Половина сотрудников казахстанских компаний "выгорела" на работе в 2022 году - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Половина сотрудников казахстанских компаний "выгорела" на работе в 2022 году

Половина сотрудников казахстанских компаний "выгорела" на работе в 2022 году

Согласно недавнему исследованию, больше половины (58 %) сотрудников казахстанских компаний испытали выгорание из-за работы в 2022 году. Как предотвратить синдром эмоционального выгорания у сотрудников, и что делать, если профилактика опоздала? Как компании в Казахстане заботятся о сотрудниках сейчас?

  • 5 Апреля 2023
  • 245
Фото - Caravan.kz

Что такое выгорание

С 2019 года профессиональный синдром эмоционального выгорания включен в Международный классификатор болезней, а значит — официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья. Чаще всего с профессиональным выгоранием сталкиваются работники, деятельность которых связана с постоянным контактом с людьми. А некоторые из нас пытаются быть очень продуктивными, стараются выполнить много задач и помочь всем, приписывая себе роль спасателя.

Выгорание является результатом длительного переутомления, излишнего напряжения и неправильной организации рабочего процесса.

Как следствие, у человека с этим синдромом снижается работоспособность и эффективность труда. Баланс между работой и отдыхом очень важен: вероятность выгорания зависит от объема работы и от того, как эта нагрузка соотносится со временем на восстановление. Поэтому нужно уметь, выходя из офиса, оставлять все задачи там, а дома наслаждаться отдыхом. Разделять сферы своей жизни, чтобы рабочие проблемы не влияли, например, на отношения в семье. Важно наблюдать за собственными эмоциями в целом и внимательно следить за своим состоянием.

Предотвратить синдром самостоятельно

Признаки выгорания могут быть различными, но, как правило, проявляются они в виде эмоциональной и физической истощенности, склонности к депрессии, частых головных болей и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Что может помочь сотрудникам чувствовать себя лучше?

  1. Диалог с коллективом

Важно вести коммуникацию с коллегами, обсуждать ситуации, происходящие на работе, и разбирать случаи, связанные с клиентами. Это позволяет сотруднику чувствовать себя частью коллектива, быть услышанным и ощущать корпоративную поддержку. В качестве профилактики эмоционального выгорания работодателям можно организовывать тренинги для сотрудников. Так их подчиненные смогут получить новые навыки и компетенции, проработать вероятные проблемы и снизить уровень стресса перед потенциальными сложностями.

  1. Выход эмоций

Часто сотрудники не могут выразить свои эмоции, а работники, деятельность которых связана с людьми, обязаны в любой ситуации сохранять лицо. Им нельзя грубить и срываться на клиента, а значит, им приходится копить внутри себя напряжение, которое возникает в процессе конфликтов и других рабочих сложностей. Эти эмоции и ситуации в целом оказывают на человека опустошающее действие, он чувствует выгорание. Поэтому следует выпускать пар за пределами работы, найти занятие, которое позволит вам отвлечься и дать выход эмоциям. Для кого-то это просто пробежка на свежем воздухе, а кому-то помогут занятия боксом.

  1. Практики осознанности

Медитация — это эффективный метод снижения уровня стресса и внутренней тревоги у современного человека, который он может применять самостоятельно в удобное для него время суток. Заниматься практиками осознанности можно самостоятельно или в группах, с наставниками. В процессе этих занятий можно экспериментировать и найти практику, которая подходит именно вам. Как победить стресс и научиться медитации

  1. Ментальная гигиена

Независимо от пола, возраста, национальной принадлежности и профессии все мы находимся во власти эмоций. Подавленные эмоции приводят к ряду проблем, например, среди них можно выделить появление неврозов и комплексов. Здоровая психика будет всегда более эффективной, чем та, о которой не заботятся. Если у вас нет возможности заниматься с психологом, то постарайтесь хотя бы оценить, что влияет на вашу психологическую стабильность, и исключить эти факторы. Например, разделять рабочее и личное время, минимизировать скроллинг новостной ленты в интернете и сократить общение с токсичными людьми.

Корпоративное благополучие

В современной реальности, где многозадачность стала нормой, сотрудники все чаще оказываются перед лицом ситуаций, когда невозможно справиться с намеченными планами в рамках обычного рабочего дня, но и остаться после работы, чтобы закончить дела, тоже не представляется возможным. В результате у сотрудников возникает чувство беспомощности и отчаяния, которые негативно сказываются на работе и вне ее. Конечно, такое положение вещей не ускользает от внимания работодателей, ведь от здоровья работника зависит и благополучие всей компании. В связи с этим в последние годы в компаниях Казахстана все большее внимание руководство уделяет заботе не только о физическом здоровье сотрудников, но и о ментальном.

Некоторые компании проявляют свое бережное отношение к сотрудникам с помощью софинансирования абонементов в фитнес-клубы, популяризируют привычку приносить на работу ланч-боксы, а не перекусывать на бегу в ближайших фастфудах, пропагандируют ЗОЖ и mindfulness. Другие в части пакета компенсации льгот предоставляют сотрудникам ДМС. Постепенно они внедряют и психологическую поддержку, поскольку осознают, что в целях повышения эффективности бизнеса следует охватывать больше элементов благополучия. Сегодня пакет компенсации льгот — это уже не только стоматологическая помощь и лекарственное обеспечение.

На смену отдельным инструментам благополучия приходят комплексные решения. Одним из ключевых HR-трендов 2022-2023 годов стало внимание не только к мотивации сотрудника и его work-life balance, а комплексная забота компании об общем благополучии специалиста. В Казахстане много представительств иностранных компаний, для которых программы well-being уже стали нормой. Это положительная тенденция, которая пробуждает все больший интерес различных предприятий к рынку благополучия в целом. Классическими элементами программ поддержки являются консультации юристов, экспертов по личным финансам, консультантов ЗОЖ. Программы well-being позволяют снижать заболеваемость сотрудников, уменьшить текучесть кадров, тем самым сокращают затраты на привлечение и онбординг новых кандидатов.

Последние тренды корпоративного благополучия указывают на то, что сейчас важен индивидуальный подход управленца к работе со своими подчиненными. Это обусловлено тем, что руководитель команды имеет возможность замечать у отдельного сотрудника признаки выгорания и работать с этими симптомами. Ему стоит проводить работу в формате один на один с работником, выяснять, какие проблемы его беспокоят и какие сложности возникают в процессе работы. Исходя из такого процесса коммуникации, работодатель сможет адресно помогать своим подчиненным и не допустить выгорания. Возможно, он сможет перераспределить ресурс, дать дополнительные выходные это ключевой шаг в сохранении ментального здоровья отдельного сотрудника. Чем больше компания, тем сложнее контролировать процесс выгорания у работников, поэтому лидерство с вниманием к индивидуальным потребностям подчиненных и его обстоятельствам становится максимально ценным в наше время.

Дарья Федорова, соучредитель и генеральный директор платформы корпоративного благополучия Empatia, коуч ACSTH ICF