Недовольные казахстанцы, "вскормленный монополист" и завышенные цены: о чем говорит ситуация со штрафом Air Astana - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Недовольные казахстанцы, "вскормленный монополист" и завышенные цены: о чем говорит ситуация со штрафом Air Astana

Недовольные казахстанцы, "вскормленный монополист" и завышенные цены: о чем говорит ситуация со штрафом Air Astana

О чем говорит ситуация с Air Astana.

  • 22 Июня 2023
  • 22559
Фото - Caravan.kz

На Air Astana наложен административный штраф, сообщали ранее в Агентстве РК по защите и развитию конкуренции.

«На фоне резкой критики населения непрекращающегося роста цен на авиабилеты, особенно во время повышенного спроса (летний период отпусков), Агентством по защите и развитию конкуренции РК во взаимодействии с органами транспортной прокуратуры проведена проверка деятельности Air Astana. По итогам проверки в действиях авиакомпании выявлены факты злоупотребления доминирующим положением на рынке авиаперевозок, выразившиеся в необоснованном взимании топливного сбора с каждого авиабилета», — сообщили в АЗРК.

Специализированным межрайонным судом по административным правонарушениям Алматы 8 июня 2023 года на Air Astana наложен административный штраф в размере 6,7 млрд тенге.

Вскоре после этого появилась информация о том, что Air Astana решила обжаловать штраф за злоупотребление доминирующим положением. В компании сообщили, что вменяемое Агентством по защите и развитию конкуренции правонарушение касается исключительно взимания топливного сбора и является необоснованным.

«Авиакомпания со дня основания осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Многочисленные расследования и проверки авиакомпании на предмет установления монопольно высоких цен не выявили нарушений в работе перевозчика. Вменяемое агентством правонарушение касается исключительно взимания топливного сбора и является необоснованным», — заявили в Air Astana.

Как подчеркнули в компании, прежде всего взимание топливного сбора авиакомпаниями является законным правом и предусмотрено законом «Об использовании воздушного пространства». На сегодня эта норма действует, об этом неоднократно заявляло само агентство, отметили в компании.

«Кроме того, судебное разбирательство о привлечении к административной ответственности было проведено с многочисленными процессуальными нарушениями. Авиакомпания будет обжаловать судебный акт. А агентством был нарушен порядок по привлечению к ответственности, что подтверждается решением СМАС Астаны о признании действий/бездействия агентства незаконными (не вступило в законную силу)», — добавили в Air Astana.

Сложившаяся ситуация поднимает важные вопросы о роли государства и регулирующих органов в формировании конкурентной среды, защите интересов пассажиров и обеспечении справедливой ценовой политики. 

Если указанные нарушения законодательства действительно имели место быть и доказаны, безусловно, штраф заслужен, так как национальная авиакомпания не должна извлекать незаконную прибыль за счет своих же граждан, подчеркнул в свою очередь аналитик и гендиректор DAMU Capital Management Мурат Кастаев. Тем более, что, отметил он, несмотря на внушительную сумму штрафа, он равен примерно 25 % чистой прибыли Air Astana за 2022 год, то есть не станет тяжелым ударом для финансовых показателей компании и при этом достаточно чувствителен, чтобы не повторять подобных нарушений.

«Air Astana на самом деле является доминирующим авиаперевозчиком страны, занимая 70 % рынка. Государство на протяжении многих лет создавало для авиакомпании тепличные условия, ограничивая конкуренцию.

Из минусов авиакомпании, действительно, можно выделить дороговизну билетов и менее высокий уровень наземного сервиса. Эти минусы как раз проистекают из низкого уровня конкуренции. Действующий режим «открытого неба» постепенно открывает для Казахстана возможность прихода иностранных авиакомпаний, правда, этот режим действует только на тех направлениях, где не оперируют казахстанские перевозчики.

На мой взгляд, государству следует идти по пути постепенной либерализации рынка авиаперевозок, увеличивая конкуренцию и стимулируя Air Astana к открытой и честной конкуренции и создавая равные возможности для иностранных и казахстанских авиакомпаний. При этом нельзя переусердствовать и разом полностью открыть рынок для иностранных авиакомпаний, чтобы не потерять лидирующего авиаперевозчика страны, который платит здесь налоги и создает рабочие места в стратегически важной для государства отрасли.

