В следующем году сайгаки пойдут в Казахстане на бешбармаки - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В следующем году сайгаки пойдут в Казахстане на бешбармаки

В следующем году сайгаки пойдут в Казахстане на бешбармаки

Отменить перемирие и объявить сайгакам войну предложили депутаты мажилиса от аграрной партии «Ауыл».

  • 16 Июня 2023
  • 21544
Фото - Caravan.kz

А трофеи – мясо, рога и шкуру – использовать по назначению. Инициатива понятна: 2015-м году популяция этих парнокопытных в стране упала в несколько раз. Но к этой весне стадо выросло до двух миллиона голов, которые поедают и вытаптывают фермерские посевы.

По мнению народных избранников, только в Северо-Казахстанской области (сайгаки забрались даже туда, на не очень привычную для них территорию), эти рогатые натоптали ущерба на 14 миллиардов тенге. «Некоторые фермеры не могут вернуть долги по кредитам, становятся банкротами», — отметили депутаты. По их словам, есть только два варианта решения проблемы: или выплачивать крестьянам компенсацию за потери, которые нанесли хозяйствам набеги сайгаков, или начать отстрел.

Зоозащитники тут же назвали это предложение «лицензией на убийство беззащитных животных». Кто должен выплачивать компенсации фермерам за понесенные убытки – они так и не озвучили.

Справка «Каравана»

По разным оценкам, после мора 2015 года, поголовье сайгаков в республике выросло в несколько раз, достигнув двух миллионов. Как считают специалисты министерства экологии РК, «оптимальное число особей должно составлять не более 750-770 тысяч».

В конце мая в Астане прошла большая конференция на тему: что делать с этими травоядными? И какими методами урезать их аппетиты? В ней приняли участие эксперты Конвенции по мигрирующим животным, Конвенции по международной торговле видами дикой флоры и фауны, Международного союза охраны природы, казахстанские ученые. Ну и пострадавшие земледельцы.

Дискуссии шли три дня. По словам завлабораторией биоценологии и охотоведения Института зоологии министерства науки и высшего образования РК Константина Плахова, в результате был выработан проект стратегии по этой проблеме.

Кого защищать: сайгаков от людей или людей от сайгаков?

— Константин Николаевич, когда можно будет ознакомиться с этим документом?

— Его еще не перевели на английский язык для всех этих международных организаций. Потребуется время, чтобы и в правительстве приняли понятное решение. У природы есть свои механизмы регулирования. Если к ним не подключаться – они будут работать сами по себе. И работать жестко. В 2015 году мы это увидели. Только по официальным данным тогда погибло более 200 тысяч голов. Очень быстро погибло. Бывают такие периоды.

— И как часто?

— Климат может влиять: засухи, морозы. Еще волки (посмеивается) – они не только не только в лесу санитары. В степи тоже. Еще болезни. Пало стадо – муравьи, шакалы им пообедали… А это еще и территории фермерских хозяйств. Источники заражения для домашних сельскохозяйственных животных могут быть разными. Оставлять такой источник заразы в неприкосновенности никак нельзя. Волонтеры убирали в степи трупы павших сайгаков. Независимо от степени их разложения. Очень неприятная (морщится) штука. Но этим тоже надо заниматься.

— Сайгак – краснокнижное животное.

— Да никогда сайгак не входил в Красную книгу, даже во времена СССР! Все эти годы оставался в статусе охотничьего вида. Был открытый промысел. То, что для казахов он сакральное животное, согласен. Кто бы возражал. Но это же не мешало употреблять его в пищу веками (разводит руками)? Сайгак всегда был одним из объектов питания. Легко рассуждать, лежа на диване, что его надо охранять. А эти городские «эксперты» хоть раз встречались с фермерами, которые понесли убытки? Они понимают, что сельхозники не только себя кормят, но и помогают детям, которые в городских вузах обучаются?

Справка «Каравана»

Более 90% мировой популяции сайгаков обитает в Казахстане. Но в Красную книгу он внесен только в Монголии и России. Запрет на охоту на сайгаков в РК продлен до 1 января 2024 года. Хотя еще в 2022 году министерство экологии предлагало его отменить.

Лучше меньше, да лучше?

