правда лишь отчасти. Отец истории сравнивает скифов с городскими греками, причем состоятельными.
Это как сейчас сравнивать гламурную диву из Астаны с дояркой из далекого аула. Сельский быт не подразумевает маникюра, масочек и спа-процедур.
Естественно, не покидающий стен родного дома, провалявшийся весь день в ванне и умащенный розовым маслом, изнеженный житель Галикарнаса выглядел и пах получше, чем потный скиф, не вылезающий месяцами из седла. Хотелось бы посмотреть на то, во что превратится галикарнасец в шелковой белоснежной тоге, когда он проделает путь от Греции до Приазовья.
Тут преимущество явно у одежды из кожи, меха, грубой ткани и прочих материалов, которые предпочитали кочевники. Отсюда и берётся любовь казахов к чапанам из бархата. Этот материал неплохо выглядит даже после долгого путешествия по пыльной степи.
Да и грек, скорее всего, завыл бы в седле уже через несколько часов пути. Нижнего белья тогда не было, а тереться голой задницей о круп лошади больше похоже на пытку. Кочевники же носили штаны и этих проблем были лишены.
Греки любили щеголять в белоснежной одежде и, чтобы сохранить белизну, стирали её в смеси уксуса, золы и мочи. Причём, моча для этих целей использовалась из общественных туалетов. Свою же мочу греки собирали для чистки зубов. В защиту греков стоит отметить, что брезгливое отношение к моче появилось только в середине XIX века.
Кочевые племена питались грубой пищей, и зубы чистились естественным путём, а если возникала необходимость их почистить, например, после трапезы пачкающими эмаль плодами или ягодами с косточками, то рот полоскали молочной сывороткой, а зубы натирали углём.
Уголь снимал налёт, а сыворотка стабилизировала кислотно-щелочной баланс и насыщала дентин кальцием. И это всё до изобретения всяких «блендамедов».
Сывороткой женщины мыли голову, умывались глиной вместо мыла. Недаром наши предки гордились толстыми косами и бархатной кожей. Экстракт молочной сыворотки и сейчас входит в состав дорогих шампуней, а масочки из глины предлагают в салонах красоты.
Степной «Тайд»
Стирали же одежду и отмывали застарелый жир с казана отваром корней перекати-поля.
Само растение при этом служило губкой. Гипсофил-сапонин, содержащийся в перекати-поле, растворяет жиры не хуже «Фейри», к тому же хорошо дезинфицирует. Более того, гипсофил-сапонин лучше, чем энзимы из современных порошков, отстирывает одежду из шерсти. Он не портит её структуру, а напротив, делает мягче. Нынешние хозяйки знают, что станет с кашемировым шарфиком, шелковой кофточкой или свитером из мохера, если попытаться постирать его «Тайдом» с «Ариэлем». Распаренные химозные энзимы примут органический материал за большое грязное пятно и превратят вещь в тряпку.
Самодельные шампуни, сухое молоко: какие лайфкахи использовали в быту казахи столетия назад
Гипсофил-сапонин в высокой концентрации довольно токсичен, зато в микродозах он даже полезен. Сейчас его добавляют в халву, газировки и крем для тортов.
В наши дни, когда на полоскание белья после стирки или мытье посуды тратятся десятки литров воды за раз, полностью удалить остатки порошка или моющего средства не получается. В степи, при дефиците влаги, с полосканием ещё сложнее.
Теперь напрашивается вопрос: если одежда долго контактирует с кожей, посуда хранит на себе остатки моющего средства, или грудной ребёнок тянет в рот пеленку — что будет лучше?
Чтобы в организм попадали синтетические хлор, щелочь, нашатырь и кислоты, которых полно в бытовой химии из супермаркета, или крохотная доза натурального гипсофил-сапонина, в малых дозах полезного для пищеварения?
