Казахстанский рынок труда меняется под натиском нового поколения - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанский рынок труда меняется под натиском нового поколения

Казахстанский рынок труда меняется под натиском нового поколения

Поколение зумеров — люди, родившиеся в период с конца 1990-х до начала 2010-х годов, которые выросли в эпоху, когда цифровые технологии — интернет, социальные сети, смартфоны и сервисы — уже были частью привычной жизни и не могли не повлиять на то, как они работают, учатся и взаимодействуют с окружающим миром.

  • 28 Марта 2023
  • 1231
Фото - Caravan.kz

Изменится ли вслед за ними мир и особенно — рынок труда? Медиапортал Caravan.kz разбирался вместе с Ариной Пироговой, генеральным директором платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work.
 

Зумеры на рынке труда

Поколение зумеров и предшествующее им первое цифровое поколение миллениалов уже сейчас занимают ключевую роль на рынке труда, так как в силу демографических причин именно они являются на данный момент самой экономически активной и продуктивной группой трудящихся. Так, согласно словам первого вице-министра труда и социальной защиты населения РК Акмади Сарбасова, к 2030 году почти 40 % (или около 3-4 млн человек) всей рабочей силы в Казахстане будет представлять именно поколение зумеров.

 

Рабочие привычки зумеров

Социологи определили, что для зумеров свойственна тяга к безопасности, а удовольствие и интерес от работы важнее заработка. Эти люди хотят изменить общество к лучшему и готовы самостоятельно обучаться. Кроме этого, они тщательно оберегают свое личное пространство и стремятся соблюдать work-life balance, поэтому им важны подробные инструкции и критерии, чтобы понимать, что от них требуется и какой конкретно нужен результат от работы для выстраивания своего плана. В этом они отличаются от представителей предыдущих поколений, для которых важен был сам факт присутствия на рабочем месте. Для зумеров же главное – результат, а не присутствие в офисе в рабочие часы.

И в погоне за результатами зумеры чаще выбирают проектную занятость, больше готовы к совместительству, которое позволяет им постоянно учиться и реализовывать свои амбиции.

Удаленные и гибридные форматы труда

Такие “привычки” уже сейчас трансформируют рынок труда, делая его более комфортным под запросы нового поколения. Так, компании все чаще предлагают удаленые и гибридные форматы работы, обменивая свободу в выборе места труда на социальные пакеты и другие офисные “плюшки”, которые для зумеров не играют такую важную роль, как для предыдущих поколений. Так, ЦРТР (Центр развития трудовых ресурсов) оценивает долю занятых, способных потенциально работать в удаленном формате уже сейчас, в 29 % от числа общей рабочей силы — это около 2,5 млн потенциальных удаленщиков. "Казахстанцы не собираются работать за эти деньги": бизнесмены страдают от отъезда таджикских и узбекских рабочих

Вместе с этим еще с пандемии число вакансий, предлагающих “хоум-офис” в стране, также растет, как и число соискателей, отдающих предпочтение дистанционным и гибридным форматам работы.
 

Проекты и совместительство вместо найма

Еще одно важное изменение, которое вносят зумеры, — это их желание работать на проектах, а не на полную ставку. Они не хотят быть связанными с одной компанией на всю жизнь и предпочитают работать на коротких проектах, которые дают им новый опыт и возможности для развития своих навыков. Это приводит к изменению структуры рабочих мест, росту популярности аутстаффинга и аутсорсинга в компаниях и переходу от стратегического планирования к проектному. Так, мы видим, как уже сейчас в компаниях растет спрос на внештатных исполнителей. Растет и число фрилансеров — по официальной статистике, сейчас в стране их может быть около 250 тысяч человек, или 3-4 % от числа всех занятых. Но уже к концу этого года цифра может удвоиться и продолжит расти вслед за наполнением рынка труда представителями поколения зумеров.

Еще одно подтверждение ориентации зумеров на проектную занятость — тот факт, что среди фрилансеров только половина свободных работников работала с одним заказчиком, остальные же, по данным Минтруда, совмещали заказы от двух-трех и более заказчиков. А более 70 % совмещают фриланс с основной работой в найме.

Если вы заинтересованы в том, чтобы держать сотрудников-зумеров внутри и не благоволите подработкам на стороне, важно создать дополнительную ценность труда внутри компании, открыв тем самым возможности для самореализации, предоставив возможность влиять на результаты и процессы — именно это, а не только зарплата, делает зумеров удовлетворенными своим рабочим местом. От этого все больше компаний перекрашиваются сейчас в “бирюзовый” цвет и вводят системы горизонтального управления, давая больше автономности сотрудникам в принятии решений, реализации задач и ответственности — это именно то, что нравится зумерам.
 

Личные качества превыше всего

Еще одним важным фактором, связанным с поколением зумеров, является рост значимости soft skills. Так, наряду с запросом на конкретные навыки работы с Excel или графическими редакторами, HR ищут кандидатов с коммуникативными навыками, способностью к самоорганизации и управлению временем, творческим подходом к решению задач, а также умением работать в команде. Все это — уже привычные вещи для описания любой вакансии, которые закрепились на рынке именно благодаря миллениалам и зумерам. Потеснят ли казахстанцев на рынке труда приезжие россияне

 

Большая цель вместо KPI

Наконец, зумеры также меняют и саму культуру работы. Они ищут работу, которая соответствует их личным ценностям и интересам, а не только заработку. Они хотят работать в компаниях, которые заботятся о своих сотрудниках и имеют ярко выраженную ESG-позицию. Это заставляет компании изменять свой подход, вводить программы корпоративной ответственности, в том числе для того, чтобы оставаться привлекательными в глазах молодых соискателей. Так, в офисах стараются минимизировать использование бумаги, сортировать отходы, устраивать дни донора. Все это создает дополнительную ценность для молодых сотрудников и повышает привлекательность бренда-работодателя. И также получило широкое распространение в корпоративной культуре сейчас, хоть еще 10 лет назад вряд ли кто-то выбирал работу, основываясь на том, есть ли в офисе пункт приема отработанных батареек.
 

Вместо вывода, или зачем вашему бизнесу зумеры?

В итоге мы видим, что рынок труда, действительно, начинает меняться под натиском нового поколения. И причины здесь не только в их скорой доминации на рынке. Ключевые факторы того, что компании готовы адаптироваться под новых сотрудников, лежат еще и в том, что зумеры действительно могут позитивно сказаться на компании, ускорив цифровизацию процессов внутри за счет того, что они являются digital-native — лучше понимают современный мир и знают, как грамотно пользоваться технологиями, чтобы повышать собственную эффективность. А эффективные сотрудники, в конце концов, те — кто драйвит бизнес и помогает ему расти.