Об этом на днях заявил сенатор Кайрат Тастекеев, по словам которого «такой прирост стоимости продуктов, иногда и в 10 раз происходит из-за отсутствия мониторинга акиматами магазинов», сообщает медиа-портал Caravan.kz.
И с ним трудно не согласиться. Потому как известно: одним из инструментов правительства и акиматов по сдерживанию роста цен на социально значимые продукты является введение предельных цен.
Однако требование закона о том, что надбавка не должна превышать 15 процентов от отпускной цены в стране почти повсеместно почему-то не соблюдается.
При этом парламентарий даже допустил мысль о том, что «предприниматели могут не знать о наличии таких требований законодательства, или попросту не учитывать их – что наиболее вероятно. В этом случае торговцы, пользуясь ситуацией, зарабатывают дополнительные доходы на продуктах первой необходимости».
— Имеют место факты необоснованного прироста стоимости социально значимых продовольственных товаров в 10 раз от производителя до конечного потребителя, при этом подавляющая доля в разнице приходится на продовольственные магазины. Например, если в гипермаркете «Magnum» цена на сахар составляет 500 тенге, то в магазинах у дома стоимость этого товара достигает 900 тенге. Считаю, что причина повышения цен обуславливается отсутствием постоянного мониторинга акиматами торговой деятельности, — утверждает Кайрат Тастекеев, напомнив, что «за выработку мер и алгоритмов по сдерживанию роста цен на социально-значимые продовольственные товары все-таки отвечают правительство и акиматы».
— Поэтому министерству торговли и интеграции совместно с акиматами областей и особенно городов надлежит усилить мониторинг за соблюдением розничной торговой надбавки и повысить эффективность принимаемых мер. Необходимо разработать принципиально новые подходы по сдерживанию цен на продукты питания, соответствующие рыночным механизмам. Оцифровать весь процесс торговли, начиная от поступления этих товаров на рынок до продажи конечному потребителю, — подчеркнул сенатор.
И, действительно, больше половины бюджета казахстанцы тратят на продукты, стоимость которых растет в геометрической прогрессии.
На что обратил внимание даже глава государства Касым-Жомарт Токаев, выступая на недавнем совещании по вопросам социально-экономического развития страны.
— Мы наблюдаем небывалый за последние 15 лет рост цен на продовольственные товары. При этом более половины средств, которые люди тратят каждый месяц, идет на продукты питания. Действия правительства становятся недостаточными. Запретительные и ограничительные меры действуют только временно. Можно сказать, что такие шаги не позволят избавиться от неприятностей раз и навсегда, даже усугубив проблему. Реального результата в развитии сельского хозяйства и промышленности нет. Это основная причина пищевой инфляции. Тогда как объем производимого в стране товара недостаточен для обеспечения внутреннего спроса. Зависим от импорта, — заявил президент.
На те же факты указывает и департамент Бюро национальной статистики, где подсчитали денежные расходы населения за минувший год. Получилось, что траты на продукты увеличились на 16 процентов и достигли в среднем почти 89 тысяч тенге на одного человека в месяц.
— Более 89 процентов расходов приходится на потребительские товары. В этой категории самой затратной статьей является покупка продуктов питания – более 50 процентов расходов. Около 30 процентов от этой суммы население тратит на покупку мяса. На втором месте — приобретение хлебопродуктов и крупяных изделий, — подтвердили в Бюро.
При этом структура покупок продовольственных товаров городского и сельского населения, согласно данным департамента Бюро, различается. У горожан выше доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, и ниже — на хлебопродукты и крупы, сахар и кондитерские изделия.
В группе непродовольственных товаров лидирующие позиции стабильно занимают одежда и обувь — около 23 процентов. При этом горожане и сельчане в этом случае тратят почти одинаковые суммы.
Тогда как в расходах на оплату услуг 33 процента денежных средств приходится на жилищно-коммунальные, почти столько же — на транспорт и связь, и только восемь процентов – на здравоохранение. Зато было отмечено очередное и немалое повышение расценок на стоматологические и услуги медицинских лабораторий.
А вот затраты на культурные мероприятия и организацию досуга и вовсе заняли незначительную часть в расходах на платные услуги — менее четырех процентов. Тогда как в общем раскладе расходы на платные услуги городского населения превысили расходы сельского почти в два раза. В Казахстане наблюдается рост цен на продукты: в ответ люди стали чаще ходить в кафе и рестораны
И еще немного данных официальной статистики за предыдущий месяц, в росте которых, как ни крути, уверены независимые эксперты, «виновата все-таки только пресловутая цепочка посредников, получающих маржу буквально на пустом месте, благодаря своей жадности и беспринципности при полном попустительстве правительства».
Так, цены на продукты питания в республике снова заметно выросли на овощи. В марте помидоры подорожали на 12,7 процента, перец сладкий – на 4,9, капуста – на 4,5, свекла – на 3,6 процента. Повышение цен было также отмечено на рис – на 3,4 процента, прохладительные напитки – на 3,3, кефир – на 3, на молоко – на 2,8, на бананы – на 2,2, говядину и кисломолочные продукты – на 2,1, масло сливочное – на 1,4, на сухофрукты и орехи, а также на кондитерские изделия – на 1,3 процента. И это только официальные данные, тогда как расценки в рознице запросто могли и точно отличались в сторону увеличения.
Если сравнить еще несколько позиций с мартом 2022 года, то тот же сахар-рафинад подорожал на 77 процентов, мыло хозяйственное – на 73,3, канцелярские товары – на 72,8, мыло детское – на 55,6, лук репчатый – на 55,1, средство для мытья посуды — на 53,9, курага – на 53,6, и даже стоимость туалетной бумаги выросла на 50 процентов.
Астана