"Денег осваиваем больше, а продукции получаем меньше": хватит ли Казахстану сахара - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Денег осваиваем больше, а продукции получаем меньше": хватит ли Казахстану сахара

"Денег осваиваем больше, а продукции получаем меньше": хватит ли Казахстану сахара

Иногда без переводчика вице-премьера, министра торговли и интеграции Серика Жумангарина не понять. Сейчас в разгаре сезон закрутки варений-солений на зиму.

  • 14 Августа 2023
  • 7403
Фото - Caravan.kz

Какой будет цена на сахар? — спросили чиновника журналисты в кулуарах правительства. Ответ поразил в самый мозжечок.

«Я не думаю, что будет подорожание. Но если оно и будет, то связано не с казахстанским рынком. А с тем решением, которое примет правительство, чтобы поддержать отечественные заводы. Либо каким-то образом будут процессы, которые на сегодня есть на российском рынке».

Вы что-то поняли из этого ответа? Будет-не будет… На ромашке гадает?

Летом прошлого года сахар в Казахстане вспух до 800-1000 тенге за кило. В некоторых областях ограничили продажу сладкого песка до 5 кг в одни руки. Но семьи-то у нас есть большие, гонцов много может быть…

Год назад ажиотаж грянул в связи с запретом России на экспорт сахара. А Казахстан сильно зависит от северного соседа. При этом сегодня дефицита этого продукта в стране нет.

Справка «Каравана»

По данным министерства торговли РК, в 2022 году наши заводы произвели около 280 тысяч тонн сахара. Из отечественной свёклы — только 33 тысячи тонн. Остальное – из импортного тростника. Ежегодная потребность сахара в Казахстане – 500-550 тысяч тонн.

Подозреваю, что члены правительства чай и кофе пьют с сахаром. Могу им напомнить, что в 2020 году отечественным сырьем закрывали 9 % процентов потребности. В 2022 – уже 6 %. Люди, которые принимали решения о субсидировании производства «сладкой смерти» в Казахстане, а речь о сотнях миллионах тенге, не понимали, что отрасль съёживается?

Вот и мажилисмен Серик Егизбаев изумился: «Парадокс! Денег осваиваем больше, а продукции получаем меньше».

Как такое могло произойти?

Баба с пустыми ведрами навстречу – к несчастью. Женщина с мешком сахара на плече – август!

Обзвонил коллег в семи областях: заготовки на зиму делаете? На юге, севере и востоке страны подтвердили. Цены на сахар назвали разные. От 370 до 470 за кило. Одна коллега ввергла в шок: «15 банок разных вареньев уже. И еще штук 20 разных маринадов. Туда тоже сахар нужен».

А коллега из Актау огорошила: "У нас тут никто и никогда ничего не закручивает – потому что тут ничего не растет. Питаемся привозными продуктами…"

Смотрю статистику ЕАЭС за июль. Запасы сахара – полтора миллиона тонн. Это даже больше, чем нужно всем сладкоежкам Союза. Но почему сахзаводы Казахстана раньше обеспечивали своей продукцией почти 70 процентов граждан, а сейчас, даже с учетом сахарного тростника, в лучшем случае — на 6-7 процентов?

Технолог сахарного производства Вячеслав Мешков более 20 лет работал на разных сахарных заводах Казахстана и России. По его мнению, «в отрасли много лет допускали системные ошибки и слишком много отдали на откуп местным исполнительным органам, не считаясь с интересами фермеров».

Справка «Каравана»

После засухи 2021 года площади сахарной свеклы в РК сократились на 30 % – до 9000 га. Осенью прошлого года правительство в «пожарном порядке» разработало комплексный план развития сахарной отрасли до 2026 года.

Согласно ему в 2022-м свёкла должна оккупировать 16-17 тысяч га. А К 2026 году – около 40 тысяч гектаров. Где и за счет чего? Из просто планов чиновников даже хрен на грядке не вырастет. В прошлом году фермеры получали 30 тысяч тенге за тонну свёклы, сданной переработчикам. В этом году Минсельхоз обещает свекловодам субсидирование в 40 тысяч. Но будет ли стоить эта овчинка выделки?

Сладко было на бумаге

Сами свекловоды считают, что для обеспечения сахаром населения нужно увеличить посевные площади корнеплода до 130-150 тысяч гектаров. Нормальная цифра. Но обстоятельства ненормальные.

