При этом в первую тридцатку из ста лучших голосов по версии журнала Rolling Stones (спорную, как и все рейтинги) вошло всего пять женских: Арета Франклин, Тина Тёрнер, Этта Джеймс, Дженис Джоплин и Нина Симон. К блюзовым, соул и рок присоединились поп-исполнительницы, значительно расширив присутствие женщин на сцене. Зачастую, правда, речь шла не об особенных вокальных или поэтических дарованиях. Мадонна завоевала себе право на корону благодаря личностной исключительности, повлияв на десятки певиц, пришедших после неё.
Ситуация меняется. Следом за Дебби Харри, Уитни Хьюстон и Пи Джей Харви приходят Алиша Кис, Бет Дитто, Эми Уайнхаус и Лили Аллен. Ужасает и восторгает «королева маленьких монстров» Леди Гага. На стенах теперь уже не комнат, а социальных сетей признаются в любви не только талантливым красивым мужчинам, но и талантливым красивым женщинам, чей голос звучит всё громче и увереннее.
Среди них и наши героини, песни которых наверняка есть в вашем плеере. Две англичанки, одна американка. Одна закончила уважаемую школу исполнительского искусства, другая сменила несколько групп до партнёрства с хип-хоп исполнительницей, третья начала писать песни, живя в трейлере. Десять Грэмми в руках первой из них, венец музы Карла Лагерфельда и Фриды Джаннини на голове второй девушки, голос третьей звучит для «Великого Гетсби», а её лицо не сходит с журнальных страниц. Это отличия, а в чём схожесть? В таланте и красоте – у каждой по-своему. В отношении к музыке не только как к заработку и источнику славы, но как к творческому процессу и неотъемлемому способу самовыражения. В создании собственного узнаваемого стиля – как в исполнении, так и в отношении внешности. Посмотрим поближе?
Начнём знакомство с девушки, чье имя на арабском означает «справедливость»: Адель Лори Блю Эдкинс (имя Blue, кстати, она получила от отца в честь его любимого блюза). Начав с выпущенной в 2007 году композиции «Hometown glory», в 2011 году Адель повторила успех Битлз с двумя альбомами и двумя синглами в первых пятёрках чартов Британии. Обладательница мощного красивого контральто, Адель, вдохновляясь творчеством Этты Джеймс и Дасти Спрингфилд, а затем и музыкой кантри, называет свой стиль «heartbroken soul». Цельность, чёткое понимание себя и того, как ты хочешь говорить с окружающими миром – всё это отражается не только в музыке, но и через внешний облик певицы.
Стиль Адель часто определяют как ретро-гламур, но не в театрализированном варианте Диты фон Тиз. Хотя без драматичности тут не обойтись, она не чужда Адель. Нужное настроение создаётся, в первую очередь, деталями одежды, причёской, акцентами макияжа. Большую роль играет влияние исполнителей и культуры 60-х.
Города не сразу строятся, а стиль не создаётся сразу и из ниоткуда. Для своих ранних выступлений Адель выбирала комфортные просторные туники, кардиганы спокойных цветов в сочетании с узкими джинсами или леггинсами. Так же она одевается и сейчас в повседневное время, а на сцене всё чаще появляется в элегантных платьях.
В ряду однотонных туник появляются и «тельняшки» с красным акцентом. Справа от полосатого наряда – ещё один отличный пример выбора цвета. Под зелёным шёлковым пиджаком – платье длиной по колено в стиле new look. Два чёрных платья – самое простое и украшенное орнаментом в духе ар-деко (слева). Нижний ряд – работа с цветом: смелое расшитое цветами платье (Valentino) и два решения в синем цвете, с кружевной вставкой и с рисунком (надетое по случаю награждения Орденом Британской империи, Stella McCartney).
Платья – это краеугольный камень, если мы говорим о ретро-влиянии. Платья по колено А-силуэта или в стиле new look, с чётким акцентом на талии, хороши и для дневного, и для вечернего выхода. Хотя, если говорить о последнем, декорированное платье в пол всё же выигрывает. Особенно в сочетании с красной помадой.
