«Детей с особенностями развития становится больше, и каждый имеет право на то, чтобы быть равноправным членом общества, развиваться, помогать развиваться другим, — говорит руководитель ОФ «Центр социальных инклюзивных программ» Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА. — Мы – комьюнити, которое видит своей целью развитие эмпатии, безопасного общества. В планах – создание инклюзивного хаба в Алматинской области». Все подробности — у корреспондента медиа-портала Caravan.kz.
Недавно Общественный фонд отметил пятилетие. За эти годы он стал инициатором многих изменений в обществе. На сегодняшний день в школьном проекте Фонда задействованы 130 детей, дополнительные активности охватывают до 500 участников в месяц онлайн и офлайн. Основная цель Центра социальных инклюзивных программ – разработка и внедрение моделей социализации детей с особенностями в обществе. Его основатели говорят, что наработанный опыт можно реализовать в любом городе Казахстана, они готовы консультировать, помогать всем желающим.
-Наши сотрудники много ездят по стране с тренингами, выступлениями, видят — есть понимание того, что происходит, — рассказывает основатель и руководитель Фонда, многодетная мама Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА . – Наша задача — создавать такие формы, которые можно было бы повторить, и мы готовы консультировать некоммерческие организации, родителей, лидеров и так далее. Всё больше школ понимают и принимают инклюзивное образование, стремятся получить необходимые знания, чтобы находить подход к детям с особенными образовательными потребностями.
В Казахстане уже имеется определенная нормативно-правовая база, которая подразумевает, что такие ребята имеют право обучаться в обычных общеобразовательных школах. Развитие инклюзивного общества — одна из инициатив Президента ТОКАЕВА. Появились такие понятия, как ассистент педагога, флеш-тьютор. Пока это одна профессия, но мы говорим об их разделении, они требуют разного бэкграунда в учреждении образования.
В целом по стране стало больше осознанных родителей, мамы, папы становятся более подкованными, объединяются в ассоциации. Меняется и среда. Мужики, не бросайте своих детей!
«Общество еще болезненно относится к таким детям»
-Но основная проблема инклюзивного образования, на мой взгляд, кроется в неправильном понимании общества и самого понятия инклюзия, — продолжает Салтанат. — Если мы говорим о проектах, в которых участвуют люди с особенностями и обычные, то это норма жизни. Когда люди слышат – «инклюзивная школа», то часто понимают, что это школа для особенных детей. Также режут слух выражения — «инклюзивные дети», «инклюзивный праздник». Пока еще не сформировалось до конца понятие, что инклюзивность — принятие, вне зависимости от наличия или отсутствия особенностей. Это важно понимать!
Ребенок может быть физиологически здоров, но из-за перенесенного стресса (например, потеря близкого человека) его нужно заново включать в общество. Пока у нас нет нормативной базы, чтобы такому ребенку предоставить тьютора (специалист, сопровождающий ребёнка в инклюзивном образовательном процессе), потому что из-за стресса он не может нормально учиться. Моему приемному сыну 16 лет. Когда спросила его, почему плохо учил математику, он сказал: «Мама, какая математика, если я все время думал, как из детдома уйти?» В детдомах детям часто ставят «задержку психо-речевого развития», «психологическую запущенность». А на самом деле у них может быть посттравматическое стрессовое расстройство.
Когда мы начнем понимать инклюзию в более широком смысле, тогда это будет эффективно, повлияет и на восприятие учителей. Недавно в одном из городов поступил вопрос от учителя: почему обычные дети должны терпеть, если ребенок-аутист срывает урок? Здесь вопрос не про то, что я могу сделать как педагог, как психолог. Вопрос в том, что само общество еще болезненно относится к таким детям.
Вообще развитие инклюзивного образования — ответственность государства с точки зрения законодательства и всего общества. Пятьдесят на пятьдесят. Мы должны говорить об этом не в контексте жалости или контексте «инклюзивные дети», а в контексте всеобщего принятия и эмпатии.
«Творчество должно нас научить жить и работать вместе»
Опыт фонда уже помог многим НПО, педагогам, родителям из других регионов страны сделать жизнь детей с особенными потребностями более комфортной, насыщенной. По словам моей собеседницы, в 2018 году центр посещали дети, родители из нескольких алматинских семей. И организаторы увидели, как это здорово – инклюзивный социум. Постепенно были запущены инклюзивные спортивный, творческий и образовательный проекты. Сейчас здесь развивается сразу пять направлений: раннее развитие, дошкольная подготовка, школа «Insight» , академия тьютора.
И — лаборатория проектов (инклюзивный театр , инклюзивный туризм, курсы бариста и другие проекты, в которых можно задействовать детей с особенностями, 18+). К этим проектам я еще вернусь.
— Мы рады, что в нашем фонде удалось создать комьюнити- сообщество, у нас нет такого, что родитель — всего лишь получатель услуг, – продолжает руководитель Центра. — Мы, партнеры, можем все организовать, родители – поддержать, участвовать. В комьюнити у каждого свое место, задачи и возможности развиваться. В этом году мы систематизировали все наши направления – от раннего развития до 18+. И можем предложить разные проекты, в зависимости от возраста, увлечения, наклонностей ребенка, подростка. Проекты пока небольшие, мы их прорабатываем. Но у всех одна задача: подготовка, переформатирование среды, которая становится принимающей, не исключает из себя детей с особенностями. Например, мы помогли обучить детей профессии бариста. Особенный бариста будет варить, продавать кофе в кофейне в центре Алматы. И получать за это деньги.
