Вертись, вертись, моё колесо
Первые колёса появились 3000 лет назад у шумеров. Ездить верхом на волах и ослах не совсем удобно, поэтому на свет появились повозки.
До кочевников колёса доходили долго. Особой необходимости в них не было. Тяжелые грузы, вроде камней и песка для строительства, не перевозили, а весь нехитрый скарб можно погрузить и на лошадь.
Колеса, созданные по шумерской методике, требовали особых навыков от мастера. Первые вариации представляли собой тщательно обработанные деревянные диски. Делать их было очень хлопотно. Во- первых, бревно следовало подобрать идеальное, без сучков, трещин и сколов. Иначе бы колесо развалилось в самый ответственный момент. Во-вторых, на колеса шли прочные породы дерева. Нетрудно представить, какой это труд — ювелирно обтесать плашку, чтобы она стала идеальным кругом. Неровная окружность на дороге подпрыгивала. Одно неосторожное движение резцом — и заготовка, на которую ушли недели труда, отправилась бы в брак.
Более поздний вариант колеса — обод со спицами, позволял исправлять дефекты и даже чинить важную деталь в дороге, но для его изготовления требовался опытный столяр и целый набор инструментов.
Племена андроновской культуры пришли к изготовлению колеса намного позже, зато по их методике деталь повозки мог сделать и ребенок. Из инструментов требовался только нож, да и то совсем в крайнем случае можно было обойтись без него. И на заготовку годилось практически любое дерево, что очень актуально в безлесной степи.
Ствол молодого деревца очищался от коры и веток, полученную жердь нагревали над костром и поливали кипятком. Древесина становилась гибкой, и её можно было согнуть в кольцо. Если в дороге выяснялось, что колесо не идеально круглое, то можно было вскипятить воды и повторить процедуру.
Из более тонких веток делали спицы, связывая их пенькой крест-накрест. Естественно, ось телеги круглая, а отверстие получалось квадратным, но на колеса в основном шли мягкие молодые березки, и через пару часов езды всё стачивалось и детали идеально прилегали друг к другу.
Тонкость работы зависела от ситуации. На стоянке выбору древесины и форме колеса придавали большое значение, а если поломка заставала в пути, то деталь делали быстро и как попало, лишь бы доехать до нужного места.
По этому же принципу изготавливаются и деревянные детали юрты.
Лучшее начало дня
Особенно тяжело кочевникам было без холодильника. Лето в степи жаркое, попить холодной водички очень хочется, а родники в наших краях попадаются нечасто.
И тут нашёлся выход. Сначала путники попросту обвязывали посудину мокрой тряпкой или шкурой и оставляли её на ветру. Влага с тряпки испарялась и охлаждала жидкость. Этот способ работал не всегда, поэтому появились новые технологии.
При гончарных работах в глину добавлялся ковыль, тополиный пух или пушок одуванчиков. При обжиге посудины добавки сгорали, и в глине образовывались микропоры. Через них испарялась влага, и напиток долго оставался прохладным.
В холодное время актуальнее было согреться горячим напитком. Чая тогда у кочевников ещё не было, и они заваривали верблюжью колючку.
Эта трава не только прекрасно утоляла жажду, но еще и препятствовала образованию камней в почках, что очень важно для тех, кто часто пьет воду с большой примесью соли, мелкого песка и известняка. В степи другая водичка попадается редко.
Каждый турист знает, как хлопотно таскать с собой котелок. К тому же у кочевников котлы чаще всего были большие, и для одинокого путника такой объём слишком велик. Да и достать в степи столько котлов, чтобы их мог брать с собой каждый желающий, весьма проблематично. Поэтому котелок заменяла фляга из толстой кожи. Естественно, на огонь такую не поставишь, но была особая хитрость. Путник, желающий попить чайку из верблюжьей колючки, нагревал в костре камушки и бросал их в кожаную флягу. Воды для чая одному человеку нужно немного — 200-300 миллилитров, поэтому процесс занимал от 15 минут до получаса. Если же хотелось ещё, то процедуру можно было повторить, но уже прихлёбывая ароматный чаёк.
Раз — и готово!
Лапшу быстрого приготовления и подобные ей быстрорастворимые концентраты опытные туристы презирают. Витаминов и питательных веществ в них мало, и на привале лучше поесть нормальной каши или полноценного супа. Тем не менее пара пачек «Роллтона» встречается в рюкзаках и у мастеров спорта по пешему туризму. Готовится такая снедь легко и быстро, сбивает голод хорошо, весит немного, и в крайнем случае её можно слопать всухомятку.