В отличии от ярких помад и модельных платьев, стрелки сопровождают певицу давно. Это стало её своего рода фирменным знаком, к которому позже добавилась причёска beehive, «улей», столь популярная в 60-х.
Несмотря на отдельные яркие решения, Адель отдаёт предпочтение чёрному цвету. Слева – едва ли не лучший выход – расшитое иcкрящееся вечернее платье в пол (Armani), c подчёркнутой талией, вырезом-лодочкой и рукавами «три четверти».
В нижнем ряду – ещё три вечерних варианта. Обратите внимание на повторяющиеся удачные решения: прозрачная или кружевная вставка в верхней части облегчает наряд, как и рукава упомянутой длины. Они же делают руки изящнее.
Верхний ряд: особенности макияжа – стрелки, классические цвета помады, нежный румянец, и укладки – «улей» (крайне фото справа), мягкие локоны (в центре) и на первой фотографии – промежуточный вариант.
Как уже говорилось, в обычной жизни Адель предпочитает удобную одежду и обувь. Темные узкие джинсы вообще опасная вещь, они настолько универсальны, что не хочется менять их ни на что другое. На первой фотографии ниже можно увидеть прекрасный пример хорошо подобранного аксессуара – платка, который освежает наряд, а его приглушённый розовый цвет гармонирует с тонами румян и помады девушки.
Как мы видим, ощущение настоящего гламура создается штрихами и правильной подачей. Можно упомянуть и о любви Адель к винтажу (что совсем не удивляет). Так что берём на вооружение приталенное чёрное платье подходящей элегантной длины (Cyrille Gassiline), добавляем винтажные украшения (кольцо и серьги, Honey Hush vintage), красную (например) помаду и лак (Zoya), подведённые глаза и поднятые волосы.
Альтернатива – платье в ярком цвете (Sultanna Frantsuzova). А на каждый день – да, узкие тёмные джинсы (Maya Bash).
В 2014 году Адель выпускает свой третий альбом (интересно, будет ли он называться согласно возрасту, следом за предыдущими «19″ и «21″). А значит, нам предстоит оценить не только музыкальное развитие певицы, но и совершенствование её образа. На многочисленных ковровых дорожках, поскольку в будущих наградах Адель сомневаться не приходится.
Пока мисс Эдкинс выпускает свой первый альбом «19″, другая уроженка Лондона, Флоренс Уэлч, громогласно возвещает, что мёртвый сезон закончился. «Dog days are over» – второй сингл группы «Florence and the Machine», где Флоренс – это Флоренс Уэлч, а «Машина» – прозвище хип-хоп исполнительницы Изабеллы Саммерс.
Флоренс – это совсем другая английская девушка. Живая героиня полотен прерафаэлитов, лихо смешивающая инди, фолк, поп и не только, по-ведьмински приправляя готикой. Бушующую энергией мисс Уэлч называют королевой британской эксцентричности.
В чём не приходиться сомневаться. В начале сценического пути были и перья, и цветы, и птичьи клетки, и образ лесной колдуньи. Босиком, да.
Особую роль для Флоренс играет вода. Её текучесть. изменчивость и свобода выражаются на сцене через подобные летящие платья.
Из нарядов и образов Флоренс можно составить альбом. Несмотря на разнообразие, вычислить источники вдохновения несложно. Речь идёт, в первую очередь, о стиле бохо – наследнике bohemian, богемного стиля, родоначальниками которого были всё те же прерафаэлиты. Сама мисс Уэлч как-то охарактеризовала свой стиль как «Леди из Шалот встречает Офелию (картины Уотерхауса и Милле), вместе с пугающей готичной Бэтледи». Влияние литературы и искусства на Флоренс очевидно (её мама, кстати, профессор Королевского колледжа, специалист по Ренессансу).
