Итоги выборов в Мажилис: мнение эксперта - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Итоги выборов в Мажилис: мнение эксперта

Итоги выборов в Мажилис: мнение эксперта

Многое зависит от проактивной позиции и амбиций партий, прошедших в Парламент, а также самодвиженцев. От того, видят ли они в себе реальную альтернативу партии парламентского большинства, считает отечественный эксперт.

  • 24 Марта 2023
  • 183
Фото - Caravan.kz

Политолог Жанна Тулиндинова подвела итоги прошедших в Казахстане парламентских выборов и поделилась своим мнением касательно их результатов, передает Caravan.kz.

AMANAT — 53,9 % (прошлые выборы — 71,09 %)

Партия достойно провела парламентскую кампанию, добросовестно отработав все форматы работы с избирателями — социальные сети, встречи с населением, агитация «от двери к двери», наружная реклама и т.д.

После оглашения результатов exit-poll поначалу сложилось впечатление, что показатели поддержки партии ANANAT по сравнению с предыдущими выборами просели, и значительно (53,9 % против 71,09 %).

Однако, что было вполне ожидаемо, AMANAT компенсировал свои потери в голосовании по партийным спискам победой 22 своих кандидатов в одномандатных округах.

Таким образом, сработала вполне оправданная стратегия партии по выдвижению наиболее сильных региональных кандидатов в одномандатных округах.

Успех кандидатов от AMANATA в голосовании по мажоритарному принципу легко объяснить тем, что у партии есть хорошо наработанный опыт «приземления» общенациональной программы к местным потребностям, ее адаптации к региональной проблематике.

Тогда как кандидатам-самовыдвиженцам приходилось на ходу «приземлять» свои грандиозные планы «обустройства страны» к нуждам и потребностям конкретных населённых пунктов, реальных людей.

В результате, хотя партия AMANAT потеряла (по предварительным расчётам) 14 депутатских мандатов — 62 против 76 в Парламенте VII созыва, в процентном соотношении, с учётом упразднения квоты АНК и сокращения депутатского корпуса со 107 до 98 человек, потери партии не столь значительны — 63 % против 71 % (2021 г.) от состава Парламента.

«Ауыл» — 10,9 % (прошлые выборы — 5,29 %)

Партия удвоила свои показатели относительно предыдущих парламентских выборов.

Трамплином для партии стала достаточно активная президентская кампания и выдвижение харизматичного кандидата в президенты — главы Союза фермеров Жигули Дайрабаева.

Начав раскрутку с качестве политика общенационального масштаба на президентских выборах, Дайрабаев ярко выступил на телевизионных дебатах, закрепив успех, достигнутый в предыдущей электоральной кампании. Все-таки Жигули Дайрабаев пришёл вторым в президентской гонке (если не считать кандидата «против всех»).

Можно только поздравить партию с достигнутым успехом («Ауыл» в течение буквально полугода обошёл две парламентские партии — «Ак жол» и НПК).

Respublica — 8,59 % (новая партия)

Наиболее значимый прорыв, открытие этих выборов. А по сути, и самый успешный новый партийный проект десятилетия. Из темной лошадки партии удалось прорваться в первую тройку.

Идея создания партии, представляющей молодую и энергичную часть истеблишмента, которая не удовлетворена темпами реформ, консерватизмом и «охранительной» стратегией «старших товарищей», давно витает в воздухе.

Успех партии «Асар» — партии-новичка, набравшей на выборах 2004 года свыше 11 %, указывает на перспективность такого партийного проекта.

Однако Respublica выступила на пошедших выборах, скорее, как конкурент «Ак жола». Хотя потенциально это оппонент «партии номенклатуры» — AMANAT.

Представители партии успешно выступили в дебатах, вступая в достаточно острые пикировки с парламентскими партиями.

В целом высокий уровень электоральной поддержки свидетельствует о большом запросе на свежие молодые лица в казахстанской политике, на представителей реальной экономики как противовес «кабинетным стратегам».

«Ак жол» и НПК — 8,41 % и 6,8 % (прошлые выборы — 10,95 % и 9,1 % соответственно)

Фактически результаты прошедших выборов можно расценивать как поражение двух парламентских партий. Они пропустили вперёд не только безуспешно конкурировавшую с ними ранее партию «Ауыл», но и новичков из Respublica. При этом не добились успеха в голосовании по одномандатным округам.

Эти результаты должны послужить звоночком для партий-старожилов Парламента о необходимости обновления партий, их кадрового состава, методов работы и программ.

ОСДП и “Baitaq” — 5,2 % и 2,3 % (ОСДП не принимала участие в предыдущих выборах, “Baitaq” — новая партия)

Для обеих партий выборы стали локальным успехом. Для ОСДП, как и для «Ауыла», трамплином стали президентские выборы. Неплохо выступили представители партии и на телевизионных дебатах.

“Baitaq”, несмотря на формальное поражение, добилась неплохих результатов для нового партийного проекта.

По итогам голосования по партийным спискам можно заключить следующее.

Прохождение в Парламент шести партий, отход от закрепившейся после выборов 2012 года модели трехпартийного парламента — показатель беспрецедентной конкуренции на прошедших выборах.

36 (по предварительным расчётам) депутатских мандатов, полученных альтернативными партиями и самовыдвиженцами, позволяет им потенциально сформировать сильную парламентскую оппозицию — реальный противовес партии большинства.

Тут многое зависит от проактивной позиции и амбиций партий, прошедших в Парламент, а также самодвиженцев. От того, видят ли они в себе реальную альтернативу партии парламентского большинства.