Общественность недовольна попыткой оспорить штраф, так как раздражена высокими ценами на авиабилеты, что особенно остро воспринимается, когда вокруг дорожает все, инфляция высокая, а доходы населения не растут. Однако, не оправдывая ценовую политику Air Astana, нужно отметить, что с учетом больших расстояний и низкой плотности населения в Казахстане авиабилеты в принципе не могут стоить дешево, если их не будет субсидировать государство, а сейчас государству нужно постепенно сворачивать свое участие в экономике и переводить ее на полностью рыночные рельсы. Если бы экономика быстро росла, рабочие места создавались и уровень жизни населения рос, то и увеличение цена на авиабилеты воспринималось бы менее болезненно», подытожил Кастаев.

«Факты злоупотребления доминирующим положением на рынке авиаперевозок, обнаруженные в ходе проверки, являются непреложными доказательствами нарушений со стороны Air Astana, обозначил в свою очередь политолог Ануар Бахитханов. — И если это подтверждено судом и вызывает серьезные опасения относительно конкурентной среды и интересов пассажиров, что, судя по всему, так, то тогда и нечего удивляться штрафу в размере 6,7 млрд.

Можно ли назвать Air Astana монополистом в сфере пассажирских авиаперевозок в Казахстане? Думаю, с этим могут согласиться очень и очень многие. Наличие поддержки от государства позволяет ей получать преимущества, такие как доступ к ресурсам, льготы и предоставление предпочтений. Так что, в определенной степени, можно сказать, что государство само вскормило игрока со столь доминирующим положением на рынке.

Накопленный опыт и репутация Air Astana ограничивают возможности других авиакомпаний на рынке. Отсутствие сильной конкуренции и завышение цен на авиабилеты становятся негативными последствиями этого доминирования. А цены, как мы знаем, завышены настолько, что едва ли казахстанец со средним доходом может позволить себе перелет на борту Air Astana.

Попытки авиакомпании обжаловать наложенный штраф вызывают недоумение общественности. И это тоже вполне оправданно. В свете обнаруженных фактов злоупотребления доминирующим положением обжалование может рассматриваться как попытка избежать ответственности и сохранить неправомерные преимущества, если таковые имеются. Помимо того размер наложенного штрафа в 6,7 млрд тенге поднимает вопросы о недостаточной эффективности предыдущих штрафов и наказаний для предотвращения нарушений. Это создает впечатление о возможном непропорциональном отношении к нарушителю.

Для обеспечения конкуренции на рынке авиаперевозок в Казахстане и предотвращения монополии необходимо, чтобы регулирующие органы активно мониторили рынок и решительно боролись с злоупотреблениями доминирующим положением, проводя регулярные проверки деятельности авиакомпаний. В случае выявления нарушений нарушители должны подвергаться эффективным административным и финансовым санкциям. Привлечение новых авиакомпаний на рынок поощряет конкуренцию и способствует снижению цен и улучшению качества услуг. Следует рассмотреть меры поддержки и стимулирования создания конкурирующих авиаперевозчиков. Прозрачность в отношениях между авиакомпаниями и пассажирами, а также доступ к информации о тарифах и условиях перевозок, являются ключевыми факторами формирования здоровой конкурентной среды.

И вот еще интересный момент. Сложившаяся ситуация проливает свет на проблему внутреннего протекционизма, которую необходимо рассмотреть со всей серьезностью государством и регулирующим органам. Здесь мы сталкиваемся с типичным случаем, когда  положение авиакомпании, обеспеченное государственной поддержкой, негативно сказывается на интересах населения. Выходит, что от завышенных цен на авиабилеты страдает народ, а прибыль в виде наложенных штрафов получает государство…

Внутренний протекционизм ведет к ограничению выбора пассажиров, отсутствию здоровой конкуренции и завышению цен на авиабилеты. Это проблема, которую нужно решать на уровне госполитики и регулирования рынка. Применение эффективных мер и санкций, а также поощрение появления новых конкурирующих авиаперевозчиков способствуют созданию благоприятной конкурентной среды и защите интересов пассажиров. В итоге данная ситуация должна послужить уроком госорганам о необходимости более активного вмешательства в регулирование рынка и предотвращения формирования монополий, а также о важности защиты интересов населения и обеспечения конкуренции в сфере авиаперевозок».