«Женщина-казашка являлась хранительницей очага. Ненавязчиво, незаметно она всегда была тылом своего мужа и, в случае необходимости, грудью вставала на его защиту», — говорит журналист, автор книги «Женщины Великих степей» Аршагуль ТОЙБАЕВА.
Какую роль они сыграли в истории тюркских кочевых народов, какие судьбоносные решения принимали, узнавала корреспондент медиа-портала Caravan.kz.
Боевые подруги и советницы
Документальная историческая книга «Ұлы даланың дана арулары» — «Женщины Великих степей» охватывает историю древнего Сакского государства, Золотой Орды, Казахского ханства, советский период и до настоящего времени. Ее повествование опирается на научные труды историков Льва Гумилёва, Юрия Зуева, Алексея Левшина, Вадима Михайлина и других.
— Женщины степи отличались от других восточных народов тем, что обладали гораздо большей независимостью и свободой, многие были прирожденными лидерами, принимали важные для народа решения, — рассказывает Аршагуль Сериковна. – Степь родила такие типы женщин, как подруга-соратница, советница хана, родоправительница, женщина-острослов и, наконец, женщина-воин. О жизни великих батыров и женщин казахской степи
— Если заглянуть в историю, кого бы Вы назвали яркими политическими лидерами и полководцами?
— В древние века известны женщины-воины — правительницы древнего Сакского государства степных кочевников, о которых сложены легенды. К примеру, легенда о царице Томирис, обезглавившей персидского царя Кира. В ней прославлялись ее храбрость, мудрость. В дошедших исторических записях говорится о создании Томирис тяжелой кавалерии. Она же — прародительница женщин-воинов, амазонок. Многотысячная женская армия была на равных с мужчинами на поле боя — воительницы прекрасно держались в седлах, владели оружием.
В XVI веке жена Кучум-хана, Сузге-ханым участвовала в защите Сибирского ханства от российских завоевателей. Красавица пожертвовала жизнью ради своих воинов и мирных жителей городка Сузге-Тура, что располагался на берегу Иртыша. Она вступила в переговоры с нападающими казаками и поставила условие: если те отпустят защитников городка на свободу, она сдаст крепость. В ответ прозвучало условие: ханша останется в крепости на милость победителя. Когда захватчики ворвались в крепость, то нашли под сибирским кедром мертвую Сузге. В руке она сжимала кинжал — подарок супруга. Её героизму посвящена поэма русского поэта Петра Ершова «Сузге. Сибирское предание», композитор Игорь Корнилов написал в ее честь оперу.
Гаухар батыр. Фото — Рисунок Али Бактыкерея
— В период Джунгарского нашествия жёны батыров играли исключительную роль в борьбе казахского народа против завоевателей, — продолжает моя собеседница.- Так, жена и боевая подруга Кабанбай батыра, Гаухар батыр, сопровождала мужа во всех походах. Облаченная в нелегкие доспехи батыра участвовала в сражениях наравне с мужчинами. О ее даре прорицательницы, меткости в степи слагали легенды. Дочь Кабанбай батыра и Гаухар — Назым, очень похожая на родителей, с детства научилась владеть оружием и искусству ведения боя.
Бопай ханым, сестра известного хана Кенесары Касым улы, жена Абулхаир хана, была одной из влиятельных женщин Казахского ханства. Ее описывают как красивую, высокую женщину, видного политика, способного вести тонкую игру, полную компромиссов, с союзниками, соседями и врагами в пользу сохранения территориальной целостности Казахстана. Она владела стрельбой из лука, приемами джигитовки, умела обращаться с разными видами оружия лучше своих воинов, показывая им пример силы.
Овдовев, Бопай ханым создала свою армию из 600 человек и стала помогать брату в борьбе за независимость..
«С середины XIX века степная женщина активно боролась за свои права»
— Часто слышу от мужчин, читаю в соцсетях, дескать, женщины должны заниматься семьёй, воспитывать детей, а не постоянно учиться, делать карьеру, занимать руководящие должности. Кто выступал за образованность женщин, их права?
— Предки казахов женились на дочерях из царского дома персов, византийцев, русских и в свою очередь выдавали своих дочерей за влиятельных соседей. Как правило, это было по политическим мотивам, скрепляющим союз тюрков Китая, Руси, монголов и мусульман Египта. Некоторые женщины получали хорошее образование, знали несколько языков, пропагандировали искусство, литературу.
Другое дело, что в исламе женщина не так свободна, как в культуре кочевья. Но уже с середины XIX-начала XX века степная женщина активно боролась за свои права. Знание языков, короткая стрижка. Какими были первые казахские феминистки
Так, Фатима ханша, дочь оренбургского муфтия, жена хана Жангира Бокейского ханства, получила европейское образование, владела французским, немецким языками, носила восточную и европейскую одежду. Подружилась с царицей, благодаря чему активно участвовала в просветительской деятельности степного государства, строительстве поселений.
Бопай ханша. Фото — Рисунок Али Бактыкерея
Айганым, бабушка великого Шокана Валиханова, жена Уали хана, возглавила Казахское ханство после смерти мужа. Внесла свой вклад в просветительскую деятельность, строительство мечетей, медресе и школ.
