Если кратко, то сначала Касым-Жомарт Кемелевич был изумлен количеством в стране академиков, «которые не имеют никакого отношения к науке… Вроде человек академик, а его вклад в науку никому не известен». И тут же добавил, что «только за счет административной политической должности они смогли получить эти звания. Поэтому давайте отделим их от настоящих ученых и увеличим финансирование настоящих ученых за счет тех, кто просто примазался к науке», сообщает медиа-портал Caravan.kz.
А дальше – конкретный сигнал: мол, больше не стоит рассматривать финансирование науки, как «бесплатную кормушку… Не секрет, что под гранты зачастую подгоняют проекты, не имеющие актуального научного значения».
Впрочем, на первом заседании Национального совета по науке и технологиям в минувшую среду президент продемонстрировал не только кнуты, но и пряники.
Например, предложил увеличить в полтора раза доплату за ученые степени и звания сотрудникам вузов и научных организаций. А еще – привлечь крупный бизнес к научным проектам. И предоставить деловым людям налоговые льготы «для стимулирования вложений бизнеса в науку». И тут же предложил премьер-министру Алихану Смаилову подумать, как это сделать – чтобы у предпринимателей был стимул вкладываться в научные центры и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
«Не надо бояться, — отметил президент, — налоговый кодекс должен быть простым нормативным актом, который позволяет в его рамках принимать трезвые решения».
Справка «Каравана»
65 % предприятий РК относятся к третьему технологическому укладу. Это сырьевой сектор и металлургия. 34 % – машиностроение и нефтехимия из 4-го уклада. В пятом укладе в РК – микроэлектроника и роботизация – всего 1 %. Предприятия, которые можно отнести к 6-му технологическому укладу – нано- и биотехнологии – вообще отсутствуют в РК.
Некоторые компании («Казахмыс», «Казатомпром») вкладываются в подготовку кадров и отдельные научные разработки. Но их не так много.
Прокомментировать выступление главы государства «Караван» попросил кандидата наук, эксперта ЮНЕСКО Василия Шахгулари.
Чтобы устранить «липу», необходимо «ручное управление»
— Василий Вачикович, Токаев предъявил претензии «липовым» академикам, подчинил академию себе, назначил президента АН, предложил ряд кардинальных мер. Что все это значит?
— На данном этапе – «ручное управление». Сейчас это необходимость. Наша наука в упадке, деградирует. Особенно после того, как академию сделали общественной организацией. Общественная организация за что-то отвечает в государственном масштабе (многозначительная пауза)? Несколько лет назад я предлагал передать управление Национальной академии наук под крыло главы государства, как это сделали в Китае, Германии, Франции, США, Корее. Тогда надо мной некоторые коллеги смеялись.
— Президентом АН назначили Кунсулу Закарья – доктора биологических наук. Она – один из авторов отечественной вакцины от короновируса.
— Когда разработают новое положение о статусе Академии наук, в нем пропишут правила о выборных должностях. Сейчас это, повторяю (разводит руками), вынужденная мера.
— Что скажете о «липовых» академиках?
— О-х-х… Есть морально-этические вопросы. Как они обрели такой статус? За какие заслуги? У многих моих коллег такие вопросы возникают. Ответ на них должны дать другие органы. Думаю, разберутся. Чистка рядов «липовых» академиков и ревизия их деятельности не за горами.
— И как скоро?
— Наверное, когда четко сформулируют новое положение об Академии наук Республики Казахстан. И в нем пропишут все критерии статуса академика – кто им может стать. И как лишить статуса человека, если он его не достоин.
— Если нет у человека заметных трудов, нет открытий, но он академик, то возникает вопрос: как он получил этот статус? Значит, кто-то ему поспособствовал? Это можно расценивать как фальсификацию документов группой лиц по предварительному сговору? И при этом «академик» получает доплату за степень из госбюджета?
— Хороший вопрос. Но я не юрист. Этим вопросом должны заниматься другие ведомства. Конечно, все знают, министров, акимов, депутатов парламента, бизнесменов, которые и кандидаты, и доктора наук. Люди с учеными степенями должны работать в науке, а не в коммерческих компаниях или в органах власти. При этом нам нужны новые академики (стучит пальцем по столу)!
— Господи, какие еще?
— Зарубежные! Я вам об этом в интервью еще года 3-4 назад говорил. И они уже работают в вузах Казахстана. Нам нужны альтернативные точки зрения, сторонний опыт.
Науке Казахстана требуются мозги. В том числе импортные?
Из разных источников следует, что сегодня в Казахстане более 36 тысяч штатных профессоров-преподавателей. Это доктора, кандидаты наук и доценты. По самым последним данным, в научной сфере трудится чуть более 22 тысяч.