Мы микроба сразу в гроб
В холодном климате Скандинавии хорошо сохранились отходы жизнедеятельности древних викингов. Исследования показали, что тела бесстрашных воинов кишели паразитами. Особенно досаждала им печеночная двуустка. Этот паразит терзает хозяина мучительными болями в животе, а со временем превращает печень в болезненную опухоль. Найти викинга, который не страдал от этой напасти, в те времена было невозможно. О банальных аскаридах, бычьих цепнях и гельминтах и говорить не приходится. Это при том, что в прохладном климате тех краев продукты сохраняются лучше. Кроме того, викинги имели доступ к чистой воде и большую часть времени проводили в море, где соленые брызги служили натуральным дезинфектором.
Кочевые племена от паразитов страдали гораздо реже. Все дело в способе приготовления пищи. Викинги на готовку время не тратили. Мясо и рыбу они быстренько жарили на костре. Никаких маринадов и специй, способных убить паразитов, при этом не использовали. Да и тушу охотничьего трофея жарили они целиком, поэтому мясо не успевало хорошо прожариться.
Кочевники же поступали мудрее. В наших степях мясо было принято варить, причём по 5-6 часов. Нередко в котле оказывались полынь, пижма, зверобой. Они не давали паразитам и микробам ни малейшего шанса.
Если же паразитам всё-таки удавалось попасть в тело, то изгоняли их очень быстро. Самое заболевание лечили отварами едких трав, а для профилактики использовали… жевательную резинку. Конечно, с «Орбитом» она имеет мало общего. Делали её из сока молочая. Чтобы убрать горечь, сок проваривали на огне. Это уничтожало и значительную часть токсичных веществ. Но остаток был безопасен для человека, но губителен для паразитов.
Все напасти нам будут трын-трава
Кстати, млечный сок степных трав спас казахстанцев от эпидемии бытового сифилиса в начале XX века. Нехорошую болезнь подданные Российской империи привозили с фронта во время Первой мировой. Посуду в трактирах тогда мыли плохо, а бледная трепонема в первую очередь передается через общие чашки, ложки и полотенца.
Тут казахов и спасала та самая жвачка из молочая и желтый сок чистотела. Когда кто-то в роду страдал от кожных болячек, причём неважно — от банальных юношеских прыщей или от псориаза с лепрой, то все соплеменники густо мазали кисти рук соком чистотела. Точно так же, как совсем недавно мы пользовались антисептиком при пандемии коронавируса.
Юстианова чума, длившаяся два века, и прочие эпидемии, выкосившие треть Европы, для степных народов прошли практически незамеченными.
Во-первых, помогло то, что сейчас мы называем социальной дистанцией. В гости к тем, где целой семье нездоровилось, старались не ездить, а между кочевьями тогда было не меньше сотни километров.
Во-вторых, от заражения спасал дым адыраспан. Практически все народы того времени считали эпидемии происками злых сил: чертей, демонов, шайтанов. Для кочевников же главным средством от нечистой силы было окуривание помещения, вещей и просто человека, пришедшего из далёких краев. И в наши дни во многих семьях принято окуривать комнаты адыраспаном. Что любопытно, это действительно помогает.
В стеблях гармалы (так в научных трудах называется адырасан) содержатся алкалоиды гермин, гермамин, пеганин. Такой коктейль губителен для большинства вирусов и бактерий. Тем более сейчас мы дымим в квартире, скорее, символично, пару минут. Наши же предки во время напасти уделяли этому не меньше часа, и адыраспан жгли килограммами. Тут уж ни один микроб не устоит.
Пучок адыраспана над входной дверью сейчас служит, скорее, амулетом, защитой от злых чар. Лет 150 назад адырспан нельзя было так просто купить на базаре, а использовали его часто. Поэтому, найдя поляну с травой, кочевники запасали её мешками и, конечно, ни в какой полиэтилен пучки не прятали. Неудивительно, что со случайным гостем микробы не могли проникнуть в юрту.
