Графство Туркестан. Как Великобритания планировала колонизировать казахские степи - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Графство Туркестан. Как Великобритания планировала колонизировать казахские степи

Графство Туркестан. Как Великобритания планировала колонизировать казахские степи

С середины ХIX-го до начала ХХ века геополитическая ситуация складывалась таким образом, что территория современного Казахстана могла быть колонизирована британцами. 

  • 10 Мая 2023
  • 19044
Фото - Caravan.kz

Между львом и медведем

Если у Османской империи планы покорить Центральную Азию не выходили дальше мечтаний за кальяном и чашечкой кофе, то Россия и Великобритания уже имели четкие представления о том, какие порядки они устроят в наших степях.

Как писали газеты того времени, Туркестан оказался "между ненасытным английским львом и голодным медведем".

Противостояние между великими империями началось ещё раньше, когда 31 декабря 1600 года Британия запустила Ост-Индскую компанию.

120 лет спустя, в 1722 году, началась русско-персидская война, целью которой был захват западного побережья Каспийского моря.

Еще через 100 лет стало ясно, что у обеих империй аппетиты только растут, поэтому и Россия и Британия стали интересоваться одними и теми же территориями.

В декабре 1838-го Великобритания стала активно двигаться в афганском направлении, а в 1839-м под командованием оренбурского генерал-губернатора, графа Василия Перовского был начат Хивинский поход, целью которого было покорение Центральной Азии. Как мы видим, и тогда слова «война» в России избегали, только вместо «спецоперации» говорили «поход».

Аналогов нет

Официально поход затевался в научных целях. Нужно было исследовать побережье Аральского моря, выяснить, пригодны ли степи для выращивания хлопка и составить подробные карты гор Памира.

Но среди исследовательского оборудования чудесным образом оказалось 22 пушки, три сотни мин и 4 пусковые установки для запуска боевых ракет Конгрива. Это довольно примитивное подобие современного гранатомёта, не отличающееся высокой точностью, но по тем временам ракеты Конгрива считались последним словом военного вооружения. Почти как сейчас гиперзвуковые «Кинжалы».

Несмотря на современное вооружение, поход не удался. Российские войска встретили яростное сопротивление уже на территории нынешней Актюбинской области и не смогли продвинуться дальше Эмбы.

Кроме сопротивления местных жителей, остро чувствовалась нехватка продовольствия, снарядов и даже простой воды. К тому же солдат, непривычных к степным реалиям, стали косить разные болезни. Официальную задачу по изучению Аральского моря тоже не удалось выполнить, потому что войска не дошли до побережья 200 вёрст.

В 1840 году войска вернулись в Оренбург, потеряв полторы тысячи человек, ещё 600 после возвращения слегли в госпиталях. Путём долгих переговоров удалось вернуть пленных солдат или выкупить их из рабства.

Это поражение Российской империи натолкнуло британцев на мысль, что в благодаря этому можно рассчитывать на колонизацию территорий.

В 1841 году аванпосты англичан приблизились к левому берегу Амударьи, и конфликт стал особенно острым. 

 

Британское графство среди степей

Тут и начинается самое интересное. Каким же хотели видеть англичане Британский Туркестан?  Детально, вплоть до каждого населенного пункта, этот вопрос ещё не рассматривался, но в общих чертах было всё ясно, учитывая опыт колонизации англичанами других стран.

Власть имущих и просто влиятельных кочевников британцы планировали купить, соблазнив благами западной цивилизации. С недовольными бы жестоко расправились.

Первое, с чего бы началась колонизация — это обучение местных «пиджену». То есть сильно упрощенному английскому. Этот термин пришел из Китая, когда покорённые британцами жители Поднебесной пытались выговорить слово «бизнес». «Пиджен» для жителей степи подразумевал построение фразы по привычной для местных форме, но слова будут заменены на английские. Плюс ко всему для удобства отбрасываются артикли, союзы времена и прочие литературные тонкости. Собственно, на таком «пиджене» сейчас изъясняются большинство наших туристов в Турции и Египте, когда говорят: «Гив ми ту стакан кола, плиз!»

Для тех, кто отличился прилежанием в учёбе, предусмотрено высшее образование британского образца, но совсем не такое, как в Оксфорде. Студента бы не учили истории, литературе и философии, а только точным наукам. Например, выпускник с дипломом архитектора мог бы рассчитать, сколько кирпича и цемента требуется на возведение особняка, но при этом не отличил бы готику от барокко. Это было нужно колонизаторам, чтобы наштамповать дешёвых управленцев. То есть некий лорд начертил бы на бумаге проект дворца, повинуясь только порывам фантазии, а уж воплощать идею в жизнь и контролировать стройку под палящим степным солнцем пришлось бы выпускнику из местных, причём за сущие гроши. К примеру, в Индии квалифицированный инженер работал за 3 пенни в день. Для сравнения, чернорабочий в Лондоне зарабатывал шиллинг, то есть 12 пенни.

Кстати, некое подобие такого облегченного высшего образования существует в  и сейчас. В 2010 году Казахстан стал первым государством Центральной Азии, принявшим Болонскую систему образования. Так мы получили юристов, способных грамотно составить контракт или доверенность, но имеющих смутное представление, что такое Римский статут или резолюция ООН, или врачей, умеющих правильно назначить курс антибиотиков, но не представляющих, как эти лекарства действуют на организм.