— Да, после 2015 года удалось сохранить популяцию. Была создана специальная государственная инспекция, которая занималась исключительно этой проблемой. Были ужесточены законы, направленные на сохранение этого вида животных. Ужесточены запреты на продажу дериватов – рогов сайгаков – за границу. Заключены соглашения с соседними государствами о миграции стад эти копытных. Но сейчас необходимо найти баланс между охраной популяции и нагрузкой на пастбища. А еще очень выросла нагрузка на водопои! Если мы сократим часть поголовья, то, думаю, решим эту проблему.

Справка «Каравана»

Согласно информации министерства экологии, до конца года на территории Бокейординского заповедника будет построено две точки водопоя для сайгаков. Определяются места еще для 15.

— Два миллиона поголовья сейчас – это перебор?

— Это еще до окота (посмеивается). А он уже начался. На пике до трех миллионов может дойти. Но 70% молодняка погибает в первый год. В 2010 году мы говорили: нужен эколого-ветеринарный мониторинг. Чтобы понять истории болезней.

– И чем закончилось?

— Да денег не хватило на все исследования в этой сфере. Зато появился приказ министра сельского хозяйства – в то время он был уполномоченным органом по охране животного мира – «О недопущении массовой гибели сайгаков». Чиновники этот документ прочитали и забыли. А сайгаки читать не умеют. Падеж же не от них зависел. Там много факторов было. Сейчас, наверное, скажу крамолу. Природа как-то регулирует население Земли людьми. Вопрос: надо ли как-то влиять на популяцию сайгаков в Казахстане? Во-о-от…

Разобрать сайгака на «запчасти»

— Константин Николаевич, если следовать вашей логике, выход один: вводить квоты и лицензии на отстрел этих степных антилоп?

— Ну, если министерство говорит, что популяции выросла и ее надо сокращать… Если помните, в советские времена тушки сайгаков у нас в магазинах продавали. Стрелять нельзя оставить: что делать с тушами убитых сайгаков

— Конечно, помню! А вот насчет шкур и рогов, как говорят депутаты мажилиса?

— Шкуры – точно нет. На переработку может пойти только кожа. Из нее можно делать замшу. И лайку – высшую категорию замши. Но её в Казахстане сегодня производить не могут. Дорогая технология. Вы еще забыли про требуху – внутренности. Волки подъедают ее у павших животных. А из нее можно производить корм для собак – консервы. Это же новые предприятия и новые рабочие места! Вот Ямал – это Полярная Россия. Не так давно там было всего семь предприятий по глубокой переработке оленины. Сейчас 10! Там из оленины все делают: колбасы, консервы…

— А у нас?

— Наши мясокомбинаты не готовы! Осенью обычно начинается заготовка мяса сельхозживотных из местных хозяйств. Объемы известны заранее. На западе республики самое мощное предприятие по переработке – «Кублей». Вот оно было готово этим заниматься. Но у него начались разные проблемы с властями.

— А что по дериватам? Рога сайгаков – самый желанный товар в Китае.

— Сейчас решается вопрос о создании специального банка, куда эти рога будут поступать. Вопросы будут согласовывать со всеми международными организациями. Тут я должен сказать спасибо нашему КНБ, который в последние годы предотвращал контрабандную переправку рогов в Китай. Это же ценнейшее сырье для лекарственных средств! Поэтому мы продолжаем настаивать на том, чтобы из рогов сайгака производить лекарственные средства именно в Казахстане. Если вы не знаете, скажу: все необходимые испытания препарат прошел еще в 1970-е годы. Да-да! Почти 50 лет назад. Уже тогда были получены все допуски и разрешения.

— И как этот называется препарат?

— Санорин. Его применяют в случае гипоксии. Это в 2016-м выяснили ученые из Башкирии. Он применяется при кислородном голодании. Помните о заболевших ковидом-19, которые находились на искусственной вентиляции легких? Вот этот препарат мог бы помочь. Хотя препараты из сайгачьих рогов способны и печень очищать, и много чего там еще полезного.

— То есть, использовать сайгака можно на 100%?

— Ну, наверное, кроме копыт. В прошлом году мы обсуждали это на совещании в Астане. Вопрос пока отложили.

Контрольный «выстрел» меж рогов

На исходе мая министерство экологии сообщило, что территории, где раньше обитали сайгаки, сокращаются. «В Западно-Казахстанской области (основной ареал. – Авт.) земли запаса сокращены за 15 лет более чем в два раза – до 3720 га путем увеличения площадей сельхозназначения… В настоящее время происходит их (сайгаков) усиленная концентрация на пастбищах и посевных площадях крестьянских хозяйств».

Похоже, отстрел все-таки разрешат.