У нас появился инклюзивный театр. Труппа состоит из особенных и обычных ребят от 15 лет и старше. Театр будет готовить перфомансы, спектакли, артисты смогут зарабатывать. Повторюсь, наша задача — создавать формы и рассказывать о них, чтобы в других городах активисты пробовали сделать такое же у себя. Каратист с ДЦП, чемпионка на коляске и феноменальный пианист: каких успехов добиваются юные казахстанцы с неограниченными возможностями
-Часто особенные дети творческие, прекрасно рисуют, делают поделки, поют. Имеют ли они доступ к кружкам?
— Все больше кружков берут к себе особенных ребят. Но очень важно понимать педагогам: их психика устроена другим образом. Для особенного ребенка все должно быть со смыслом. Через навыки рисования мы развиваем возможность выплеснуть эмоции, коммуницировать . Поэтому я всегда против выставок детей с особенностями. А вот когда они вместе делают инсталляцию, спектакль, это всегда про коммуникации, про то, что я и мы все учимся взаимодействовать через игровой, творческий формат. Всегда привожу такой пример. Допустим, мы научим человека с ментальными особенностями великолепно обжигать горшки. Но если он не умеет коммуницировать и некому их продавать, а сам он не может их продать, он может сделать тысячу горшков и умереть с голоду. Обязательно нужен тот, кто поможет их продавать, принесет заработанные деньги, поможет ему купить продукты и приготовить еду. Важно, чтобы творчество научило нас жить и работать вместе.
«Посмотрите направо, посмотрите налево — не для наших детей»
Одно из новых направлений для активного развития в Казахстане — инклюзивный туризм. Весной группа координаторов Центра отправится в Грузию — перенимать опыт и обучаться.
-В Грузии ментальность такая, что любого человека принимают таким, какой он есть, — говорит Салтанат. — Инклюзивный туризм — это не только развитая инфраструктура, чтобы человек с ограничениями в движении мог где-то пройти. Это хорошо продуманный контент. Например, у родителей ребенок с аутизмом и, куда бы они ни поехали, он будет кричать. Многие стараются не выезжать в составе групп на природу, отдыхать, так как боятся, что будут всем мешать.
Поэтому, когда мы формируем какие-либо выезды, контент продуман особенным образом, он включающий, ориентирован на созерцание. Если ребенок с аутизмом попал в новую обстановку и включился в процесс, он забывает о своем напряжении.
Второй момент. Важно, чтобы родители видели, что ребенок может играть с кем-то, включаться. И это своего рода реабилитация для родителей.
Третий момент. Если дети поехали на экскурсию, вместе играют, делают упражнения, общаются, то, обычные дети получают опыт общения с особенными, опыт помощи. У нашей инклюзивной команды уже был весёлый поход на водопады. И все были просто счастливы! За этим счастьем — большая организационная работа. И не просто работа, а изменение образа мышления, профессиональный подход. И дети, и взрослые меняются. Вот таким может быть и общество! Казахстанцы спасли почти 2 000 детей
«Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней»
Административный директор ЦСИП, руководитель центра «Bala-way», нейропсихолог Лашын ТУРЕГЕЛЬДИЕВА руководит дошкольной подготовкой в Центре. Также ведет индивидуальные и групповые занятия с детьми с особыми образовательными потребностями, дополнительно — нейропсихологическую диагностику. Она рассказала, что в ее семье растет особенная «солнечная девочка», племянница Акбота, ей 9 лет. С полутора лет девочка посещала разнообразные центры для социализации детей с синдромом Дауна.
В одном из центров специалист из Италии показал техники, как можно поставить руку, дал материалы. Полтора года ушло на то, чтобы научить ребенка правильно держать ручку и писать элементы букв. Это очень кропотливая и ответственная работа, но результат того стоил!
В Центре Акбота с 2019 года. И сейчас учится в первом классе.
-Мы сами ведем кружки, на следующей неделе открываем адаптивный скалодром, — рассказывает Лашын ТУРЕГЕЛЬДИЕВА.- Юные тьюторы под руководством тренера осваивают технику, чтобы помогать особенным ученикам . Таким детям нужно максимально вкладываться в физическое развитие, потому что пока ребенок с особенностями не проживет свое тело, не поймет, как им пользоваться, ему будет трудно пользоваться дополнительными вещами — держать ручку, карандаш. У нас одновременно преподается физическая культура и ведется академическая работа. Я веду дошкольную подготовку. Многие дети ранее никогда не ходили в детсад, центры. Мы готовим ребенка, социализируем. И если нейротипичные дети уйдут в другую школу, они будут знать, как вести себя рядом с особенным ребенком.
Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.
-Все ли родители особенных детей информированы, что есть такие центры?
— Обычно о нас узнают через знакомых, соцсети. Мы также работаем с родителями, вместе проводим мастер-классы, физические активности, то есть максимально вовлекаем их в процесс. Пока сам родитель не будет вовлекаться в работу с ребенком, будет тяжело всем. Родитель с педагогом должны работать 50 на 50, тогда мы получим полноценного здорового, эмпатичного ребенка, способного преодолеть свои собственные границы. Овладеть soft skills — умение работать в команде, способность дружить и помогать друг другу.
В планах руководства Центра — создание инклюзивного хаба в поселке Еркин Алматинской области, где будут реализовываться разнообразные проекты, проходить социализирующая реабилитация для детей.
-Это наша инициатива, мы ведем переговоры со спонсорами, — говорит Салтанат Мурзалинова-Яковлева. — Конечно, будем добиваться самоокупаемости. Это должен быть устойчивый, но доступный проект, с возможностью оказания помощи всем оказавшимся в трудной ситуации.