Мешков:

— Я читал комплексный план развития сахарной отрасли. Возможно, его писали люди, которые не очень представляют все технологические процессы в отрасли. Прежде всего нужна вода. А ее в регионах, где выращивают свёклу – очень воднолюбивую культуру – не хватает. Значит, сначала нужно решить эту проблему. Это дорого и долго. Так что быстрых результатов мы здесь не дождемся. Фермеры говорят о 130-150 тысячах гектаров, чтобы полностью закрыть потребность страны в сахаре. Сейчас это просто фантастика. В плане сказано о намерении привлечь инвестиции на 500 млрд тенге. Написать и запланировать можно что угодно. Для воплощения этих проектов в жизнь нужны реальные действия. Пока я их не вижу.

— Минсельхоз объявил о строительстве трех сахарных заводов в Актюбинской, Туркестанской и Павлодарской областях с участием иностранных инвесторов.

— Здесь должен быть кластерный подход – плантации рядом с предприятием. Свёкла плохо переносит транспортировку на большие расстояния. Но сначала все равно надо решить проблемы полива. Затраты на орошение существенно влияют на себестоимость продукции. После этого можно заняться расширением площадей. Справимся с этой задачей – загрузим заводы нашим корнеплодом. Тогда можно будет отказаться от закупки сырья из сахарного тростника…

Справка «Каравана»

Из одной тонны свёклы получается 100-150 кг сахара – в зависимости от сорта корнеплода. На содержание сахара в корнеплоде влияют погодные условия и наличие воды.

В начале этого года глава Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева заявила, что качество сырья, которое поступает на заводы, не соответствует стандартам.

«В прошлом году был очень большой процент свёклы сомнительного качества. С содержанием бактериоза до 20 % и молочной кислоты. Это крайне высокий показатель, превышающий все допустимые нормы. Причина, во-первых, в несоблюдении севооборота, это самый большой бич небольших хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Не исключено, что в будущем соблюдение севооборотов может стать одним из требований при оказании господдержки. Во-вторых, низкое качество сырья связано с недостатком воды. Свёкла – очень капризная культура, которая требует неоднократного полива. Для свеклосеющих регионов орошение — болезненный вопрос. Минсельхоз обеспокоен тем, что в перспективе мы можем столкнуться с еще большим дефицитом воды, поэтому уже сейчас необходимо рассматривать методы водосберегающих технологий».

И добавила, что оросительные системы небольшим фермерским хозяйствам сегодня не по карману. А дальше – то, о чем уже лет 15-20 говорят эксперты в области сельского хозяйства: «Стоит рассмотреть вопрос кооперации либо создания через механизм ГЧП машинно-тракторных станций, где спецтехникой могли бы воспользоваться фермеры».

Мелкие сельхозпроизводители не потянут полив своих угодий в одиночку. Государство? 10 лет назад экономист Канат Берентаев в интервью сказал мне, что к 2025 году выживут только 30-40 % мелких фермерских хозяйств. Я нашел это в своем архиве: «Потому что меняются правила игры. Потому что олигархи и латифундисты пока диктуют эти правила. У них большие посевные площади. Миллионы гектаров. Там не зерновые, не бахчевые. Там курай, сорняки, даже крапива не растет. Но когда мы по-настоящему столкнемся с проблемами продовольственной безопасности, правила изменят… Просто, чем дольше мы оттягиваем решение этих проблем, тем дороже они будут стоить потом».

Вишенка на торте, или Не сыпь мне соль на нары

В комплексном плане развития сахарной отрасли до 2026 года запланировано «проводить доразведку месторождений подземных вод и работать над потерями, проводя реконструкцию оросительных сетей». А когда раньше были вспышки дефицита сахара и фермеры кричали, что не хватает воды – в правительстве их не слышали?

Госпрограмма «Питьевая вода» на 2002-2010 годы с треском провалилась. Разворовали десятки миллиардов тенге. Десятки мелких и средних чиновников оказались под следствием. Некоторым повезло: как-то «выплыли». Некоторым – не очень. Какое-то время пришлось отсидеть. А в местах не столь отдаленных сахар – «валюта».

Программа «Ак булак» на 2011-2020 годы. Та же участь. Более 700 сел воды так и не увидели. Миллионы тенге утекли черт знает куда. Ну, посадили новую партию коррупционеров. А источников воды в стране больше не стало.

То, что уже больше 25 лет у Казахстана проблемы с водным обеспечением, которые сказываются почти на всех сферах экономики, понятно производителям продукции. А что все эти годы делали члены правительства, чтобы как-то снизить накал вопроса? Наверное, просто пили чай с сахаром. Из тростникового сырца.

Как гласит народная мудрость: «У этих не слипнется».

P.S. Когда материал уже был подготовлен к публикации, Вячеслав Мешков написал в Фейсбуке: «Никакой паники. Сахара в стране хватит на всех».