Окуривание товара на рынке, чтобы торговля шла бойко, тоже имеет под собой практическую основу. Именно базары, как места массового скопления людей, служили главными очагами заражения. Адыраспан помог казахам избежать и пандемии испанского гриппа в 1918-м. В других странах дезинфекции придавали не такое значение.
Истопи-ка мне баньку по-черному
Описывая скифов, Геродот брезгливо морщится и утверждает, что они редко моются и поэтому смердят. Действительно, по сравнению с греками скифы мылись гораздо реже. Нужно учитывать климат и осёдлость. В том же Галикарнасе, родном городе Геродота, температура редко опускалась ниже плюс 25, а при жаре за 30 ополоснуться можно просто на улице. В степном климате такая роскошь доступна максимум три-четыре месяца в году.
Греческие бани из мрамора и вулканического туфа были не только местом для мытья, но и главной тусовкой города. Сюда заходили узнать последние новости, обсудить важные вопросы, совершить сделки, да и просто посплетничать. Неудивительно, что греки ходили туда по несколько раз в день. Других развлечений-то почти не было. Заодно и мылись, когда уставали сплетничать.
Бани кочевников в этом плане гораздо суровее. На помывку надо было угробить целый день.
Сначала разводили большой костер и бросали в него большие камни. Потом, когда камни раскалялись добела, а от пламени оставались одни угли, над кострищем ставили длинные жерди и накрывали их шкурами и войлоком. Камни, облитые водой, давали обильный пар.
Есть ещё одна пикантная деталь, о которой спешит рассказать Геродот. Скифы нередко бросали на угли верхушки конопли, отчего потом пьянели и становились совсем дикими.
Как Геродот ни старался быть объективным, в его трудах всегда сквозит главная мысль: только греки — развитая цивилизация, остальные народы — дикари и варвары. Дескать, вместо того, чтобы упиваться неразбавленным вином, как это делают нормальные люди, скифы обкуриваются какой-то дрянью.
Вошь не трожь!
Любопытно, что до XX века вши и блохи в Европе считались нормальным явлением даже у знати. Аристократия заказывала себе золотые и серебряные блохоловки, которые носились как кулоны, на самом видном месте, одно время появиться при дворе без специальной чесалки из слоновой кости считалось моветоном. Дескать, это только простолюдины чешут блошиные укусы ногтями, а аристократия давит гнид модным аксессуаром из дорогого материала.
Мыться же считалось грешным, потому что это потакание грешной плоти. Праведник должен стойко переносить укусы паразитов и нестерпимый зуд. Лет триста назад вообще считалось, что вши и блохи — это часть человеческого организма, и если у кого-то не было этих паразитов, то отношение было скорее как к инвалиду.
Кочевников блохи тоже одолевали. Когда много времени проводишь с животными, одежда состоит из меха, а жилище из войлока, трудно не подцепить паразитов.
Но в отличие от «праведных» европейцев кочевники блох и вшей не жаловали, поэтому старались извести при первой же возможности.
Окуривание едкими травами помогало, но ненадолго. Стоило пойти к стаду, как паразиты накидывались вновь. Поэтому кочевники придумали мазать тело смесью из курдючного жира и трав. Нетрудно догадаться, что пахла такая смесь далеко не розовым маслом, что и давало повод зубоскалить поклонникам Геродота.
Но слой жира не позволял паразитам добраться до кожи. Это помогало даже от комаров, кусачих мошек и клещей. И сейчас, в наш просвещенный век, мы не назовём геолога, обмазавшегося репеллентом «Тайга», приятно пахнущим. Но между зловонием и энцифалитом выбор кажется очевидным. Толстый слой жира спасал и от чесотки. В этом случае в жир добавляли золу и серу.
Даже если чесоточный клещ попадал под кожу, то долго там не задерживался. Жир не давал ему дышать, и паразит погибал. Так лечит чесотку и официальная медицина. Только курдючный жир заменен на вазелин.
Так что Геродоту должно быть стыдно за насмешки над «степными варварами»