Все их жалобы блокируются на уровне начальника института полковника Бауыржана Ибатулина. Он пришел сюда сравнительно недавно и, пользуясь неограниченной поддержкой Руслана Жаксылыкова, установил в институте свои правила.
Медиа-порталу Caravan.kz стали известны некоторые подробности назревающего скандала…
— В феврале сего года я был уволен с должности старшего преподавателя кафедры огневой подготовки «по состоянию здоровья». Видимо, мой организм не выдержал гонений со стороны руководства главкомата Сухопутных войск, Военного института и других высокопоставленных генералов Минобороны, — делится с корреспондентом полковник запаса Айдын Айшарип. – После более 25 лет безупречной службы меня буквально вышвырнули из армии, не позволив даже попрощаться с Боевым знаменем, как это положено по Уставу. А все потому, что я, как и некоторые мои сослуживцы, честно указывал на недостатки в учебном процессе и предлагал пути их устранения. Но нас большие начальники даже не пытались выслушать, а впоследствии вообще предпочли избавиться.
— Айдын, расскажите об этом подробнее.
— Нет.
— Почему?!
— Выйдя на заслуженный отдых, я еще раз перечитал книгу Александра Бека «Волоколамское шоссе». Не сомневаюсь, что вы тоже ее читали когда-то, так как эта книга лежит на столе у каждого уважающего себя командира. Помните, что сказал легендарный Бауыржан Момышулы военному корреспонденту, когда тот пришел брать у него интервью?
— Да, помню. Комбат Панфиловской дивизии Бауыржан Момышулы сказал журналисту: «Мне ненавистна ложь, а вы не напишете правды».
— Совершенно верно, именно так и сказал. А вы напишете правду?! Главный редактор медиа-портала пропустит то, что вам расскажут действующие военнослужащие ВИСВ? Хотя и они в открытой печати навряд ли согласятся назвать свои имена и звания. Уволят их сразу за такую правду, найдут причину. Потому все действующие и боятся открыто выступать с критикой. Когда-то я начинал освещение проблем нашего института, но сразу же стал неугоден руководству. В результате меня списали по болезни, а изменений, к сожалению, в ВИСВ так и не произошло. Думаю, что те, кто остался в институте и недоволен ситуацией, просто-напросто не хотят, как я, попасть в жернова этой системы. Перемелят и переломают, как спичинку, только дай для этого повод…
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь
По свидетельствам действующих военнослужащих, курсанты Военного института Сухопутных войск испытывают ряд неудобств. Они вынуждены подключать электрообогреватели, чтобы хоть как-то согреться, но из-за нагрузки горят электрощитки и выбивает пробки. Самое ужасное то, что нынешний начальник института полковник Ибатуллин все это прекрасно видит и знает, но неизвестно, какие меры он принимает. Вероятно, что не желает, как говорится, выносить сор из избы, ему же генеральское звание надо в мае получать. Опасается, видимо, что из-за какого-нибудь нового ЧП в институте его заветная мечта может не осуществиться.
Недавно в некоторых СМИ прошла информация о том, что в учебном центре ВИСВ «в землю закопали миллионы». То есть бросили на произвол судьбы дорогостоящее оборудование. В разговоре с офицерами я постарался выяснить и уточнить, так ли это на самом деле.
Генералы и полковники тоже плачут
По поводу информации о якобы «неработающей директрисе БТР в учебном центре ВИСВ» редакция Caravan.kz направляла запросы и гендиректору ТОО «Алматыэнергосервис» г-ну Казееву, и министру обороны генерал-полковнику Жаксылыкову. Первый на наш запрос так и не ответил — проигнорировал. А из Минобороны ответ пришел за подписью заместителя МО генерал-лейтенанта Султана Камалетдинова. На полном серьезе этот уважаемый генерал заявил в своем письме, цитирую: «Директриса введена в эксплуатацию. Прием осуществлялся комиссией, состоящей из должностных лиц и специалистов Военного института, которыми была проверена комплектность, соответствие директрисы техническим требованиям. Также работоспособность проверялась испытанием, в ходе которого замечаний не было выявлено» .
Замечаний, как подчеркивает замминистра обороны Султан Камалетдинов, «не выявлено» и она «введена в эксплуатацию», но директриса БТР почему-то простаивает. На фото видно, что травой поросла, песком и грязью весенней присыпана. На вопрос, какова стоимость договора на поставку оборудования и строительства директрисы БТР, генерал Камалетдинов отвечать не стал. В его ответе на конкретно поставленный вопрос было сказано, цитирую: «Данная информация относится к сведениям с ограниченным доступом».
В СМИ прозвучало, что «программное обеспечение не позволяет операторам директрисы БТР в ходе стрельб правильно организовать показ целей. То есть показывать согласно утвержденному министром обороны курсу стрельб. Идет постоянный сбой. Мишени не появляются как положено. Я созвонился с заместителем начальника ВИСВ полковником Дарбишевым. Он подтвердил, что, действительно, был недостаток на этом объекте: «При проведении стрельб на фланговой дороге на рубеже 750-850 метров мишени не появляются как положено. Идет сбой в работе программного обеспечения». Полковник Дарбишев также сказал, что представители компании-поставщика запланировали приезд в учебный центр ВИСВ для устранения неисправности. Директриса БТР в эксплуатацию пока не введена.
Как же так? Ведь заместитель МО генерал-лейтенант Султан Камалетдинов заявил в ответе на редакционный запрос, что директриса введена в эксплуатацию. Получается, что генерал говорит неправду?
Тренажёры, которые более-менее сейчас работают — так это старые тренажеры: БМП-2, Танк-Т72 украинского производства. Другие постоянно зависают на неопределенное время. Но проверяющие об этом никогда не узнают, так как до второго учебного корпуса еще ни одна комиссия из Минобороны не доходила. Все довольствуются экскурсией по первому показательному корпусу. Военнослужащие так и говорят, что маршрут высокопоставленных гостей всегда один и тот же: учебный корпус № 1, кафедра тактики, спортивный комплекс, КДЦ, штаб. Там куда ведут обычно проверяющих, конечно же, относительный порядок, но современных средств обучения все равно не хватает.
ВИСВ отстает от гражданских вузов. Потому после начала обучения курсанты не желают продолжать учебу и уходят.
Примеров этому масса. Генерал Камалетдинов, кстати сказать, в своем официальном ответе обнародовал цифру. Оказывается, недобор курсантов 1 курса в 2022-2023 учебном году составил 32 человека. Когда такое было со времен АВОКУ? Конкурс для поступления сюда всегда был очень высоким, но теперь недобор.
Вместо эпилога
Поскольку в самом начале разговора выпускник Рязанского училища ВДВ полковник Айдын Айшарип напомнил о книге Александра Бека «Волоколамское шоссе», то и мне захотелось его процитировать. «Нелегко человеку стать солдатом, нелегко командиру дисциплинировать войска, а воевать еще труднее». Если в святая святых – Военном институте Сухопутных войск, где готовят будущих командиров казахстанской армии, происходит такое, то что говорить о дальних гарнизонах.
Пускать пыль в глаза, щелкать каблуками и все время чего-то обещать – это, видимо, в крови у наших военных управленцев.
Надо избавляться от этого решительно. Время и непростая ситуация в мире, когда вспыхивают то там, то тут вооруженные конфликты, а то и полномасштабные войны, как в Украине — спать и ночевать некогда. Как в свое время сказал генерал Иван Васильевич Панфилов: «Теперь и ночью приходится дневать». А иначе как? Боеготовность армии должна быть на высоте, а обороноспособность — надежной. Как и требует Верховный главнокомандующий.