"У нас даже шурупов своих нет": что происходит с ценами на мебель в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"У нас даже шурупов своих нет": что происходит с ценами на мебель в Казахстане

"У нас даже шурупов своих нет": что происходит с ценами на мебель в Казахстане

Мебель и предметы домашнего обихода в конце прошлого года взлетели в цене почти на 25 процентов. И это не предел, говорят эксперты, предрекая дальнейшее подорожание, что уже сегодня казахстанцы начали ощущать на собственных кошельках.

  • 18 Апреля 2023
  • 2301
Фото - Caravan.kz

Мебельная отрасль Казахстана уже не первый год переживает не лучшие времена. Расценки на готовую продукцию растут, тогда как производителей в стране стало меньше. Тем более, что в прошлом году цены, поднявшись более чем на 25 процентов на многие товары и услуги, не оставили в стороне и мебельный сектор Казахстана – в конце 2022 года официальная цифра удорожания здесь достигла отметки в 24,8 процента.

Однако в некоторых регионах Казахстана этот показатель оказался значительно выше. Например, Туркестанская область показала рост цен на мебель и товары домашнего обихода на 37,3 процента. И это оказалось самым высоким показателем, который почти в три раза выше среднего значения по республике.

Впрочем, заметное удорожание было также отмечено в Кызылординской области – на 23 процента, в Восточно-Казахстанской – на 19,1 процента и в Северо-Казахстанском регионе – на 19 процентов.

Такое сильное ее удорожание произошло в том числе из-за того, что мебельная сфера Казахстана зависима от импорта – сырье поставляется в основном из России, а высокая стоимость рубля в тот период лишь усиливала рост цен. Тем более, что отечественное мебельное производство зависит от поставок российского сырья почти на 80 процентов, — говорит президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Канат Ибраев.

Но, как оказалось, удорожание мебели не остановилось. По данным аналитиков, рост цен в IV квартале 2022 года составил 6,1 процента по отношению к аналогичному периоду 2021 года,

Кроме того, на удорожание мебели влияет и рост затрат на логистику, занимающих 40 процентов в себестоимости производства мебели. Затраты на нее уже сильно выросли, и предполагается, что вырастут в дальнейшем. Так, если раньше транспортировка одного кубометра груза обходилась Казахстану в 3-3,5 тысячи тенге, то теперь она доходит до 12 тысяч.

У нас своих даже шурупов нет. Мы все где-то заказываем. Например, ЛДСП и МДФ, которые сегодня дефицит на рынке, мы берем в основном в России. Их цена выросла почти вдвое. Думаю, это потому, что основной объем россияне поставляют Китаю, а нам уже то, что остается, — полагает директор мебельного производства Толеген Сагинтаев.

Кроме того, мебельщики отмечают, что значительно снизились объемы производства. Раньше, по их словам, индивидуальных заказов на кухонные гарнитуры, гардеробные и не только было в два раза больше.

И еще одна причина, почему мебель в Казахстане так резко и так сильно начала снова дорожать – из-за запрета на покупку офисной мебели для госучреждений за счет бюджетных средств.

Таким образом государство сокращает расходы, но без его поддержки заказов у производственников практически нет.

Производство мебели – это не просто завод. Это комплекс, это сырье и т.п. А у нас большое упущение в лесоведении и лесохозяйстве. Несмотря на 1,5- 2 миллиона кубов санитарной вырубки, из которых можно перерабатывать 600-700 кубов плитного материала. И пусть половина будет низкосортной для производства, то хотя бы 400 кубов – это 40 процентов нашей годовой потребности, — утверждает Канат Ибраев.

Однако буквально на прошлой неделе заместитель премьер-министра Алтай Кульгинов, занимавший  в прошлом году должность акима Астаны, в кулуарах правительства прокомментировал вопросы развития столичной инфраструктуры. В том числе возведение многочисленных социальных объектов, а именно школ, куда точно потребуется новая корпусная мебель – шкафы, парты, стулья и т.п.

В Генплане столицы в первую очередь предусматриваются социальные объекты, где, согласно принципу полицентричности, особенно в первую очередь запланировано строительство школ. Например, по программе национального проекта «Комфортная школа» запланировано строительство 24 крупногабаритных школ. Кроме того, и акимат Астаны с 2015 года ведет строительство 15 школ, из которых 11 будут завершены в этом году, — подтвердил Алтай Кульгинов.

Вот только как бы зарубежные поставщики мебели не перехватили выгодный заказ, стоимость которого оценивается в 600 миллиардов тенге. Причина, как всегда, будет названа только одна – отсутствие отечественного производства такой продукции.

Однако, если это произойдет, то стоимость не только школьной мебели, но и корпусной мебели в Казахстане вообще снова возрастет в разы. Мебель для проекта "Комфортные школы": что надо сделать, чтобы не было скандалов?

Во-первых, потому что импорт товаров всегда привязан к курсу валют. А, так как к технологическому оснащению всегда приступают к концу строительных работ, то есть примерно через год после определения подрядчика, то зарубежные подрядчики будут на законных основаниях требовать корректировку ПСД и пересмотра цен.

Во-вторых, на сроки и стоимость поставки импортного оборудования всегда влияет логистика, включая синхронную доставку, таможенное оформление, хранение, монтаж и компоновку разных позиций, поставляемых от десятков производителей из разных стран.

В-третьих, добавьте сюда нынешнюю ситуацию торговых санкций в отношении соседней страны – все это неизбежно отразится не только на реализации проекта, но и на ценах на мебельную продукцию, которая будет поставляться в Казахстан (снова!) из-за рубежа.

А вот если бы разработанная госорганами «Дорожная карта по развитию мебельной промышленности на 2019–2021 годы», по словам экспертов Ассоциации, «не была полностью провалена», ситуация складывалась бы совсем по-другому.

Учитывая все вышесказанное, в Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности считают, что «сложившуюся ситуацию сможет изменить только новый закон, который будет работать в интересах производителей». Он законодательно должен будет снизить отраслевые ставки НДС, а также обеспечить преференции при кредитовании мебельного бизнеса.

Но это – всего лишь планы, а реальность пока такова, что за год производство мебели в Казахстане сократилось на 27 процентов, зато почти на столько же, а то и больше, выросли и продолжают подниматься цены на готовую продукцию.

Астана