Лицо советской национальности. Как Кремль решил переплавить все народы в один этнос, и к чему это привело - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лицо советской национальности. Как Кремль решил переплавить все народы в один этнос, и к чему это привело

Лицо советской национальности. Как Кремль решил переплавить все народы в один этнос, и к чему это привело

В империи, территорию которой населяют десятки народов, непременно возникнет национальный вопрос. Это представляет угрозу действующей власти, потому государство любыми путями старается решить эту проблему.

  • 21 Июля 2023
  • 30778
Фото - Caravan.kz

Из искры возгорелось пламя

Как показывает история, достаточно пустяка, чтобы устроить погром на национальной почве.

Так в мае 1988-го на базаре Ферганы турок-месхетинец перевернул торговке-узбечке миску клубники, да ещё и нахамил вместо извинений. За бабульку вступились местные. А обиженный турок позвал друзей на разборки. Полкило копеечных ягод вылились в три дня беспорядков, более сотни трупов и 800 сожженных домов. Катализатором для Карабахского конфликта, не утихающего уже почти 40 лет, послужил камень, брошенный хулиганами в легковушку.

Тем не менее межэтнические конфликты стали частым явлением только после перестройки. И в СССР, и в Российской империи  беспорядки на национальной почве случались крайне редко, хотя люди разных этносов жили буквально в соседних дворах. Исключением можно считать еврейские погромы до революции, но тогда иудеи притеснялись на государственном уровне и не могли рассчитывать на защиту властей.

Как же Советский Союз и Российская империя смогли так эффективно решать национальный вопрос на протяжении полутора веков?

Слышь, ты из какого прихода?

В царской России, к которой относилась и значительная территория Казахстана, такого понятия, как национальность, фактически не существовало. По крайней мере в том виде, в каком мы привыкли воспринимать сейчас. О генетике тогда ещё ничего не знали, и даже у столбовых дворян были предки не только другой крови, но и иной расы. Например, светило русской поэзии Александр Пушкин являлся на четверть чернокожим, но никто не считал его нерусским. Более того, дети последнего императора Николая Второго были наполовину немцами, а уж престолонаследники должны быть русскими, и этот факт прописан в своде правил.

Дело в том, что национальность определялась не по крови, а по вероисповеданию.

Любой крещёный в Русской православной церкви юридически считался русским. Магометане же автоматически относились к татарам. Католики, лютеране и иудеи в эту систему не вписывались, поэтому для них законодательно вносились некоторые ограничения.

Например, евреям нельзя было покидать черту оседлости, то есть территорию, где им разрешалось проживать, а немцы и поляки не могли и мечтать о хорошей должности, пока они исповедуют другую религию. Но этот вопрос решался просто, достаточно было зайти в ближайший храм и попросить батюшку о крещении.

Это делалось намеренно, потому что двумя большими религиозными группами управлять легче, чем сотней маленьких народов.

В наших степях всё обстояло ещё проще. Духовная жизнь казахских мусульман контролировалась муфтием из Казани, который в свою очередь подчинялся российскому императору.

Кремлёвский мечтатель

Разделение на национальности по происхождению тоже существовало, но лишь в бытовых разговорах и среди этнографов. Точно так же, как сейчас у нас идёт раздел по родам и жузам, хотя в паспорте все их представители записаны как казахи.

Конечно, находились националисты вроде черносотенного «Союза русского народа», которые считали, будто русские по крови должны иметь в Российской империи больше привилегий, но их идеи особой популярностью не пользовались.

После Октябрьской революции большевики упразднили церковный институт, и прежний раздел по вероисповеданию перестал быть актуальным. Тогда и зародилось то представление о национальности, которое мы имеем сейчас.

Любопытно, но идеи Владимира Ленина значительно опередили время. В 1923 году Ильич разработал план будущего Советского Союза. Зачем казахов разделили на жузы

Этот план практически не отличается от концепции нынешнего Евросоюза. По замыслу Ленина, каждая республика должна быть полностью суверенна. Ильич долго прожил в Европе и прекрасно понимал, что властям проще контролировать маленькие государства, тем более, что у каждого народа свой менталитет и традиции. Тут и пригодился бы раздел территории по национальности народов, её населяющих.

