"Ежегодно энергоснабжающие организации отчитываются о многомиллионных прибылях и жалуются на потребителей": спор о тарифах вышел на новый уровень - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Ежегодно энергоснабжающие организации отчитываются о многомиллионных прибылях и жалуются на потребителей": спор о тарифах вышел на новый уровень

"Ежегодно энергоснабжающие организации отчитываются о многомиллионных прибылях и жалуются на потребителей": спор о тарифах вышел на новый уровень

В Казахстане собираются поднять тарифы на тепло- и электроэнергию минимум на 25 процентов, чтобы подготовить предприятия к новому отопительному сезону – заявил вчера в ходе совещания министр энергетики Алмасадам Саткалиев

  • 20 Апреля 2023
  • 11113
Фото - Caravan.kz

Между тем еще две недели назад новоназначенный министр энергетики рассказал в кулуарах Мажилиса парламента РК о том, как могут вырасти тарифы в Казахстане на коммунальные услуги. При этом, по его словам, к тарифам будет применен «индивидуальный подход».

— Там, где предприятие производит инвестиции, этот тариф должен будет включать окупаемость этих инвестиций в течение определенного периода времени. Чем дольше этот период, тем меньше влияния на тариф. Готовность собственников осуществить эти инвестиции и есть ответственность за необходимость восстановления базовой инфраструктуры. Но, с учетом того, что тепло убыточное, я думаю, что минимум на 25 процентов тарифы вырастут, а максимум – в зависимости от объема инвестиций, которые также будут регулироваться, — подтвердил Саткалиев.

Глава Минэнерго посчитал, что точно так же должны формироваться будущие тарифы и на электроэнергию.

Тариф на электроэнергию тоже будет зависеть от объема инвестиций, а инвестиции будут масштабные. Населению нужно понимать – или будет электроэнергия немного дороже, но она будет, или мы где-нибудь получим второй Экибастуз. Но при этом я считаю, что, если говорить условно в пределах ближайших трех-четырех лет, то тариф должен расти не менее чем на 15 процентов в год, — подчеркнул министр.

Попутно Алмасадам Саткалиев затронул и тарификацию водоснабжения.

— По воде тоже нужно смотреть, что является источником водоснабжения. То есть для западных регионов, где идет опреснение воды, может быть, нужно делать разбивку по категориям потребителей. Там есть нефтяники, которые потребляют техническую воду, и для них тариф можно сделать выше, а за счет этого субсидировать другие группы, — заключил он.

Таким образом, рост тарифов для казахстанцев как на тепло, так и на электричество, судя по всему, практически неизбежен. Но как это сделать, чтобы угодить всем и по максимуму? Вполне возможно, что выход может быть найден, по словам мажилисмена Дюсенбая Турганова, в использовании предельных тарифов, которые в Казахстане уже однажды применялись.

— Впервые в Казахстане понятие предельных тарифов на электроэнергию было введено 15 лет назад. Я защищал этот законопроект в 2008 году в стенах парламента, где основным принципом был постулат «тариф в обмен на инвестиции». После принятия которого впервые были внедрены предельно-инвестиционные тарифы на семь лет – с 2009 по 2015 год. Отмечу, что в итоге результат был очень хороший, просто-таки колоссальный. За этот период были реанимированы электростанции, энергоблоки, мы ввели дополнительные 3,3 тысячи МВт мощностей. Сейчас такие же предельные тарифы, я считаю, необходимо внедрить и в теплоэнергетике. Я уже говорил об инвестиционной непривлекательности отрасли, но вот как раз-таки здесь инвестор будет видеть свою перспективу. По меньшей мере на каком-то определенном отрезке времени длиной в пять, десять лет и т.д. Условия будут оговорены отдельно – в плане того, какие инвестиции, такие и тарифы, — поделился депутат.

Что же касается населения, то здесь в первую очередь, по словам Турганова, возникает необходимость, чтобы оно? это самое население, могло получать главное – надежное тепло. Во вторую очередь оно, однозначно – затратно. Поэтому и вопрос с тарифами никто не отменял. Как казахстанцы переплачивают по тарифам за коммунальные услуги

Вот только в данном случае речь пойдет уже о выборе, о поиске низких процентных займов – будь то в банках, или у любых международных финансовых институтов.

— При этом необходимо предусмотреть определенные льготы. Например, рассмотреть целесообразность освобождения предприятий тепловых сетей от уплаты налогов – тех же КПН, НДС и т.д. А также предусмотреть иные преференции, которые бы помогли отрегулировать вопрос достаточной безболезненности введения новых тарифов для населения, и направленных на их стабилизацию, — заключил Дюсенбай Турганов.

Вот только депутаты фракции «Народная партия Казахстана» посчитали, что «сегодняшние низкие тарифы – это миф».

— Казахстанцы оплачивали и оплачивают услуги электро- и теплоснабжения соразмерно количеству и качеству потребляемых благ, а также собственным доходам. Зато ежегодно энергоснабжающие организации республики отчитываются о многомиллионных прибылях, умудряясь при этом параллельно жаловаться на нерадивых потребителей – за счет платежей которых они, собственно, и живут, но которые «едва ли не даром получают свет и тепло». Поэтому фракция «Народная партия Казахстана» считает недопустимым сводить все причины к тарифной политике! — утверждал мажилисмен Айкын Конуров еще в декабре 2022 года.

Кстати, сенатор РК Бакытжан Байахметов тоже уверен в том, что «отремонтировать ТЭЦ без роста тарифов для населения» вполне возможно. Только для этого сначала потребуется «сократить энергоснабжающие организации, а затем усилить контроль над котельными малой мощности».

— На конец 2022 года лицензию на осуществление деятельности как электроснабжающих организаций имели более 300 компаний, но при этом фактическую деятельность осуществляли только 125 организаций, да и у тех не было необходимой инженерной инфраструктуры, — говорит сенатор.

При этом, оказывается, «в структуре тарифов за электроэнергию затраты энергоснабжающих организаций составляют всего 4,1 процента». Тогда как при общей выработке и потреблении электроэнергии – с учетом всех потерь, по словам сенатора, «общий объем их средств равен143 миллиардам тенге(!) в год».

Иными словами, «частный инвестор никогда – и это факт, подтвержденный многолетними доказательствами, — не станет вкладывать получаемую прибыль в ремонт, реконструкцию, обновление подобных объектов. И в отличие от государственного контроля до последнего будет «тянуть волынку», попросту вытягивая последние тенге, пока то или иное предприятие не прекратит свое существование. Но это в лучшем случае. В худшем – подобные случаи, как это произошло в том же Экибастузе, будут повторяться с завидной регулярностью  со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Астана