Пройдя сквозь время, нынешний бохо обогатился культурами 60-х и особенно 70-х. Ну и, разумеется, современными влияниями. В чём суть бохо или, как его иногда называют, бохо-шика? В смешении множества стилей – хиппи, фолка, романтичного и цыганского стилей (само слово bohemian происходит как раз от цыган), кэжуал и других. При этом известная небрежность, многослойность и возможное обилие деталей тщательно продуманы. А тот самый «шик» проявляется в внутреннем аристократизме и, например, выборе таких материалов как бархат, вельвет, мех и винтажных украшений.
Часть нарядов Флоренс можно разделить на «тёмные» и «светлые», и дело не только в цвете. Это две стороны сказочной, фантазийной реальности. Одна – манящая, сильная, сумрачная и таинственная (верхний ряд), с тяжёлым бархатом. Другая – радостная, лёгкая, хрупкая, искрящаяся (нижний ряд), с воздушным нежно-розовым платьем (Alexander McQueen) и белым кружевным, трогательно дополненным носочками.
Слева – пример контрастного сочетания лёгкого белого платья в пол с плотным чёрным пальто, который будто защищает хрупкую фигуру.
Многослойность и принты – то, чем сразу обращает на себя внимание бохо. Это может быть повседневный вариант в спокойных тонах (средний столбец) или кричаще броский (верхнее фото справа). Последний – сочетание нескольких принтов, некогда модный запрет, но если вы можете построить гармонию из хаоса, то только вперёд. Флоренс, кстати, идёт дальше, она появляется и в total one print. Самый простой и беспроигрышный вариант – блузка с ярким рисунком (нижняя справа) или солирующая туника со сложным узором (скажем, в стиле ар-деко, вверху слева)
И что за бохо без платья в цветочек (нижняя слева). Обратите внимание на обувь на широком каблуке, немаленькую сумку и тёмную шляпу. «Тяжёлые» детали отличают бохо-стиль от более лёгкого романтического.
Последнее, но не по значению – аксессуары. Их может быть очень мало и очень много. Среди украшений у Флоренс первую партию играют кольца – ими могут быть унизаны все пальцы. При этом они характерные, заметные, возможно, со своей историей. Бросается в глаза любовь певицы к шляпам. Длинная ярусная юбка / летящее платье и шляпа с мягкими полями – привет хиппи и друзья навек.
А вот макияж при таком буйстве красок в одежде может быть весьма спокойным.
Что за жизнь, если в ней нет места лёгкому безумству! Доставайте бабушкино пальто (всё-таки пока прохладно) и сочетайте его с длинным цветочным платьем (Blutsgeschwister). А если бабушка его не отдаёт, возьмите леопарда (пальто, Mads Norgaard). Романтичная белая блуза (Twist&Tango) и рубашка, украшенная цветочным принтом (Nice Things) легко позволяют дополнять свой наряд предметами самых разных стилей. Брюки тоже могут быть с принтом (для желающих поэкспериментировать с total one print look есть такая же рубашка, все Ganni). В деле с многослойностью поможет пиджак (Nice Things), имитирующий мужскую домашнюю куртку (были и такие).
И украшения. Много. Винтажные и не только (кольцо с розой, Mineral Weather, кольцо с аквамарином, Crystal Crystal).
Не Англией единой. Отправимся в Америку, откуда уже слышится гипнотический голос Элизабет Грант. Впрочем, имя Лана дель Рей вам более знакомо. Успех не сразу закачал на своих волнах улыбчивую девушку с растрёпанными волосами цвета блонд – первый альбом, под настоящим именем, прошел незамеченным. Волосы стали золотисто-каштановыми, взгляд – увереннее, а голос глубже – и второй альбом теперь уже Ланы дель Рей «Born to die» утвердился на 2 месте Billboard 200, а сама девушка стала просто нарасхват.
И снова мы смотрим в прошлое. Стиль Ланы – это тоже ретро-гламур, но поданный по-другому, чем у Адель. Одним из основных источников вдохновения певица называет кинематограф, и стиль подаётся через эту призму. Это ретро-эпоха Золотого Голливуда, не то, что было «на самом деле», а то, что мы видим в кино. Отсюда лоск, глянцевость и некоторая манерность, театральность. Музыку Ланы дель Рей тоже называют «кинематографичной», недаром она так хорошо ложится для саундтреков.