Работать! Солнце еще высоко!

Дворцов в колониальном стиле  британцам в наших степях потребовалось бы немало.  Королева щедро наделяла отличившихся на военной службе земельными наделами в самых живописных уголках колонизированных земель. Тогда Казахстан был еще недостаточно изучен, но, опираясь на пример Индии и Африки, особняки британских офицеров стояли бы на Балхаше, в Боровом, предгорьях Алматы и Шымкента, а местным (кроме прислуги) под угрозой смертной казни было бы запрещено ступать на эти земли.

Тех же, кто не мог нормально освоить даже «пиджен», могла ждать незавидная участь.

Британия планировала засадить наши степи хлопком и заставить местных трудиться тут от зари до зари. В местах, где хлопок  рос плохо,  развивалось бы овцеводство.

Кроме того, геология и металлургия в Британии были уже хорошо развиты, поэтому, как говорилось в планах империи, жителей  под штыками погнали бы в шахты и к мартеновским печам. Заводы росли бы как грибы после дождя.

Также понадобились бы рабочие руки для строительства железной дороги. Британия понимала важность железнодорожного сообщения.

Самых крепких и выносливых мужчин призвали бы на военную службу и бросали бы в самые опасные сражения на передовой.

 

Предъявите паспорт!

Справедливости ради стоит отметить, что и российские интересы не сулили Туркестану райской жизни. Известный предприниматель, меценат Савва Мамонтов тоже мечтал засеять наши степи хлопком. Железные дороги и шахты также входили в планы Российской империи. Платили местным за адский труд хоть и больше, чем британцы в Индии, но все равно меньше, чем в других регионах России. Например, чернорабочий в Санкт-Петербурге зарабатывал минимум 16 рублей в месяц, а в Туркестане платили максимум 7.

Россия учила казахов русскому полноценно, а не в упрощенной форме, а получить среднее или высшее образование местные могли наравне с прочими гражданами империи. В армию брали только добровольцев, и киргиз-кайсакские призывники пользовались такими же правами, что и остальные.

Бешбармак для королевы

Если быть совсем уж объективными, плюсы были и у потенциальной британской колонизации. В Российской империи цензоры очень настороженно относились ко всей религиозной литературе, а уж к исламской тем более.  Всё, кроме религиозных журналов из Уфы и Казани, где каждое слово было согласовано с Санкт-Петербургом, запрещалось к публикации по умолчанию. Из-за этого многие труды наших суфиев не дожили до наших дней.

Несколько десятилетий спустя, после Октябрьской революции, большевистская борьба с религией пришла и в наши степи. Тысяч святынь были уничтожены или заброшены.

Британцы же к чужой религии относились с уважением. При британской колонизации никто не осмелился бы превратить мавзолей Хаджи Ахмета Ясави в антирелигиозный музей. Более того, англичане раскручивали культурные и исторические достопримечательности на колонизированных землях, и, скорее всего, древний  город Отырар сейчас был бы не менее известен и популярен среди туристов, чем Тадж-Махал или Тибет.

Более приземленные явления национальной культуры, вроде кухни и одежды, колонизаторы тоже популяризировали в Европе. Это в тренде и сейчас, когда благотворительные фонды устраивают Дни Казахстана в странах ЕС и США.

Поделим по-братски

Почему же мечты Великобритании о колонизации Казахстана так и остались мечтами?

Во-первых, британские войска слишком увязли в Афганистане, и взять «Кабул за три дня» у них не получилось. Активный вооруженный конфликт с Российской империей был бы слишком затяжным, кровавым и экономически невыгодным.

В 1818-м несколько родов Старшего жуза вошли под покровительство России. Следовательно, Российская империя уже имела на территории Казахстана военные укрепления, неплохое снабжение, а сдавать без боя нажитое не хотелось.

К тому времени Россия достаточно хорошо исследовала территорию Казахстана, и таких подробных карт у Великобритании не было, что давало преимущество на поле боя.

Кроме того, главная мощь Британии — это флот. В наших степях он практически бесполезен, если не считать побережья Каспия, которое тогда был малонаселенно и особого интереса не представляло.

Наконец в августе 1907-го по инициативе Николая II российский министр иностранных дел Александр Извольский и британский посол Артур Николсон подписали международный договор, вошедший в историю как «Англо-русская конвенция», где сферы интересов Российской и Британской империи были четко разделены мирным путём. Другими словами, Россия и Британия договорились, кому какая территория Азии будет принадлежать, и пообещали не мешать друг другу в установлении там своих порядков.

Семь лет спустя началась Первая мировая, и империям стало не до колонизации чужих земель, а потом уже и империи стали рушиться одна за другой.

Но 400 лет противостояния никуда не ушли. Афганский конфликт 1979-го обнажил подзабытые за 70 лет противоречия, после распада СССР остро стал вопрос влияния мировых держав в странах Азии, а после 11 сентября 2001-го наличие азиатских военных баз стало приоритетной задачей для многих стран мира. Сейчас ситуацию изменил российско-украинский конфликт, и для многих государств важно, влияние России или Запада будет сильнее в нынешнем Казахстане.