— Это чрезвычайно мало (Шахгулари опять стучит пальцем по столу)! На один миллион населения республики приходится всего 1172 ученых. По данным ЮНЕСКО (достает документы), в России 521 тысяча ученых, занятых только научными исследованиями…
— Ну так Россия и по населению…
— Я не закончил!.. В Эстонии 465 тысяч, в Литве 434 тысячи, Латвии 308 тысяч, Беларуси 290 тысяч. Будете еще что-то говорить о количестве населения? Конечно, если собрать всех наших ученых – настоящих и ненастоящих, то наберется 86 тысяч. Среди республик бывшего СССР Казахстан на 11-м месте. Это нормально? (пауза) В Китае непосредственно наукой заняты 4 миллиона 380 тысяч человек, в Штатах полтора миллиона. В Японии чуть меньше миллиона. В Саудовской Аравии 752 тысячи. В Индии 553 тысячи – это данные ЮНЕСКО по 2022 году. Я хорошо знаю Российскую академию образования. Там и казахстанские, и азербайджанские, и белорусские ученые. Наука сегодня не может замыкаться только в своих национальных рамках! И вообще не может быть независимой. Если Казахстан хочет стать конкурентоспособным государством, у нас должна быть конкурентоспособная наука
— Это как?
— Казахстанская наука пока развивается благодаря достижениям мировой. Президент прав: мы сильно отстаем от мировых трендов.
— Василий Вачикович, но в Казахстане и денег на науку выделяют мало. Сейчас всего 0,13 процента от ВВП.
— А в развитых странах эта цифра колеблется в диапазоне 3,5-4,5 процента. У нас к 2025 году доведут до одного процента. В Казахстане приняли закон о статусе педагогов. Логичным продолжением его стал бы закон о статусе ученых.
— Премьер-министр Смаилов сказал, что около 240 миллиардов тенге направят в науку. Но кто и как будет распоряжаться этими средствами? Министерство высшего образования и науки? Академия наук?
— Я могу ошибаться, но при Академии наук надо создать аналитический центр, который должен определять главные направления научной работы и уровень финансирования проектов. Кто может войти в совет? Поверьте, в стране хватает хороших ученых и сильных менеджеров. Вот приняли и утвердили Концепцию развития науки в Республике Казахстан на 2022-2026 годы. Эта цифра – 240 миллиардов тенге, оттуда пришла. У нас научились писать разные программы и концепции, но в них нет конкретики. Куда и на что потратят эти миллиарды? Я нигде не нашел ответа – кто будет отвечать за реализацию концепции в итоге? Вот поэтому я считаю, что академии необходим аналитический центр.
— Группа экспертов-креативщиков с критическим подходом ко всему?
— Если в ней будут иностранцы – еще лучше. Они способны дать кислород!
— Иными словами, если есть перспективный проект, научная разработка – экспертный совет анализирует и дает «добро». Если нет – ты кто такой, до свиданья?
— Ну-у-у… Наверное, так. Если мы говорим о научно-исследовательских институтах или исследовательских структурах при вузах, то для них должно быть целевое финансирование. И ни в коем случае никаких тендеров! Деньги давать только под реальные проекты, которые прошли серьезную экспертизу. У меня только один вопрос остался: а кто и когда анализировал эффективность работы действующих сейчас наших научно-исследовательских институтов?..
Заграница нам не поможет!
Физик Галина Кочнева (преподавательский и научный стаж 51 год) считает, что иностранцы не помогут поднять науку в Казахстане.
— Мы для них никто! Зачем Европе или Америке нужны новые конкуренты в Азии? Хватает Китая, Индии, Японии, Сингапура, Малайзии… Приедут к нам за большими зарплатами по контрактам те «специалисты», которые дома не пригодились. Большим научным звездам Казахстан не интересен. Их и дома хорошо кормят. А эти… Контракты закончатся – а где результаты? Их можно пощупать, увидеть, понюхать? Эти вещи прописаны в договорах?
— Галина Васильевна, но в контрактах можно прописать результативность работы.
— Можно. Но есть фундаментальная наука – это разные теории, концепции, модели, гипотезы, которые иногда могут быть ошибочными. Тут предсказать результат невозможно. Коммерческий эффект непредсказуем. А есть прикладная наука, направленная на получение конкретного продукта. Что мы хотим получить от иностранных ученых? В какой сфере? И по какой цене – я имею в виду зарплату этих варягов. Вы можете сказать, что именно и в какой сфере они нам дали? Я знаю, что иностранцы работают в наших вузах. Но еще не видела их прорывных результатов на мировом уровне. Они как-то за это ответят?..
Справка «Каравана»
В последние три года стоимость пяти международных корпораций, специализирующихся на новых технологиях, перевалила за полтора триллиона долларов.