Третьи и вовсе не доверяют модным сегодня специалистам. Кто прав? И когда психолог все-таки нужен?
У тринадцатилетней девочки несчастная любовь: она задумчива, меланхолична, стала хуже учиться. «Сходите к школьному психологу», – советует маме классный руководитель. И та тянет протестующую дочь в кабинет с потертой табличкой, а на следующий день весь класс гудит о том, что «Надька из-за Дани, наверное, вены себе резать хотела, а иначе чего ее к психологу повели?» А вот шестилетнего Владика родители не спешат показывать специалисту, считая, что учительница предвзято относится к мальчику.
Дескать, не все же дети должны в первом классе читать и писать. И бедный педагог никак не может объяснить маме и папе, что Владик не то что читать – высидеть 30 минут урока не в состоянии: скорее всего, речь идет о нейрофизиологической незрелости, и чем скорее начать работать с ребенком, тем лучше.
Виталий Матусевич, детский психолог, так ответил на заявленный в заголовке статьи вопрос: «Если ребенок влюбился, даже без взаимности, это вовсе не значит, что его нужно вести в больницу Павлова. Но когда при этом он отказывается от еды и пропускает школу, то это уже требует вмешательства и квалифицированной психологической, а возможно, и медицинской помощи!» Специалист рассказывает о симптомах-маркерах, первой консультации, методах диагностики нарушений и критериях эффективности терапии.
Обратите на меня внимание!
Если родители замечают, что у их любимого чада серьезно нарушено поведение, это прямой повод нанести визит психологу, уверяет Виталий Александрович. Другой вопрос, что входит в понятие «серьезно нарушено»? Давайте разбираться.
Во-первых, это неврологические проявления: энурез, энкопрез («медвежья болезнь»), нарушение сна, тремор. Во-вторых, поведенческие: страхи, сильная агрессия (например, из-за пустяка ребенок начинает крушить парты, набрасывается с кулаками на родителей), подавленность, уныние, замкнутость. Родители замечают, что сын или дочь страдает, но не знают, из-за чего – и в этом надо разбираться. Мало того, дитя не всегда может выказывать свое страдание, ведь чем старше ребенок, тем избирательнее его реакции, тем сильнее он умеет скрывать свои чувства. С 9-10 лет в школе и дома маленький человечек может вести себя по-разному. Именно поэтому важно прислушиваться к тому, что говорят о поведении чада учителя, – среди педагогов немало чутких специалистов.
А если ученик бодр и весел, а учитель, как в случае с Владиком, настаивает, что он не воспринимает программу? Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой ритм развития. Он может не совпадать с требованиями школьной системы, то есть малыш, попросту говоря, еще не готов к школе. Однако сказать, что за этим стоит, – индивидуальная норма или все-таки неврологическая патология, которая требует коррекции, может только профессиональный психолог или грамотный врач.
Ситуаций, когда помощь специалиста необходима, немало: адаптация в новом коллективе, развод родителей, утрата близкого человека. Но, опять-таки, все зависит от реакции ребенка. Есть дети, которые легко переносят вещи, тяжелые даже для взрослого восприятия. А есть очень чувствительные, ранимые малыши, для которых и несерьезное, на наш взгляд, событие (ссора с другом, поломка любимой игрушки) может стать психологической травмой.
Ищем достойного специалиста
Как найти хорошего психолога среди сотен фамилий, званий, регалий, которые непосвященному ни о чем не говорят? Алгоритм прост. Прежде всего тот, кто именует себя психологом, должен иметь базовое высшее психологическое образование. Кроме того, у него должна быть четкая специализация, соответствующая вашему запросу: увы, не так много талантливых людей, которые могут консультировать кого угодно по каким угодно вопросам. Если ребенок не разговаривает, хотя по возрасту ему положено, стоит искать дефектолога или коррекционного психолога. Если у сына или дочки страхи – психотерапевта, работающего с детьми. Если родители разводятся, нужен семейный психолог или психотерапевт.
Опыт работы, конечно, имеет большое значение.
