Конечно же, у командования воинских частей Гвардейского гарнизона была возможность хорошенько подготовиться к встрече с солдатскими мамами. Однако это ничуть не помешало в том числе и корреспондентам медиа-портала Caravan.kz узнать, как в действительности проходит армейская служба и какие отзывы поступают от солдат срочной службы.
— Для нас не впервой посещать воинские части, потому мы имеем достаточно большой опыт общения с различными категориями солдат, офицеров и военнослужащими по контракту, — делится Татьяна Тропина. — Малейшие фальшивые нотки в ответах ребят или неискренность со стороны офицеров мы обычно чувствуем за версту. Даже если о нашем визите знают заранее, мы все равно знаем, как проверять и на что именно обращать внимание.
— Татьяна, на молодых солдат и их родителей Отар во все времена наводил дикий страх и тихий ужас. Мне, как военному корреспонденту, часто приходится здесь бывать на учениях, но что вам, сугубо гражданскому человеку, бросилось в глаза с первых минут пребывания в Гвардейском гарнизоне?
— Порядок и спокойствие. Все военные заняты делом, никого праздно шатающимся на территории городка мы не встретили, хотя обошли и объехали три воинских части.
— По утвержденному маршруту ходили?
— Да нет. Тон как раз задали мы и в самом начале организаторам спутали карты — пошли не туда, куда нас направляли, как вы успели заметить, а туда, куда нас материнская интуиция позвала.
— В столовую напрямик? Проверить, как кормят солдат, и бегают ли там по столам и тарелкам тараканы?
— Тараканов не было. Мы побывали на полигоне, в солдатской казарме, учебных классах. Потом пошли в солдатскую столовую и чайную. И вот что примечательно, стационарные видеокамеры теперь установлены практически везде: в самих казармах, то есть в спальных помещениях, бытовых комнатах, на плацу, во всех учебных классах и даже в туалетах. Естественно, ракурсы щадящие, ничего противозаконного, но зато обзор позволяет видеть, кто туда заходит. Оперативные дежурные всех воинских частей в Гвардейском гарнизоне таким образом получают возможность наблюдать за действием всех подчиненных солдат круглосуточно на всей территории. Это ведь очень важно. Сами солдаты и сержанты тоже знают, что за ними ведется круглосуточное наблюдение, и это играет свою положительную роль. Лишний раз не забалуешь. А вообще мне лично здесь очень понравилась сама атмосфера. Коллектив сугубо мужской, все стараются и спортом заняться в свободное время, подкачать мышцы, стать сильнее и мужественнее. Ребята знают, что на гражданке это ой как пригодится. У меня была возможность пообщаться с ребятами и без присутствия офицеров. И номер своего мобильного телефона я им оставила, чтобы, если что, звонили, рассказывали, что тревожит. Чтобы родителям его передали. Мы на связи с ними постоянно.
— По столовой пока не высказали замечаний.
— А их нет. По солдатским столовым, как ни странно, претензий вообще нет. Я и с ребятами разговаривала, и сама ела то, что им дают, и командиры части с нами за одним столами сидели. Вкусно готовят! Три компании я для себя уже выделила по итогам последних проверок как добросовестно исполняющих свои договорные обязательства. В двух Алматинских военных институтах матери курсантов не жалуются на питание и вот здесь в Гвардейском гарнизоне тоже с этим полный порядок. В Отарской дивизии за организацию питания отвечает Ержан Манабаев. Он сам когда-то проходил службу в в/ч 30212 и знает, как кормили тогда. Небо и земля, если сравнивать с сегодняшним днем. Говорит, что стоимость пайка значительно возросла. Сейчас на каждого солдата заложено 2250 тенге в день, и договор они заключают на три года. Он в Отаре днюет и ночует, хотя семья его проживает в Алматы. Получается, что свою семью видит редко, зато здесь контролирует весь процесс сам. Потому и порядок с питанием.
— Какие фирмы отстают?
