Самодельные шампуни, сухое молоко: какие лайфкахи использовали в быту казахи столетия назад - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Самодельные шампуни, сухое молоко: какие лайфкахи использовали в быту казахи столетия назад

Самодельные шампуни, сухое молоко: какие лайфкахи использовали в быту казахи столетия назад

Быт современной хозяйки упрощен до минимума: специальные средства помогают поддерживать в доме идеальную чистоту, содержать в порядке вещи, ковры, предметы интерьера… Если посмотреть содержимое косметичек, корзинок с косметикой, чего в них только нет!

  • 21 Марта 2023
  • 10879
Фото - Caravan.kz

В юртах, домах наших бабушек, прабабушек посуда тоже сияла чистотой, корпешки, одеяла пахли свежим степным воздухом, а белоснежные платки украшали головы хозяек.

Какие хитрости использовали в быту предки, с помощью какие средств ухаживали за собой, узнавала корреспондент медиа-портала Caravan.kz.

Безотходное производство кочевников

Фермер из Алматинской области Нариман ЖАРЕКЕЕВ ( о нем мы рассказывали в материале «Житель Алматинской области лучше министра знает, как накормить казахстанцев дешевым мясом и яйцами без антибиотиков» от 12 января 2023 года) собирает рецепты азиатских кочевых народов, в том числе, кандасов из Монголии, Китая:

— Их рецепты самые правильные, проверенные веками, идеально нам подходят. Издревле казахи делали сухое молоко. Весной, летом молока много, столько не выпивали. Хозяйки тщательно очищали и вымывали овечью шерсть в горячей воде. В стерильный казан заливали молоко, помещали в него чистую шерсть и выпаривали влагу на медленном огне. Влага испарялась, сухие вещества оставались в шерсти. Варили до тех пор, пока шерсть не становилась твердой как кошма с белым осадком. Потом остужали, высушивали и завязывали в чистую ткань. Убирали на хранение в сундук, подальше от влаги Зимой, когда молока не было, доставали кусок шерсти. В казан наливали воду, опускали кусок шерсти и кипятили. После процеживали через ткань и получали чистое молоко, которое можно пить. Или варили в нем просо. Получалось быстро и сытно.

Многие женщины используют разрыхлитель для теста, который состоит из разных химических добавок. В степи, где не было новых технологий, брали по столовой ложке натурального меда, сметаны и добавляли в тесто. Вот и весь «разрыхлитель»! А обычный укроп предки выращивали и пили его настой для нормализации артериального давления. Рецепт я опробовал на себе: работает! Ветки и семена укропа заваривали кипятком, настаивали и в течение дня выпивали стакан настоя. Пить надо от одного до трех месяцев , регулярно.

Впервые «степной холодильник» я увидела 10 лет назад, во время раскопок городища Кастек, что в одноименном ущелье Алматинской области (материал "Тайны средневекового города" ). Рядом с палатками археологи сделали погреб – вырыли яму глубиной два метра, где хранили свежее мясо, а также овощи, блюда, приготовленные на костре. Тогда и рассказали, при отсутствии холодильников, для сохранности мяса предки использовали вяление (преимущественно в ночное время) в хорошо проветриваемом месте. После заворачивали в легкую ткань, накрывали кошмой. Или помещали мясо в глиняный сосуд с соленой водой и ставили в глубокую (метр-полтора) яму. Другой вариант – мясо солили и помещали в погреб. Оно могло храниться месяц-два.

Еще один способ сохранения мяса – изготовление тушенки. В большом казане мясо долго варили в соленой воде, затем запечатывали посуду, чтобы не было доступа воздуха, и опускали в погреб.

Соли употребляли в пищу много, также подмешивали ее в корм скоту. Территория Казахстана была богата соляными источниками, так что проблем с добычей «белого золота» не было.

А кисломолочные продукты хранили в бурдюках из кожи молодых животных. Для выделки кожи тоже использовали соль.

Кстати, все производство кочевников было безотходным. Например, желудок теленка , овцы или козленка выдерживали в соленой воде, кислом айране, заваренном чае, надували, смазывали солоноватым маслом и сушили. После в нем хранили сливочное масло.Как занимались сексом в степи

«Ешь курт, зубы будут белые и здоровые, а кости крепкие»

Моющие, дезинфицирующие и косметические средства, которые есть в любом доме, в казахской степи заменяли естественными и вполне рабочими.

Так, казан из чугуна- непременный атрибут кочевников, символ очага, достатка и сытой жизни, хозяйки вычищали золой, песком, глиной и травой. После тщательно промывали в воде. Большинство поседений находились рядом с источниками воды, потому недостатка в живительной влаги не было.

В степи было развито мыловарение на основе полевых трав, меда, катыка, коровьего, бараньего жира. Также мыло, пахучие масла и духи продавали на ярмарках и дарили девушкам на Наурыз. Вместо кремов, лосьонов, отбеливающих средств для кожи степные красавицы активно использовали катык, айран. Для укрепления зубов ели курт и кисломолочные продукты. А еще полоскали десна отварами степных трав, чистили зубы специальным порошком на основе мела и древесного угля. Для соблюдения гигиены полости рта в ходу были зубные нити из жил животных и деревянные зубочистки.

