Потому как в самом деле – что делать? Куда бежать? И когда, наконец, закончится этот беспредел?
Это не первое такое повышение, когда абонент оказывается буквально бессилен что-либо предпринять в ответ, кроме как или принять навязанные ему расценки, или уйти.
Согласно официальным данным Комитета по защите прав потребителей МТИ РК, недовольство услугами операторов связи в Казахстане беспрерывно растет. И каждый третий казахстанец готов поменять оператора, навязанный тариф, предъявить жалобу на качество связи и интернета. Не случайно на сегодняшний день обращения по этому поводу занимают вторую строчку в антирейтинге после количества жалоб на услуги медицины, поднявшись до 102 процентов.
— К сожалению, это говорит о том, что сегодня в республике потребитель – это слабая сторона в споре с бизнесом, — сетует председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков.
И это несмотря на то, что даже глава государства в своих посланиях обращает внимание на необходимость глубинной перестройки отношений в триаде «гражданин – бизнес – государство». Но, в настоящее время, повторим, в этой триаде положение потребителя оставляет желать лучшего – о чем говорят результаты мониторинга этой сферы.
— При этом следует понимать, что количество жалоб потребителей не отражает фактическое состояние дел, так как не все граждане, чьи права и законные интересы нарушены, обращаются в госорганы, — говорит Тынысбеков.
На вопрос Caravan.kz – что же делать в таких случаях, когда сталкиваешься с практически безнаказанным произволом тех же сотовых операторов в республике, заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Болат Танабергенов заметил, что «сегодня, действительно, поступает очень много вопросов по поводу ненадлежащей работы сотовых операторов».
— И данная тема – да, весьма болезненна. Именно поэтому, насколько мне известно, в прошлом году проводилось ее расследование со стороны Агентства по защите и развитию конкуренции. Что касается дня сегодняшнего, то потребители – абоненты сотовой связи при возникновении вопросов, конечно, могут обратиться к нам в государственный орган. После чего с данным запросом будут разбираться АЗРК и МЦРиАП РК. Так что этот вопрос мы берем на контроль, — подчеркнул он.
Высказывание своего коллеги поддержал и Аскар Тынысбеков. Операторы сотовой связи снова поднимают цены по собственному желанию: что происходит
— В договоре ЕАЭС, членом которого является Казахстан, есть такие нормы – например, в законодательстве РФ, как защита прав неопределенного круга потребителей.
И госорганы, а также общественные объединения вправе обратиться с исками в суд о прекращении противоправной деятельности субъектов, которые оказывают услуги этому самому неопределенному кругу лиц.
Например, в отношении того же оператора сотовой связи «Билайн», который подпадает под категорию оказания услуг большому – неопределенному – количеству потребителей, в соответствии с законодательством. Но это в России.
Тогда как, к сожалению, в казахстанском законодательстве, касающемся защиты прав потребителей, таких норм пока нет. И потому мы в предлагаемом нами законопроекте вводим такую норму. То есть в будущем, когда эти законопоправки пройдут через Мажилис, будут подписаны президентом, приобретя силу закона, у нас появятся определенные рычаги воздействия на тех субъектов, которые как раз и оказывают услуги неопределенному кругу лиц. Те же самые права, к слову, мы предусматриваем и для омбудсмена по защите прав потребителей, чтобы он мог впоследствии также обращаться с исковыми заявлениями, — заключил Тынысбеков.
Нам остается добавить, что разработанные законопоправки предполагают такие нововведения, как уже упомянутое назначение омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, способствующее институциональному усилению общественной защиты прав потребителей. К тому же сегодняшний четырехступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб потребителей будет сокращен до двух этапов.
И, наконец, будет введена гражданская правовая ответственность в виде штрафа по решению суда в пользу потребителя, что будет мотивировать субъекты предпринимательства добровольно удовлетворять законные требования потребителя.
Подождем?
Астана