— Худших пока называть не стану. Во второй декаде марта у нас намечается круглый стол по организации солдатского питания, там и выскажем руководству Минобороны все, что наболело. А пока должна сказать, не знаю, почему про Отар говорят, что здесь все плохо. Сегодня я убедилась, что не так это на самом деле. Пацаны довольны службой в армии. Не жалеют нисколечко. И на тренажерах занимаются, и в поле стреляют. Увидела блеск в глазах ребят. Нравится им здесь служить. Честно. Кроме того, что они получают военные знания, вдобавок ко всему обучаются гражданским профессиям. Все это им пригодится в будущем. Водительские права получают с категорией «С», на камазистов обучаются, и дизелистов. И офицерский состав достойный, на мой взгляд, очень много земляков алматинцев. О подчиненных своих заботятся. Отзывы хорошие.
— Конечно, к встрече с вами командиры подготовились. Постарались не ударить в грязь лицом.
— Знаете, Владимир, что характерно, у нас есть с чем сравнивать. Мы бываем в частях, которые тоже заранее знают о нашем приезде. И все равно находим некоторые «косяки». А здесь (в Гвардейском гарнизоне. — Авт.) ничего не нашли, за что можно было бы зацепиться и поругать командиров. Удивительно, но душа радуется. Наш комитет солдатских матерей ведь не для того создан, чтобы постоянно гнобить военных. Можно и похвалить иногда воинские части, особенно если действительно все стараются не для показухи работать, а каждодневно обеспечивать дисциплину и порядок. Сложно это, но возможно. И мы с вами сегодня убедились в этом.
Хотела бы поблагодарить не только командиров, но и их заместителей по воспитательной работе. Встречал нас командир в/ч 30212 гвардии полковник Сабит Уркинбаев. Его заместитель по воспитательной работе подполковник Ерлан Нуралин. Грамотные офицеры, подтянутые. Видно, что требовательные, но в то же время вежливые, культурные. Поздравили меня с наступающим днем 8 марта, подарили букет цветов. Командир в /ч 21450 Нурлан Айтчанов, подполковник Жомарт Тажиханов, старший сержант Жумат Базаркул… Всех не перечислить, но впечатления, правда, остались самые светлые. Кстати сказать, когда я в нашем родительском чате и в Инстаграм выложила информацию о посещении Отарской дивизии, то многие мамы мне сразу же ответили. У них тоже нет никаких претензий к командованию. Скоро здесь будет день открытых дверей, и мы снова сюда приедем. Приглашение уже получили.
— А если без приглашения наведаться, внезапно…
— Можно и так. Нам начальник гарнизона так и сказал: «Приезжайте к нам в любое время. Пропуск выпишем на месте и все опять покажем без проблем. Без подготовки, как есть в действительности». В этом командирском утверждении есть надежда на то, что дисциплина и порядок в воинских частях Гвардейского гарнизона сохранится надолго. А значит, и жизни наших солдат в безопасности.
– В 1993 году я тоже был призван из Алматы в Отар, — добавляет Владимир Воронин, который тоже посетил знаменитую Отарскую дивизию вместе с представителями Комитета солдатских матерей. — Зашел сегодня в казарму, где жил тридцать лет назад… Еще бы раз пошел сюда служить (улыбается). А что? Добротный ремонт, порядок и ребята, видно, что служат с душой. Питание тоже, на мой взгляд, отличное по сравнению с тем, как кормили нас. Думаю, что не у всех парней дома есть такое разнообразие. Многое, о чем мы раньше мечтали, сегодня воплощается в жизнь. Ребятам хочу пожелать, чтобы служили с честью и достоинством. И не боялись Отара.
Для того, чтобы матери были спокойны за сыновей, планируется внедрить программу «Армия глазами мам». Все ее нюансы уже обсуждены с руководством Минобороны. Татьяна Тропина также с удовлетворением отметила, что в в/ч 30212 и в/ч 21450 вопрос по заморозке кредитов солдат срочной службы решается положительно. То есть инициированный Министерством обороны проект уже дает свои положительные результаты. И это не может не радовать.