Лапша быстрого приготовления появилась в послевоенной Японии, 80 лет назад. Бульонные кубики — в конце ХIX века. Кочевники додумались до их аналогов как минимум 500 лет назад.
Самым древним блюдом быстрого приготовления стал курт. Если растолочь его и бросить в кипяток, то за пару минут получится довольно сытный супчик. К тому же ещё и целебный на случай если путник не может готовить, потому что приболел и ослаб.
«Галина Бланка» тех времен была намного питательней нынешних химозных кубиков.
Для приготовления степного «Магги» кочевники варили подобие холодца из бараньих ножек. В густой бульон добавляли большое количество соли и пряных трав.Последнее делали совсем не из гурманских соображений. Мясное желе застывало на солнце и начинало подванивать. Травы помогали сбить неприятный запах и иногда служили дополнительным консервантом. Через пару дней «холодец» преврашался к комок соленого жира с прожилками мяса. Нечто вроде нынешней тушенки, только более жирной и сухой. Зато, если бросить его в кипяток, то уже через 10 минут можно было наслаждаться очень сытным мясным супом.
Все полезно, что в рот полезло
Поражение Наполеона в России показало, что солдатам в полевых условиях необходимо иметь неприкосновенный запас продуктов. Тогда французы были отрезаны от поставок продовольствия, а практика грабежей деревень, принятая в Европе, тут не прижилась. Русские деревеньки были расположены слишком далеко друг от друга по европейским меркам. Тогда-то консервы и стали непременным атрибутом в вещмешке солдата.
В Первую мировую появилась другая проблема. Нередко солдаты просто от скуки съедали тушенку или банку сардин из НЗ. С этой напастью не помогали бороться даже показательные расстрелы.
Проблему решили только к середине Второй мировой. Британским и американским солдатам выдавали плитку шоколада. Его вкус был намеренно испорчен горькими и плохо пахнущими добавками, но питательную ценность он сохранил. Так была гарантия, что солдат не слопает НЗ под чаёк при первой возможности, а станет его есть по кусочку, только когда голод будет совсем невыносим. Сейчас в экстренных армейских пайках многих стран есть пакет совершенно неаппетитной субстанции из муки, сухого молока и соли. Есть такое можно только со страшной голодухи.
Кочевники были людьми волевыми, но и им трудно было бороться с искушением пожевать чего-то вкусненького на привале, хоть и есть особенно не хотелось. Действительно, если несколько дней скакать по степи, то трудно забыть про кусочек вяленого мяса, припасённого на крайний случай.
Так кочевые племена придумали свой НЗ. Для этого полосы мягкой кожи вываривались в молоке, пропитывались курдючным жиром и щедро солились. После трех дней на солнце это превращалось в резину, с которой не могли справиться и крепкие молодые зубы. Способа употребления было два. Отрезанную полоску часами катали во рту и потом, когда она станет чуть мягче, глотали не жуя. Либо кожу долго варили в кипятке. Она становилась мягче, но совсем не вкуснее. Зато вдобавок получался и жиденький бульон, невкусный даже для неприхотливых кочевников.
Но переваривалось это блюдо очень долго и с голодом справлялось на ура.
Омлет по-сарматски
При кочевых условиях жизни держать кур очень неудобно, а полакомиться яичницей, при скудном степном рационе, кочевники любили. Не брезговали они и черепашьими яйцами.
Но наткнуться на кладку черепах или птичьи гнезда было сродни лотерее. В степи же птичьи базары не на каждом шагу. Не станешь же постоянно таскать с собой сковородку, да и долго не водились эти посудины у кочевых племен.
Тут на помощь приходила древняя хитрость. Надо было заранее заготовить бараний желудок. Подвяленный особым образом, он не занимал много места в дорожной сумке. Многие сейчас так носят с собой пакеты-майки. Но расправленный желудок мог вмещать в себя до двух литров.
Если попадалась кладка яиц или птичье гнездо, то счастливчик выливал яйца в бараний желудок, энергично тряс, иногда добавлял кумыса и, затянув желудок бечёвкой из жил, бросал емкость на угли костра. Так получался степной омлет с аппетитной корочкой запеченного желудка.
Если желудок не трясти, а яйца заливать аккуратно, то получалось нечто вроде большого яйца в мешочек. Белки сворачивались, а желтки скапливались внутри.
Когда вместе с яйцами удавалось добыть и птицу (в основном попадались кеклики), тратить время на её ощипывание не хотелось. Добычу просто потрошили и обмазывали глиной. Уж в степи проблем с этим сырьем никогда не было. Тушка запекалась, а глина твердела, и когда её сбивали, перья с кожей оставались в глиняном слое.
Когда птиц удавалось добыть очень много, то кеклика-гриль прямо в глине кидали в торбу. Так и тепло сохранялось дольше, и птица не портилась.