Но десятилетний стаж иногда означает лишь одну-две консультации в месяц на каком-то предприятии, в то время как два года практики могут вместить в себя интенсивную ежедневную работу с детьми. То же касается и всяческих сертификатов: у настоящего ученого-психотерапевта просто не всегда есть время на прохождение различных тренингов. Сертификаты говорят скорее о менеджерских качествах человека, чем о профессиональных.
Как же убедиться, что специалист достойный? «Уже первый телефонный разговор позволит почувствовать, того ли человека вы нашли, – объясняет наш консультант Виталий Матусевич. – Хороший психолог не станет на ходу выяснять подробности: если занят – попросит перезвонить, чтобы уделить вам достаточно времени. Какие уточняющие вопросы он задает? Насколько деликатен? Сможете ли вы ему доверять? После такой беседы вы сами поймете, хотите ли идти к нему на прием».
Диагностика
Ребенок, к примеру, стал бояться выходить из своей комнаты. На первой консультации психолог ищет причину такого поведения: что вызвало страх? Он разговаривает и с малышом, и с родителями. Собирает анамнез – то есть реконструирует историю маленького пациента начиная с периода беременности матери: уточняет, своевременно ли он развивался, был ли пуглив раньше; интересуется генеалогией; изучает медицинскую карточку. Определяет уровень развития ребенка, оценивает его мышление, память, эмоциональную сферу.
После диагностики он выдвигает свои версии и дает родителям конкретные рекомендации: как вести себя с ребенком, какие психологические условия создать дома, как организовать его режим и досуг, чтобы устранить неврологическую симптоматику. То есть уже первая консультация должна помочь хотя бы очертить пути решения проблемы.
«При первичном обращении за помощью я не ставлю своей целью ободрить или запугать родителей. Задача прагматичная – выявить проблему, определить ее масштаб и прогноз, выработать и внедрить стратегию ее преодоления», – рассказывает Виталий Матусевич.
Как долго теперь придется заниматься с психологом? Все очень индивидуально. Иногда случается, что даже одного визита достаточно: если проблема неглубокая, а родители готовы следовать советам специалиста. Но может оказаться, что ходить на прием придется и несколько месяцев. «Развитием пространственного мышления, например, можно заниматься и год: все, что касается формирования психических функций, требует времени, – объясняет психолог. – Чем больше ребенок страдал, тем дольше он будет восстанавливать психику. Но в этом вопросе огромное значение имеет содействие родителей».
Союз нерушимый
Даже лучший специалист не в силах помочь ребенку, если родители не станут союзниками психолога. Более того, ответственность за эффективность терапии смело можно делить «на двоих». Дети во многом зависят от родителей, для них очень важен микроклимат в семье. И если мама и папа не хотят изменить привычные модели поведения, то ожидать, что психолог взмахнет волшебной палочкой – и «починит» неугодное дитя, бессмысленно. «Вот пример: мама приводит мальчика-подростка на консультацию и жалуется, что он агрессивен, неуправляем, не хочет учиться, дерется в школе, – рассказывает Виталий Александрович. – При этом сама то и дело его одергивает, унижает. Выясняю, что дома ребенка, случается, бьют. Объясняю маме: пока вы сами не перестанете унижать сына, я ничего не смогу сделать. Увы, достучаться до нее не получается. В таких случаях приходится отказываться от терапии. И обратный эпизод: родители настолько прониклись моими рекомендациями, так четко им следовали, что даже заочная консультация (с мальчиком я не общался) помогла».
Нередко бывает и так, что проблемы с ребенком – лишь следствие глобальных недоразумений в семье и в психотерапии нуждаются сами родители. То есть сделать счастливым сына или дочь, унять детские тревоги не получится, пока мама и папа не разберутся в своих отношениях. Хорошо, когда они это понимают и готовы работать – на то и нужны семейные психологи. Грустно, если маленький человечек становится громоотводом для неудовлетворенных жизнью мамы и папы.
Ведь, несмотря на разнообразие современных психологических методик (у каждого специалиста – свой набор), главным условием успешной терапии остается родительская любовь – искренняя, бескорыстная, щедрая и принимающая. Случается, она способна заменить и саму терапию.