Ну а бабушка великого Абая Зере-аже вырастила и воспитала поэта, мыслителя, труды которого знает весь мир! Для деятелей партии «Алаш-Орда» тема образования и равноправия мужчин, женщин была актуальна. Жены алаш-ординцев вели активную просветительскую деятельность.
«Разъярённая тигрица, сметающая на своем пути всех и вся»
— Бытует мнение ,что женщины Востока отличаются от других скромностью, полным подчинением мужу, более низким положением по отношению к мужчинам, — продолжает разговор Аршагуль Сериковна. — Как следствие, в арабских странах они полностью закрывают тело и лицо, видны только глаза.
На западе Казахстана свои традиции, отличные от северных – здесь принято делать поклон старшим по возрасту. Женщины в мечети, на застольях сидят отдельно от мужчин. Нельзя мужа, отца супруга называть по имени и так далее. Множество запретов, которые обросли слухами и всяческими небылицами. Не берусь судить о всех женщинах Средней Азии, я не эксперт в этих делах. Выскажу только свое мнение. Все эти разговоры и рассуждения, к сожалению, идут от незнания сути вопроса.
Казахские женщины издревле были на равных со своими мужчинами, а иногда и становились положением выше. Да, в основном они — хранительницы домашнего очага, заняты домашним хозяйством и детьми. Немногословны и, как правило, молчат в присутствии мужчин. Но это лишь признак почитания и уважения, если хотите, даже интеллигентности.
Но если вопрос касается защиты домашнего очага или защиты Родины, женщину Востока не узнать! Это разъярённая тигрица, сметающая на своем пути всех и вся. Например, героини Великой Отечественной войны. 19-летняя снайпер Алия МОЛДАГУЛОВА подняла в атаку батальон, участвовала в отражении контратак противника и погибла от ран.
Пулеметчице Маншук МАМЕТОВОЙ было всего 20 лет. Она прикрывала своим пулеметом войска, держалась до последнего патрона. Летчица Хиуаз ДОСПАНОВА служила в боевой эскадрильи, совершила более трехсот вылетов во вражеский тыл. Как воевала легендарная казахская летчица Хиуаз Доспанова
Можно привести множество примеров, когда с виду скромная, тихая женщина совершает подвиги, которые несовместимы с ее внешностью.
Певица Роза БАГЛАНОВА выступила на съезде КПСС в Москве с яркой речью о Семипалатинском полигоне, о том, что в Казахстане люди погибают из-за него. Ее речь была, словно взрыв бомбы! Она рисковала положением, карьерой, но высказала все, что думает.
«За сильным и знаменитым мужчиной всегда стоит мудрая женщина!»
— Как-то мы ездили семьёй в Актау, на поклонение в пещеру святого Бекет-Ата, — вспоминает моя собеседница. — Поразило, в каких скромных, но безопасных условиях жил святой. Рядом с его комнатой находилась комната дочери. Он ей всецело доверял, она была для него верной помощницей и мудрой советницей.
Вообще на западе Казахстана трепетное отношение к девочкам. Если обычно казахи предпочитают сына, продолжателя рода, то здесь особенно рады появлению девочки. И это не случайно! Как-то один мудрец сказал: в зрелом возрасте он узнал три вещи, которые ранее не понимал. Третьей было то, что в старости помощь пришла именно от дочери.
Всегда женщина-казашка являлась хранительницей очага, ненавязчиво, незаметно, была тылом своего мужа и ,в случае необходимости, грудью вставала на его защиту .
Моя свекровь Манаш аже была в доме центром всего: давала указания, смотрела за снохами, внуками, решала бытовые вопросы. Но когда речь шла о чем-то важном, все решал дедушка. И это было очень мудро и поучительно.
— Посмотришь на современных женщин — на них держится все…
— Многие девушки, женщины стараются взвалить на себя все, вплоть до мужских обязанностей. Может, в них говорят гены предков? Это тоже чревато недопониманием в семье, разводами. Да, наши предки, женщины в большинстве своем шли на равных с мужчинами, когда шла речь о защите семьи, родной земли. Но сейчас не надо ничего и никого защищать. По моему мнению, лучше идти хотя бы на шаг ниже своего мужа, как это делала моя мудрая свекровь. Как правило, за сильным и знаменитым мужчиной всегда стоит мудрая женщина!
Одаривали подарками при жизни и после смерти
— Дарили ли представительницам прекрасного пола подарки, по каким поводам?
— Женщины-казашки ,которые занимали активную жизненную позицию, были для своих мужей соратниками, стержнем, трудились во благо своего мужа, семьи и своей страны, были окружены достойными почестями и баснословными подарками. Как при жизни ,так и после смерти. Им дарили табуны элитных скакунов, дорогие украшения, предметы быта, оружие…
После их смерти строились мечети и мавзолеи. Одна из этих женщин — Рабия Султан-Бегим, красивая, мудрая, дальновидная жена, всегда и во всем поддерживала мужа. В честь нее он построил мавзолей в Туркестане.
В Жамбылской области установлен мавзолей в память о красавице Айше Биби. Воздвиг его жених (супруг) Карахан, после смерти возлюбленной от укуса змеи.
Эти и другие сооружения — свидетельство величия казахских женщин, воительниц, их посещают миллионы паломников, туристов. А список знаменитых женщин, слава о которых гремела далеко за пределами Казахстана, можно продолжать и продолжать…