Вот такие степные консервы.
Подобным образом готовили и крупную рыбу, только её мясо печется быстрее, поэтому вместо глины можно обмотать рыбку древесной корой или водорослями. Чистить рыбу не нужно, чешуя обгорит в костре.
Не все йогурты одинаково полезны
Парное молоко вкусно и питательно, но его главный минус, что портится оно очень быстро. Даже оседлые народы с глубокими погребами и ледниками не могли хранить его долго, а что же говорить о кочевниках.
Кисломолочные продукты – самые древние у человеческой цивилизации. Если просто оставить молоко киснуть в тенек, то простокваша не всегда получается вкусной. Тут роль играют молочнокислые бактерии, которые в каждом месте разные. Со временем хозяйки научились оставлять немного особенно удачного кислого молока, чтобы добавить его в следующую порцию свежего. Так появились кефир, айран, катык, йогурт, мацони и более современные ацидофилин и бифидок.
Оседлые народы могли отлить излишек закваски в маленькую бутылочку и спрятать её в погреб. У кочевников такая маленькая емкость скорее всего бы затерялась при первом же переезде. Но и тут пришла на помощь народная смекалка.
Кожаная фляга «конек» сейчас очень популярна среди иностранных туристов. Емкость украшают своеобразные рожки, что делает флягу очень колоритной и узнаваемой.
Но эти рожки нужны тут совсем не для красототы. Благодаря им вылить всю жидкость из конека невозможно, в рожках обязательно останется с пару ложек. В этом то и её гениальная функция. Во фляге всегда есть закваска
В конек наливается свежье кобылье молоко, а молочнокислые бактерии, скопившиеся в рожках, через несколько часов превращают молоко в кумыс. Кроме того, структура кожи фляги помогает поддерживать оптимальный баланс влаги и температуры.
В наши дни для производства кумыса в промышленных масштабах для этого требуется сложное, автоматизированное оборудование.
Скифская мобилизация
Защитить себя и своих детей для всех народов было жизненно важно. В военном деле кочевникам не было равных, стоит вспомнить хотя бы победы Атиллы и Чингисхана. Да и со скифо-сарматскими племенами враги предпочитали лишний раз не сталкиваться.
Главное холодное оружие кочевников — это акинак, короткий меч. Его длина обычно составляла всего 30-40 сантиметров. Другие же народы старались делать мечи подлиннее.
Логика была проста: чем длиннее оружие, тем легче дотянуться до противника, создавая себе безопасную зону.
Скифы рассуждали иначе: чем короче клинок, тем легче им управлять и тем больше просторов для маневров. Если заманить противника в кустарник или узкую расщелину, где особо не размахнешься, преимущество будет явно у акинака.
Другие народы к этой мудрости пришли позже. Например, римский гладиус достигал 60 сантиметров, то есть вдвое длиннее, но даже в таком виде получил гордое звание оружия победы. Римляне, приняв его на вооружение в III веке до нашей эры, получили большое военное преимущество.
На смену акинакам пришли кривые сабли. На европейском континенте, наоборот, старились делать ровное оружие. А зря!
У кривой сабли центр тяжести смещен, поэтому для удара нужно меньше усилий, а выгнутая кромка вдобавок ещё и режет плоть. Неудивительно, что у кочевников в случае нападения даже женщины, старики и подростки брали в руки оружие. Для владения саблей не требуется такой физической силы, как для меча. Да и выковать кривой меч проще и быстрее, поэтому кочевники раньше остальных перешли в оружейном деле с бронзы на железо.
Защищать тело от ударов клинка тоже было нужно. Латы, кирасы, кольчуги с этим справляются неплохо, но в степных условиях такие доспехи не выкуешь. Кузнец-оружейник и в других краях был довольно редкой профессией.
Кочевники решили и этот вопрос. Степную броню могли делать даже женщины и дети.
Речь идёт о так называемых ламеллярных доспехах. Так назвался вид брони, когда на кожу или плотную ткань нашивались металлические пластины.
Плюсов у этой методики много. Во-первых, такая броня легче, а следовательно, воин в них уставал меньше и был более мобилен. Во-вторых, ковать пластины совсем несложно. Порой даже кузницы не нужно. Нагреваешь кусок старого прохудившегося казана и колотишь по нему камнем что есть силы.
В-третьих, из пластин можно выкладывать любые узоры. Вот такая альтернатива погонам и опознавательной системе «свой-чужой». В пылу битвы трудно отличить союзника от противника, когда все одеты одинаково. До единой военной формы первыми додумались спартанцы. У кочевников ее подобие существовало задолго до этого.