АЗРК подготовило отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2022 год. По своей структуре он напоминает не отчет о проделанной работе, а скорее, исследование о состоянии конкуренции в Казахстане и почему у нас в стране все так плохо.
Это и понятно, только в последние 2-3 года контролирующим государственным органам дали право голоса. До этого они могли указывать на мелкие недостатки в системе или как-то безвредно троллить правительство и акиматы. Теперь им, вместе с Высшей аудиторской палатой, дали кусок власти и позволили говорить открыто. Чем мы сейчас и пользуемся.
Общие тенденции
В базовых отраслях экономики страны — топливно-энергетическом комплексе, транспорте и телекоме – конкуренция очень низкая. Главный игрок на рынке может занимать от 70 % до 100 % рынка. Отмечается усиление уровня концентрации рыночной власти.
Динамика изменения уровня концентрации рыночной власти (уровень концентрации трех крупнейших поставщиков), %.
Более того, в экономике появилась тенденция расширения участия государства в бизнесе. Появляются новые монополии с государственным участием. Из-за этого растут издержки предпринимателей и затраты населения: по оценкам ОЭСР, слабая конкуренция приводит к росту цен в среднем до 10 %.
Приватизация тормозит по причинам:
1) государство отдает на приватизацию убыточные предприятия, осуществляющие социальные услуги (объекты жизнеобеспечения, культуры, спорта, образования);
2) вертикально интегрированные структуры по типу холдинга АО «Самрук-Энерго» включаются в план приватизации одним лотом. Это приводит к созданию новых «частных монополий», либо усилению положения действующих доминантов.
3) план приватизации постепенно сокращается. По предложениям госорганов из списков регулярно вычеркивают определенные предприятия. Правительство намерено вернуть приватизированные предприятия: что происходит
АЗРК выявило 17 новых операторских функций, закрепленных на законодательном уровне. Таким образом, госорганы расширяют возможность закупать товары и работы из одного источника. В 2022 году больше трети всех госзакупок пришлись на закупку из одного источника (2,4 трлн тенге).
Госорганы, считает АЗКР, не только не хотят повышать конкуренцию на подведомственных рынках (читай выращивать конкурентов отраслевым монополистам), но и сами вступают в картельные сговоры. Так, в 2022 году было выявлено участие в сговорах и злоупотреблении своим положением ТОО «Қамқор Локомотив» (ремонт локомотивов), ТОО «Petrosun» (продажа нефтепродуктов), ТОО «КФК «Медсервис плюс», «Акниет» и «Стофарм» (продажа лекарств).
Не сильно оправдали себя и товарные биржи. Прежде всего их оказалось слишком много – 13 бирж. Из-за этого даже небольшие сделки могут вызвать бурю цен в стакане воды. Для страны достаточно одной биржи. Все эти площадки контролируют разные госорганы со своими требованиями. Перед проверкой АЗРК 4 товарные биржи возвратили свои лицензии. Две биржи были ликвидированы решением суда. в отношении еще 8 площадок направлены исковые заявления о их принудительной ликвидации.
ГСМ
За 2022 год проведено более 80 анализов товарных рынков.
Оптовый рынок нефтепродуктов является высококонцентрированным. Доминантами на рынке являются ТОО «Petrosun» и АО «НК КазМунайГаз».
Государство не контролирует треть рынка нефтепродуктов, что негативно влияет на прозрачность ценообразования и остается одним из факторов искусственного формирования высоких цен.
Только внедрение механизма сбалансированного ценового регулирования на нефть и нефтепродукты на розничном рынке и в дальнейшем устранение диспаритета обеспечит вклад в ВВП более 1 трлн тенге, считает АЗРК. В основном за счет дополнительных поступлений налогов с ГСМ.
Именно на примере НПЗ АЗРК считает, что государство не эффективно как хозяин. За 3 года на государственных Атырауском и Павлодарском НПЗ произошло 106 внеплановых остановок. В это же время на Шымкентском НПЗ с частным инвестором (50,2 %), произошла только 21 внеплановая остановка.
Электроэнергия
И оптовый, и розничный рынки электроэнергии являются концентрированными и высококонцентрированными.
Некоторые энергоснабжающие организации (ЭСО) стали посредниками для оптовых потребителей. Из потребностей оптовых потребителей в 30 млрд кВтч 8 млрд кВтч приходятся на поставки через ЭСО.
Так, АО «НК КТЖ», находясь в одной структуре с ЭПО «Самрук-Энерго» и другими ЭПО АО «ФНБ Самрук-Казына», закупало электроэнергию не напрямую с электростанций, а через различные ЭСО. Крупнейшие доли в данной «нише» заняли бывшая «дочка» АО «НК КТЖ» – ТОО «Темиржолэнерго» – 1,5 млрд кВтч; ТОО «АБ Энерго», ТОО «Samga Development» – 3 млрд кВтч. Такие посредники смогли заработать 4,5 млрд тенге.
Снова остается высоким уровень государственного участия в генерации. Доля 18 государственных компаний (в т.ч. в составе "Самрук-Энерго") в отпуске электроэнергии в сеть составляет 42 %.
АЗРК предлагает приватизировать дочерние энергокомпании АО «Самрук Энерго» раздельными лотами. В том числе обе Экибастузские ГРЭС, Мойнакскую ГЭС, Шардаринскую ГЭС, ТОО «Samruk-Green Energy», ТОО «Алматыэнергосбыт» — с разукрупнением, АО «Алматинские электрические станции» — с разукрупнением. Передать в аренду АО «Алатау жарык компаниясы».
Уголь
Цена на уголь формируется на рынке и без участия государства. АЗРК разработало рекомендации по реализации коммунально-бытового угля через товарные биржи.
По данным Агентства, практика использования производителями угля «непродуктивных» посредников приводит к увеличению конечной цены угля для населения в среднем на 40-45 %. Если отодвинуть их от кормушки и дать региональным компаниям закупаться непосредственно у компаний, это позволит сократить издержки угольных операторов на 5,6 млрд тенге.