 Объединять республики с разными народами, кроме верности идеям коммунизма, должны единая валюта (Европа пришла к идее евро только через 70 лет) и военный альянс (НАТО появилось через 24 года).

Заварил кашу

Как мы видим по истории развития современного Евросоюза, идеи Ленина имели здравое зерно и неплохие перспективы. Но через год Ильича не стало, и его планы не смогли воплотиться в жизнь.

Иосиф Сталин же, напротив, мечтал о целостном государстве, которое будет населять один народ, беспрекословно подчиняющийся Кремлю.

 Республики и автономии были временным явлением, тем более созданным искусственно. Создание человека «советской национальности» в СССР проходила хитро. Маленькие этнические группы сплавлялись в большие. Так сваны и мингрелы стали грузинами, памирские народы присоединились к таджикам, сарты — к узбекам. Мокшан и эрзян сначала объединили в мордвинов, а потом они должны были стать русскими.

В результате такой политики в СССР исчезли такие национальности, как русины, ламуты, вогулы, гиляхи, ингилойцы.

В КазССР в казахи записывали дунган, уйгуров и турок-месхетинцев. Депортация народов в Казахстан тоже способствовала этой задаче.

После столыпинской реформы в наших степях появились тысячи посёлков из бывших переселенцев. В большинстве из них этносы полностью растворились в результате смешанных браков.

Создание литературного языка, по сути, было уничтожением диалектов и фонетически схожих языков малых народов.

Догоним и перегоним

Во время освоения целины и масштабных казахстанских строек количество межэтнических браков росло в геометрической прогрессии.

 По данным Центрального управления статистики СССР, в 1989 году 23,9 % браков в КазССР заключалось между представителями разных этносов, а 79,8 % детей от смешанных браков при получении паспорта в 16 лет выбирали национальность «русский» в графе «национальность».

Это процентное соотношение могло быть и больше, если бы не инициативы Хрущева.

Никита Сергеевич был большим любителем реформ, и постулат, что в СССР царит дружба народов, ему очень понравился. Но первый секретарь КПСС решил, что чем больше в стране народов, тем эффектнее будет смотреться дружба между ними.

Эту мысль он высказал ещё в 1950 году, при жизни Сталина, но тогда даже Иосиф Виссарионович не углядел в ней подвоха. После же смерти вождя народов Никита Сергеевич получил полную свободу действий.

Многотысячными тиражами стали выходить книги, посвященные быту малых народов. Многие читатели с удивлением узнавали, что в тундре, кроме чукчей, живут ещё коряки, ненцы и эвенки. В грузинских ресторанах появился шашлык по-карски и хачапури по-аджарски. Это давало клиентам повод вести за столом светскую беседу об особенностях того или иного этноса.  Как Хрущёв хотел передать России четверть казахстанских земель

Для поляризации идей среди тех, кто не читает книг, стали выпускаться спичечные этикетки, марки и открытки с представителями малых народов.

Бомба, рванувшая через десятилетия

Нельзя отрицать, что возрождение национального самосознания и культуры малых народов — дело благородное. Но сталинская машина переплавки национальностей ещё работала, а методы реализации хрущевских планов были поспешны и непродуманны.

Фактически Хрущёв создал бомбу замедленного действия. Пока в стране наблюдалась экономическая стабильность, дальше бытовых склок национальный вопрос не шёл.

Но в перестройку, когда прилавки магазинов опустели, национальный вопрос стал оружием в руках провокаторов.

17 июня 1988 года делегация Коммунистической партии Эстонской ССР на XIX партконференции КПСС в Москве внесла предложение о разделении полномочий во всех сферах общественной, политической и экономической жизни в СССР и их передаче республиканским органам власти. Эта идея показалась многим перспективной, но существующие на тот момент границы союзных республик не отражали реального положения с этническим составом. 

Плоды искусственного раздела территорий и сталинского переселения этносов мы, жители бывшего СССР, пожинаем до сих пор.