Кто предсказал будущее Казахстана - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто предсказал будущее Казахстана

Кто предсказал будущее Казахстана

Недавно известный актёр Арнольд Шварценеггер заявил, что фильм "Терминатор" предсказал сегодняшнюю реальность, описав появление искусственного интеллекта.

  • 5 Июля 2023
  • 43855
Фото - Caravan.kz

Он поднял эту тему потому, что она становится всё более повсеместной: уже и в Казахстане начали применять технологии ИИ. А ведь фильм Джеймса Кэмерона даже не был первым художественным произведением, в котором подняли эту тему.

Редакция медиапортала Сaravan.kz разобралась, откуда "растут ноги" технологий, которые дошли уже до Казахстана и активно здесь применяются.

Искусственный интеллект

Технологии ИИ в Казахстане уже начинают использовать в самых разных областях. Например, его внедряют в светофоры, чтобы те распознавали поток машин и оценивали, как долго должен гореть тот или иной свет. Для казахстанских судей нейросети анализируют судебные акты. Программа обучена понимать суть решений, сравнивать их, выявлять аномалии и прогнозировать исходы гражданских дел. Таким образом, судья может изучить судебную практику по схожим делам, и это только малая часть примеров.

Само понятие "искусственный интеллект" впервые появилось в 50-е годы прошлого века в рамках исследований Дартмутского колледжа. А первый "Терминатор" показали в кинотеатрах только в 1984 году, то есть примерно через тридцать лет. Очевидно, что если Кэмерон что-то и предсказал, то отнюдь не первым. Раньше всех, как это часто бывает, успели писатели — отчасти потому, что написание и выпуск книги требует меньших денежных затрат, чем съёмки фильма. Одним из первых фантастов, обратившихся к этой теме, был Айзек Азимов с его сборником рассказов "Я, робот", который впервые опубликовали ещё в 1950 году. Правда, таких пессимистичных сценариев, как авторы после него, Азимов не предлагал — он больше сконцентрировался на создании правил, в рамках которых ИИ смог бы сосуществовать с людьми безопасно для них. Он разработал три знаменитых закона робототехники и в своих текстах моделировал различные ситуации, которые могли бы возникнуть с их учётом и при попытках их обойти. Эти законы:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам.

Однако те, кто писал позже, смотрели на ситуацию более пессимистично и, скорее, размышляли о катастрофических последствиях использования ИИ, чем о способах. К примеру, у Фрэнка Герберта в знаменитой "Дюне" (1963-1965 годы) ИИ не появляется во время действия основного сюжета, поскольку в истории того мира фигурирует страшная война между ним и человечеством, и после победы людей от вычислительных технологий было решено отказаться и использовать только человеческий интеллект — близко по духу к "Терминатору".

А ещё ближе — фильм "Космическая одиссея 2001" Стэнли Кубрика, над которым он работал совместно с фантастом Артуром Кларком, и тот позднее написал четыре романа об этом. Правда, в этом сюжете искусственный интеллект вышел из-под контроля людей и стал опасным в космосе, не грозя уничтожением человеческой расе. 

Шварценеггер высказался про искусственный интеллект, вспомнив фильм "Терминатор"

Сейчас технологии искусственного интеллекта развиваются настолько стремительно, что Илон Маск и другие эксперты в области призвали ограничить разработки на полгода, пока не будут придуманы и внедрены защитные механизмы, предотвращающие подобные катастрофические сценарии. Правительства разных стран разрабатывают политику безопасности, связанную с ИИ, например, в Австралии могут запретить распознавание лиц при помощи ИИ, а в Китае собираются начать запрашивать у всех разработчиков отчёты об ограничительных мерах для нейросетей. Казахстанский министр цифрового развития Багдат Мусин тоже пообещал, что к концу года в министерстве представят стратегию развития ИИ в нашей стране.

Полёты в космос

Казахстану, как стране, из которой запускают ракеты в космос, действительно, особенно нежелательно, чтобы компьютер с искусственным интеллектом однажды решил убить космонавтов во время полёта, как знаменитый HAL из уже упомянутой "Космической одиссеи". С нашего Байконура в прошлом году запустили семь ракет. Этим занимается "Роскосмос", но летают в том числе и наши космонавты и проводят исследования для казахстанских научных институтов.