-У моей әже всегда хранилась огромная банка гусиного жира, насыщенного желтого цвета, она смазывала им лицо, руки вместо крема, — рассказывает руководитель художественной студией «ByArt», дизайнер-модельер Ажар ТЮЛЕУБАЕВА.- Бабушка всегда делала очень много курта (жирный, более желтый, мягкий, и белый, менее жирный, соленый). Он сушился на крыльце под марлей. Когда курт подсыхал, складывала в мешочек из ткани, который сама сшила и в нем хранила. В Алматы мы всегда везли курт с Костаная. Бабушка говорила, как учили ее предки- ешь курт, зубы будут белые и здоровые, а кости крепкие.

Когда я гостила у бабушки, каждый вечер перед сном она наливала домашний айран в большую кесе , размешивала деревянной ложкой и говорила : пей, животик будет хорошо работать . Айран пили из большой деревянной ложки- это традиция. Металлическую посуду бабушка не признавала!Почему молодежь Казахстана должна захотеть поехать в аулы

Также она научила протирать айраном лицо- это натуральное средство лучше любой косметики работает. Бабушки намазывали айран на волосы, вместо бальзама, чтобы они были шелковистыми и блестящими.

-Каждый вечер бабуля садилась перед крыльцом и долго, бережно расчесывала свои длинные волосы, это хороший массаж для кожи головы, укрепляет волосы, – продолжает моя собеседница. -Перед собой расстилала платочек, и седые волосы падали на него, затем заплетала волосы в две косички, опавшие же сворачивала и кидала в печь. Это целый ритуал. Потом она усаживала меня, учила, что мои волосы — мое богатство и энергия, и всегда запрещала прикасаться к моим волосам чужим людям. Но не всегда женщины сжигали волосы. Некоторые бабушки из своих же волос делали шиньон, тогда платок сидел красиво и обьемно.
 

Билезик- оберег, энергия и дезинфекция

-На руках женщины носили билезик (браслеты из серебра), кольца, готовили еду только в них, даже когда взбивали масло, — говорит Ажар Тюлеубаева. – Украшения были массивные и тяжелые. Как говорила бабушка, серебренные браслеты все дезинфицировали и обеззараживали. Это старинная традиция.

Когда меня с супругом посватали (құда түсү), мне одели один билезик, а когда вышла замуж, одели второй. Это означало, что девушка уже замужем. Один билезик мне одела мама супруга, а ей передала ее бабушка. Мы храним традиции, свой билезик я передам снохе. Он- оберег и энергия рук, ведь на женщине лежит все хозяйство. Потому всегда по билезик судили, какого статуса женщина. Чем больше билезик, тем статуснее и старше женщина и больше ее семья. Кимешеки (головные уборы) тоже об этом свидетельствовали. Серьги и билезик в казахских семьях передаются из поколения в поколение. Таким образом, аруахи и духи оберегают нас и передают через них женскую силу, здоровье и красоту наших апашек, это очень важный момент!

Кстати, головные уборы казахских женщин отличались белизной . Ухаживали за ними особенно тщательно, для этих целей использовали мыло, соляные и меловые растворы.

Табак и полынь от моли

Убранство домов и юрт требовало бережного хранения, ведь использовались только натуральные материалы, все делалось вручную. Еще до прихода праздника Наурыза чистили юрты, все мыли, вытрясали, сушили. Считалось: если праздник весны и обновления войдет в чистый дом, то и весь год будет таким же чистым. Люди верили: как Новый год встретишь, так он и пройдет. В рассказах путешественников я нашла интересное сравнение: весной степь походила на большое лоскутное одеяло- то были цветные корпешки, подушки, которые хозяйки выносили после долгой зимы на теплое весеннее солнце.

-Құрақ көрпе — отдельная история и философия, шьется специально для девочек в приданое, оберегает от сглаза, учат этому уже с десяти лет, меня тоже әже учила,- продолжает дизайнер-модельер. Каждый лоскуток ткани у наших бабушек находил применение. В свободное время они всегда шили, вышивали. Баранью шерсть очищали, стирали и взбивали. После все женщины садились и раскладывали шерсть на вышитую лоскутную ткань, слой за слоем, сшивали. А далее выворачивали, и получалось көрпе.

Еще в летнее время ткали дорожки на деревянном станке, потом все сшивали и получался большой яркий безворсовый ковер. Чтобы моль его не съела, перекладывали табак между корпеше и ковром.

Летом все ковры, корпешки развешивали и тщательно «прожаривали» на солнце. В сундуках лежали веточки полыни, куски мыла — они предохраняли вещи от моли.

Моя другая, старшая Әже, тоже умела шить, во время войны получила медаль “За доблестный труд в тылу”, так как строчила фуфайки, руковицы, форму для фронтовиков. После войны шила одежду, в том числе, национальную- платье, чапаны, головные уборы для бабушек, малахаи для дедушек и другое.Как шутили и развлекались в казахской степи

И даже кумыс у нее был самым лучшим! Секрет в том, что она долго его взбивала в деревянной посуде и хранила в холоде. Все соседи приходили и пили ее Наурыз көже, никогда калитка не закрывалась, любой путник мог зайти в дом, его приглашали на чай и угощали. Таковы традиции!