Если уж мы играем в кино, то у нас будут определённые образы. Лана использует если не все, то самые известные из периода 50-60-х. Это короткие платьица (яркие и построже; верхний ряд), дополненные цветами и ободками в волосах и крестом на груди – для героини фильма, «хорошей девочки» как она есть. Другие роли (нижний ряд): подруга главной героини и самая популярная девушка в округе, pin-up girl, образцовая домохозяйка, ожидающая своего мужа (муж хорошо зарабатывает, и она прекрасно выглядит).
На красной ковровой дорожке блистают дивы. Классические силуэты и цвета. Многие считают красный выход (Vivienne Westwood) самым лучшим, но на мой взгляд, образ с чёрным кружевным платьем и бабеттой на вечере Mulberry определённо выигрывает. Какой правильный задан тон.
Но не всё так просто. Так или иначе мы выискиваем сходства и различия между стилем наших трёх героинь, и если черты ретро-гламура роднят Лану с Аделью, то сравнивая с Флоренс, мы увидим в чём-то схожую любовь к миксу, смешиванию разных стилей и деталей.
И – вуаля! Верхний ряд: c «правильными» блузками и юбками обнаруживаются модные кеды; начёс в духе 60-х и красная помада дополняются шортами и «рваной» футболкой; к нежным платьицам добавляется спортивная куртка либо они вовсе меняются на джинсы и майки с крутыми принтами. Смешение времен: девушка из 50-х и 60-х примеряет одежду 90-х.
Далее, нижний ряд: те самые классические образы 50-х подвергаются иронии, добавляются гротескные золотые украшения, они сочетаются с мехом, джинсами, рубашкой с растительным принтом и опять же кедами (если есть бохо-рэп, то он, наверно, что-то вроде этого). А в жизни Лана и вовсе предпочитает одежду обычной американской девчонки – джинсы, рубашки, футболки, кеды и балетки.
Пару слов о деталях. Как вы могли заметить, даже не зная, кто перед тобой, страна проживания и культурные корни певицы определяются легко. Настроение, которым окутывают образы и песни Ланы дель Рей, наполнено лёгкой ностальгией не просто по прошлому, но по американскому прошлому. Звёзды и полосы флага, мелькающие в кадре старые автомобили, ощущение полуденного зноя («Summertime sadness») рисуют в воображении картины маленьких американских городков и их обитателей.
Знаковые аксессуары – цветочные украшения для волос, массивные золотые украшения. Длинные ногти (любимы также Аделью и Флоренс)
И ещё одна особенность – загадочность. Недосказанность, ускользающая важная деталь, от которой тебя отвлекли ярким штрихом. Это часть магии кино, она есть в тягучем голосе Ланы дель Рей и её бездонном взгляде.
Америка, венок из цветов, too much и что-то ещё.
Совершенно беспроигрышные вещи: правильное короткое платье (Sessun), база любого стиля – белая рубашка (Twist&Tango), женственная юбка по колено в клетку виши (Sultanna Frantsuzova). В сочетании с той же рубашкой, ярким поясом и винтажными украшениями (клипсы, Honey Hush vintage) сразу представляешь себя сидящей в дайнере, с чёрно-белой плиткой на полу, молочным коктейлем и музыкальным автоматом, из которого доносится голос Элвиса. И не забудьте венок из цветов (Asiya Bareeva). Для совсем другого времяпрепровождения – футболка с Дэвидом Боуи (Worn By). А кто может быть круче Дэвида Боуи?
Итак. Мы с вами бегло пробежались не по творчеству, но по стилю трёх замечательных девушек. Что можно сказать? Что, по-моему, всё написанное в начале статьи – правда. И помимо этого, помимо схожих тем в творчестве и наличии не одной татуировки, их объединяет любовь ко времени и чувство времени. Ретро-стиль, как мы видим, может принимать разные формы. И при этом каждая при желании найдёт у себя вещи, благодаря которым его можно создать.