Многие считают, что космические полёты, а в частности, на Луну, предсказал Жюль Верн в своей книге "Из пушки на Луну", и это отчасти правда: французский фантаст описал путешествие максимально приближенно к тому, каким оно стало на самом деле: сбор технического приспособления (вагона), напоминающего ракету, которым выстреливают в космос. Можно сказать, он обрисовал примерных механизм, однако первые художественные произведения о космических путешествиях появились гораздо раньше: аж во II веке нашей эры. 

Фантастический рассказ «Икароменипп, или Заоблачный полет» написал сатирик Лукиан Самосатский примерно в 161 году нашей эры. Он повествовал об изобретателе Мениппе, который решил пойти по пути мифологического персонажа Дедала и сделать себе крылья, но не для того, чтобы полететь к Солнцу, которое сожгло приснопамятного грека, а на Луну. Он взял крылья у орла и коршуна, приладил к своим рукам ремнями и долетел с их помощью. Чуть более близкую концепцию межпланетных путешествий он предложит позже в "Правдивой истории", которую датируют 170 годом. Там корабль плыл через Атлантику, когда его подхватил вихрь и унес в космос, а на восьмой день перелета корабль достиг Луны. Получается, первый космический корабль… Невольно вспоминается то, как художник Сергей Маслов заявлял, что казахи — потомки инопланетян, а юрты на самом деле символизируют ракеты.

Дактилоскопия и биометрия

Биометрию через распознавание лиц в Казахстане уже ввели, и ею пользуются во всех банках, а также на государственных порталах, но теперь разговоры ведутся ещё и о дактилоскопии. В конце прошлого года решили, что эту систему отложат до 2024 года, но тот уже не за горами. Недавно стало известно, что она будет обязательной, но люди постепенно и сами к этому приходят — взять те же сенсорные телефоны, которые разблокируются при помощи отпечатка пальца владельца.  

И биометрию, судя по некоторых данным, также предсказали Кубрик с Кларком в своей "Космической одиссее 2001". Там не раз уже упомянутый ИИ HAL наблюдал за членами экипажа, отличал их друг от друга и даже был способен определить смену настроения. Позднее в 1983 году эту идею иначе воплотил другой режиссёр: Ирвин Кершнер в фильме "Никогда не говори "никогда" — про Джеймса Бонда. В один из моментов по сюжету предатель на базе США использует линзы, которые имитируют глаза президента. Он хочет воспользоваться доступом другого человека, чтобы заполучить две ядерные боеголовки. Тема постепенно развивалась в кинематографе: в одном фильме персонаж "одалживал" чужой глаз, чтобы пройти проверку, в другом происходила целая операция по пересадке лица и изменению цвета радужки. И это всё до 2000 года.

Виртуальная реальность 

Про это технологическое достижение в Казахстане говорят меньше, и тем не менее оно применяется — первыми его внедрили предприятия добывающей и перерабатывающей промышленностей. Они использовали VR-тренажеры и симуляторы, чтобы учить сотрудников в безопасных условиях, а также создавать виртуальные руководства по ремонту. Следом стали подключаться и остальные области, а уж обучение авиаторов без игровых тренажёров сегодня не представить.

Понятие "искусственная реальность" ввёл Майрон Крюгер в конце 60-х годов прошлого века, однако и до этого были предпосылки в произведениях фантастов. К примеру, Рэй Брэдбери в своё время придумал то, что сейчас называют дополненной реальностью: в его рассказе "Вельд" описана  комната с эффектом присутствия. Она могла создавать изображение, звуки и запахи, а кроме того — воздействовать на материальные объекты. Другой фантаст, который описал виртуальную реальность, — всё тот же Артур Кларк. В 1956-м он написал роман "Город и звезды", где есть видеоигры в виртуальной реальности. И всё это — даже немного раньше, чем научный термин официально появился. Чем не причина читать больше книг?

Напомним, ранее мы уже писали о том, как в книгах и фильмах предсказывали наше будущее.