В республике страсти по электросамокатам накалились до предела – сегодня о них не рассуждает разве что ленивый. Всему виной, может быть, жаркое лето, которое в Казахстане наступает уже весной, а может быть, множество самых разных мнений, которыми оппоненты не устают обмениваться в социальных сетях и не только. Тема необходимости электросамокатов на дорогах и тротуарах страны затронула даже депутатов Мажилиса парламента РК, о чем они не преминули высказаться в ходе очередного пленарного заседания, а некоторые даже обратились с депутатским запросом в правительство с просьбой «порешить вопрос электросамокатчиков».
Так, мажилисмен Сергей Пономарев мотивирует свои рассуждения в первую очередь вопросом безопасности пешеходов. По его словам, у водителей самокатов пока нет ограничений по возрасту, психическому или физическому состоянию в момент управления. Нет четких требований к скоростному режиму и выполнению правил дорожного движения. Плюс самокатчики, особенно юные, не знают, что такое наказание за сбитого пешехода.
— Частные самокаты не пронумерованы, и вычислить их в случае побега с места происшествия архисложно. При этом очевидно, что сервисы проката нового вида транспорта оказались необычайно востребованы в крупных городах. Вот только учет пострадавших на тротуарах от наездов не ведется ни одним уполномоченным госорганом, и доказать вину самокатчика нет возможности. О ситуации на тротуарах мы можем судить только по собственному опыту, по больничным сводкам, напоминающим фронтовые, травматичным историям, о которых пишут в социальных сетях, — уверяет депутат. Добавляя, что «опросы персонала травмопунктов говорят о том, что в мегаполисах ежедневно каждая больница принимает в среднем 3-4 участников происшествий с электросамокатами».
С другой стороны, он не отрицает и важность "экологичного вида электротранспорта", особенно в Алматы, ссылаясь на то, что «50-60 тысяч поездок значительно снижают нагрузку на загазованность, пробки, автопарковки и вызовы такси в крупных городах».
Любопытно, что в противовес этому утверждению политолог Данияр Ашимбаев считает, что «самый экологичный транспорт – это ноги и детские коляски. Тогда как работающий на аккумуляторе самокат – совсем даже не экологичный транспорт, а поддержка интересов некоего частного бизнеса, и угрожает жизни и здоровью людей». О чем он и написал на своей странице в ФБ, заявив, что «идея регулирования самокатов вызывает огромную поддержку у населения, страдающего от произвола доморощенных гонщиков, но тут же идет срежиссированная информационная кампания против регулирования».
— Кто стоит за некими «экспертами в сфере дорожного движения» и «активистами экологического транспорта»? Элементарно – те несколько компаний, которые без лишней огласки получили городскую инфраструктуру для своего бизнеса и которые не хотят нести ответственности за многочисленные аварии, прикрываясь аргументами «поддержки МСБ» и «развития экологических видов транспорта», — утверждает Ашимбаев.
С предложением обезопасить пешеходов выступила и мажилисвумен Екатерина Смышляева, согласно высказыванию которой электросамокаты должны двигаться «со скоростью пешеходного потока не более 6 км/час по тротуарам. При этом допускается движение электросамоката по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу в один ряд. Однако для этого водителю должно исполниться 18 лет, он должен быть в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории».
Что, однако, заставит напрочь исчезнуть как электросамокаты, так и их пользователей – уверены независимые эксперты. Электросамокаты приравняют к транспортным средствам, и это к лучшему — юрист
— Этот закон принимали те, кто совершенно не пользуется электросамокатом и, соответственно, не знает всех его тонкостей и нюансов. И потому получается, что многих – тех, кто использует этот вид транспорта, попросту «выкинули в никуда». Во-первых, по дорогам они ездить не могут – нет водительского удостоверения никакой категории. Во-вторых, ездить по тротуару со скоростью 6 км/час – это абсолютно бессмысленно, так как это скорость пешехода. Пользователям оставляют единственный вариант – велодорожки, которых практически нет, даже в столице. Получается, все как всегда: запретить – запретили, а инфраструктуру, которой можно и нужно было бы пользоваться тем, кто ездит на электросамокатах, не создали. И это огромная проблема, — поделился с Caravan.kz независимый эксперт Виталий Муртазин.
О чем, к слову, упоминает и депутат Смышляева, подтверждая, что «главной проблемой развития этого вида транспорта является отсутствие городской инфраструктуры в виде выделенных полос и дорожек. А с учетом расширения парка частных электросамокатов и появления на рынке Казахстана кикшеринговых сервисов в ближайшее время нагрузка на имеющуюся, не приспособленную для этого вида транспорта инфраструктуру будет только расти».
Более того, запретительные меры не спасут этот законопроект, потому что все те, кто пользуется электросамокатами, по-прежнему будут ими пользоваться – утверждают эксперты. Да еще и пойдут, в лучшем случае, «покупать права», что приведет к еще большему количеству ДТП на дорогах.
— Плюс хотелось бы напомнить, что, например, когда в 2018 году вводили поправки в законопроект, касающийся велосипедов и иже с ними, то там был такой пункт, что «велосипедист может ездить по тротуару, если он не создает опасности для пешеходов». Почему нельзя было ввести сегодня подобную норму и для пользователей электросамокатов? Которые, пользуясь деловыми моментами езды на этом виде транспорта, в первую очередь заинтересованы в безопасности передвижения, — заключил Виталий Муртазин.
Справка Caravan.kz
В 2022 году в республике в 8 тысячах ДТП, связанных с автомобилями и пешеходами, пострадало 12 тысяч человек, погибло 2 тысячи. По авариям, которые случились за этот же период с электросамокатами, официальная статистика выдает цифру — 44 ДТП.
Астана