Трансграничные реки в опасности: как попить из киргизской речки и не отравиться ядовитыми отходами - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Трансграничные реки в опасности: как попить из киргизской речки и не отравиться ядовитыми отходами

Трансграничные реки в опасности: как попить из киргизской речки и не отравиться ядовитыми отходами

Оказывается, почти все казахстанские реки считаются опасными не только для купания, но и для рыбной ловли. Особенно это касается тех водотоков, которые попадают на территорию республики из сопредельных стран – то есть из 32 трансграничных рек казахстанские экологи считают чистыми только считанные единицы. Более того, некоторые речные потоки пересекают границу с Казахстаном, будучи заражены уже даже ядовитыми отходами

  • 23 Августа 2023
  • 8490
Фото - Caravan.kz

Большинство трансграничных рек, протекающих по территории Казахстана, оцениваются отечественными экологами как очень загрязненные. Ведь чего только не обнаружено в речушках и больших водных артериях страны. Список химических соединений большой — от естественных радионуклидов до токсичных соединений мышьяка и опасного шестивалентного хрома. О чем, кстати, стало известно благодаря отчету РГП «Казгидромет», в том числе и за 2022 год.

Кстати, напомним, что начиная с 2019 года в отчетах РГП «Казгидромет» экологическое состояние рек оценивается по новой Единой системе классификации качества воды в водных объектах. Согласно этой методике все водные объекты делят на пять классов и два подкласса.

В первый класс попадают реки с водой наилучшего качества, которую можно использовать для любых целей, в том числе для питья. В последнем, пятом, классе — самые грязные реки, воды которых не пригодны для любого вида использования.

Так, по недавним итогам, как ни странно, в число рек с самыми чистыми поверхностными водами вошли Иртыш и его приток Черный Иртыш, приходящий из Китая. Ко второму, третьему и четвертому классам качества были отнесены 27 водных объектов. Вода в них хоть и не идеально чистая, но пить ее можно, пусть и после специальной обработки. И уровень для очистки каждой из таких рек различный — от простого до глубокого. Такими в основном  оказались реки и их притоки в южной и юго-восточной части Казахстана.

Наихудшее же качество воды, как в прошлом году, так и сейчас, было зафиксировано в трех водных артериях. Одна из них — река Тогызак, которая берет свое начало недалеко от села Париж Челябинской области и пересекает границу с Казахстаном в Костанайской области. Экологи выяснили, что концентрация никеля в поверхностных водах Тогызака намного превышает допустимый уровень. К числу самых грязных отнесена еще одна северная водная артерия – Айет, а также приграничная с Кыргызстаном речка Карабалта.

Кроме того, экологи выделяют отдельный подкласс для рек из разряда «грязнее грязного», который ниже даже пятого класса. Таких водных объектов, воду которых нельзя использовать ни для каких целей, в республике шесть. Три из них — это Тобол (!), Желкуар и Обаган, поступают из России, еще три — Токташ, Талас и ее приток Асса «родом» из Кыргызстана.

И это еще не предел, поскольку число случаев высокого и экстремального высокого загрязнения поверхностных вод трансграничных рек с 2022 года изменилось в худшую сторону. Например, судя по данным РГП «Казгидромет», таких случаев по итогам прошлого года насчитывалось 133, хотя годом ранее их было 98. Причем наиболее часто факты загрязнения наблюдались на реках Костанайской области — Обаган и Тобол. В водах каждой из них экологи более 50 раз за год фиксировали резкое повышение содержания загрязняющих веществ. Были превышены предельно-допустимые концентрации по хлоридам, сульфатам, соединениям кальция, магния, марганца. Кстати, наибольшее количество случаев высокого загрязнения в 2021 году было задокументировано также по этим двум рекам.

Заслуживает внимания ситуация и с ядовитыми выбросами в реку Елек, что в Актюбинской области.

Там два года подряд специалисты РГП «Казгидромет» регистрируют по 8-9 случаев высокого загрязнения вод реки токсичным шестивалентным хромом. Хотя почему-то источник этого загрязнения в отчете не указывается.

Любопытно также, что, когда содержание тяжелых металлов и токсичных соединений оказывалось слишком высоким, либо их вообще не должно было быть, ученые выдвигали свои гипотезы о причинах такой неблагоприятной экологической ситуации и возможных виновниках. Интересен в этом случае пример с рекой Иртыш. Так, экологи брали пробы в его прибрежной почве и донных отложениях в двух точках — на границе с Китаем, откуда течет Черный Иртыш, и на выходе — на границе с Россией. И выяснилось, что в пробах верхней точки и вода и берега были более чистыми, а после того, как река прошла территорию восточного Казахстана – ВКО и Абайскую область, концентрация загрязняющих веществ в ней увеличилась в 4,5 (!) раза. Причем было выявлено 20 химических элементов, включая такие редкие, но от этого не менее ядовитые для речной флоры и фауны металлы, как титан, торий и радий, а также токсичные элементы — мышьяк, уран, цинк и сурьма. Что называется – умри все живое…

В заключение добавим, что, согласно отчету ведомства, в весенний сезон года наиболее загрязненными химическими элементами являлись русла нескольких рек. Это Иртыш на границе с Россией, источником загрязнения которого, «вероятнее всего, являются хранилища отходов промышленных предприятий Восточно-Казахстанской области», а также реки Емель и Текес, причины загрязнения которых не были указаны. Для рек Шу, Карабалта, Талас и Сырдарья источниками неблагополучного экологического состояния «наиболее вероятно являются отходы промышленной переработки руды на месторождении Ак-Тюз и хранилище радиоактивных отходов «Кара-Балта» — оба расположены в Кыргызстане, а также отходы множества специализированных промышленных предприятий Узбекистана и Таджикистана».

Астана