Вы основали KFW 10 лет назад. Справедливо будет сказать, что у истоков казахстанской моды стояли именно вы. Вы отсмотрели кучу коллекций, провели массу показов и знаете творческую биографию практически всех казахстанских дизайнеров. Что было сложнее всего?
С: Начинать, наверное. Сложнее, но и интереснее. Нас было мало. Казахстанских брендов тогда было штук пять, не больше: мы, Куралай Нуркадилова, "Сымбат", "Макпал", которые выпускали национальную одежду и Оксана Корби.
А: Мы приезжали в Париж, Милан и говорили, что в Казахстане есть Неделя моды, приглашали дизайнеров приехать к нам в качестве специальных гостей. Большинство отказывались, так как понятия не имели, что это за страна – Казахстан – и где она находится. Мы привозили распечатанные фотографии Алматы, показывали, рассказывали. Кто-то соглашался, приезжал. Все происходило постепенно. Сейчас, приезжая куда-то в Европу, разговаривая с людьми из индустрии, я понимаю, они уже знают о такой стране, как Казахстан, и что у нас есть мода. Вот он – прогресс.
Однако есть огромное количество людей внутри страны, которые считают, что моды в Казахстане нет. Как думаете, почему?
А: Это слишком категоричное заявление. Мода есть. Конечно, не в том состоянии, в каком хотелось бы. Но важно понимать, мода – это в малой степени дизайнеры и идеи, а в большей – развитие легкой промышленности и поддержка на государственном уровне. Есть хорошие изделия, которые отшиваются в нескольких экземплярах, но кто о них знает? Нужно налаживать массовое производство одежды, а вот его у нас действительно нет.
С: Еще один важный фактор – образование. Нет преподавателей – стильных, современных, продвинутых. У нас в одном только Алматы каждый год выпускаются полторы тясячи дизайнеров. Где они все? В лучшем случае большинство из них становятся портнихами, но шьют плохо – тоже минус образования. Получать образование в сфере моды в Казахстане – негде.
Не так давно открылся Kazakhstan Fashion Institute.
А: Да, но его недостаточно. Ребята-основатели делают хорошее дело, конечно, берут на себя большую ответственность. Правда, вряд ли стоило называть это Институтом, все-таки это слово предполагает высшее учебное заведение. Два месяца обучения –это краткосрочные курсы. Но этого мало. Нужны ВУЗы.
В Сент-Мартинсе, например, преподаватели говорят, что дизайнеру не обязательно уметь шить и кроить. Главное – идеи.
А: Это правильно в определённой степени. Но даже если не нужно уметь шить самому, то способность разговаривать на профессиональном языке с конструктором понадобится обязательно. А значит, основы все равно нужно знать.
Кого из казахстанских дизайнеров вы можете особенно отметить?
С: Сложно назвать кого-то. С большинством из них мы работаем давно и знаем, что у каждого есть как сильные, так и слабые стороны.
Хорошо, тогда одежду каких казахстанских дизайнеров вы носите сами?
А: Всех. Но на заказ.
Как вы относитесь к идее продвижения в моде национальных мотивов?
А: Хорошо, но это не должно подаваться в таком чистом виде, как сейчас. Необходима переработка национальных элементов, тонкая стилизация. Тогда эти модели будут более интересны, будут продаваться.
Как вообще у нас в стране продаются вещи казахстанских дизайнеров?
С: Самые лучшие продажи у Аиды Кауменовой. Неплохо продаются вещи Ларии Джакамбаевой, Сергея Шабунина.
А: У кого-то продажи плохие из-за необоснованного ценообразования. Ну, подумай сама, разве может простая футболка стоить, например, 300 долларов? Можно ведь добавить еще сотню и пойти за топом Prada. А казахстанский дизайнер – не конкурент Prada, и это нужно понимать, несмотря на личные амбиции. Тем более, в эпоху расцвета Zara и H&M, которые предлагают неплохое качество по более чем приятным ценам. Вообще, сейчас сложнее конкурировать с Zara, чем с Prada (смеется).
Кстати, о конкуренции: через две недели после KFW в Алматы впервые состоится Неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week – дебютирует в год вашего десятилетия. Что вы чувствуете по этому поводу?
А: Честно признаюсь: нам стало сложнее со спонсорами. А их и раньше немного было. Но, опять же, это неотъемлемая часть конкуренции, законы рынка, в котором мы не первый год. Ничего страшного. Часть наших дизайнеров теперь планируют представлять свои коллекции на подиуме MBFWAlmaty. Конечно, я совру, если скажу, что меня это совсем не задевает. Все-таки среди них есть те, которых мы открыли на конкурсе молодых дизайнеров Open Way. Но это их выбор и их право.
С: Лично я спокойно отношусь к здоровой конкуренции. Это хорошо, что такой бренд заходит на казахстанский рынок. Справедливо замечу, что в становлении этого рынка немалую роль сыграла Неделя KFW. Конкретно о самой Неделе MBFWAlmaty мне пока нечего сказать – проект еще не состоялся физически.
Вы планируете проводить конкурс Open Way в этом году?
С: Да, конечно. По традиции он состоится в сентябре. Молодые ребята заряжают – задором, смелостью, идеями. Мне нравится их настроение и отношение к жизни. Они смелые и не идут на компромиссы с собственными желаниями. Если они хотят изобразить модель определенным образом, то сделают все, несмотря на то, что это практически нереально.
А: Для них нет слова "невозможно", это здорово. Я говорю им, что они должны это беречь и обязательно стремиться к успеху на родине. Чтобы люди знали и любили их бренды. Я помню времена, когда женщины надевали вещи казахстанских марок и стеснялись признаться, в чем они. Сейчас такого нет, сейчас гордо и громко объявляют дизайнера. И слава Богу! Знаете, когда я пойму, что добился успеха? Когда приду на барахолку – а я бываю на барахолке – и увижу копии одежды своей марки. Это было бы очень круто.
Как прошли последние десять лет?
А: Хорошо прошли! Были недочеты, ошибки, но я не хочу о них говорить. Скажу только – мы о них знаем. И хочу пожелать себе и нашим коллегам – сохранять задор, желание работать и продолжать наше общее дело.
Читайте так же интервью с Ботогоз Алднгаровой и Аидой Кауменовой
Ботогоз Алдонгарова, Алексей Чжен,Саят Досыбаев