В опросе принимали участие 12 организаций, которые занимаются анализом и прогнозированием макроэкономических показателей по Казахстану. В число респондентов вошли профессиональные участники рынка, исследовательские институты, международные организации, а также рейтинговые агентства:
- AERC;
- Halyk Finance;
- Jusan Invest;
- NAC Analytica;
- Азиатский банк развития;
- АКРА;
- Евразийская экономическая комиссия;
- Евразийский банк развития;
- Институт экономических исследований;
- Ренессанс Капитал;
- Сентрас Секьюритиз;
- Фридом Финанс.
«Макроэкономический опрос не содержит прогнозы Национального банка. Он представляет собой обзор независимого мнения, оценок и ожиданий профессиональных участников рынка по развитию ситуации на внутреннем и мировом рынках», – отмечено в публикации.
Прогнозы цены на нефть на 2023 год пересмотрены в сторону снижения, тогда как в 2024 году ожидается более высокая цена на нефть. При этом диапазоны прогнозов существенно расширились, демонстрируя высокую неопределенность участников опроса касательно перспектив развития рынка нефти.
Повышены прогнозы по экспорту и импорту товаров и услуг. Ожидания по росту экономики Казахстана практически не изменились.
Аналитики ожидают более высокую инфляцию в 2023 году (медианное значение – 11,8 %) по сравнению с предыдущими оценками (11,2 %). Прогноз на 2024 год сохраняется на уровне 8 %. В 2025 году аналитики прогнозируют постепенное снижение инфляции до 7 %.
Повышены ожидания по базовой ставке на 2023 и 2024 годы – до 15,5 % и 11,4 % в среднем за год соответственно. Таким образом, участники рынка ожидают сохранения базовой ставки на высоких уровнях более продолжительное время и более медленное её снижение в будущем.
Для более точечного разбора результатов опроса Нацбанка корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с казахстанским аналитиком и генеральным директором DAMU Capital Management Муратом Кастаевым. Наш спикер также поделился своими представлениями и прогнозами по некоторым макроэкономическим показателям в Казахстане на 2023 год.
— Мурат, согласны ли вы с прогнозами макроэкономических показателей по Казахстану, представленными в опросе от финрегулятора? Есть ли в них что-то примечательное, заслуживающее отдельного внимания?
— С озвученными прогнозами в большей степени согласен. Я бы отметил, что ожидаю более высокой цены на нефть, по нашим прогнозам на первое полугодие, цены на нефть будут колебаться между 80-90 долларами США, а во втором полугодии – между 90-100 долларами США. И по инфляции – по моим ожиданиям, инфляция в текущем году будет несколько выше, нежели в прогнозе, между отметками 12-13 %.
— Если же мы остановимся на конкретно двух показателях – курс доллара и инфляция – и в рамках 2023 года, можем ли мы спрогнозировать их резкие, неожиданные и большие скачки в обозримом будущем? И насколько высоки риски, что подскочившие позиции доллара и цены могут укрепиться? И какие факторы могут стать ключевыми?
— Прогнозировать экономические показатели – дело неблагодарное, так как в любой день или час в мире или в нашей стране могут произойти такие события, что имеющиеся прогнозы сразу же можно выбросить в окно. Но наблюдение за рынками, новостями и анализ поступающей информации позволяет более-менее определять тренды. К примеру, силу доллара отражает состояние американской экономики и политика ФРС США. Сейчас инфляция в США идет на спад, но все равно остается высокой. Значит, ставки ФРС будут оставаться высокими. В свою очередь, высокие ставки в США делают инвестиции в американские активы привлекательными для инвесторов, а значит, курс доллара США в этих условиях растет. Напротив, если в экономике Штатов наступит рецессия, инфляция резко упадет, то ФРС начнет снижать ставку, инвесторы будут продавать американские активы, из США пойдет отток капитала — и доллар будет ослабляться. Эти тренды не меняются с большой скоростью и в целом поддаются прогнозированию. Что касается инфляции в Казахстане, то она зависит от гораздо большего числа факторов. К тому же наша экономика – это маленькая и открытая экономика, полностью зависимая от экспорта сырьевых товаров и цен на них. Но если разложить инфляцию на компоненты, то она зависит от монетарной политики Нацбанка (через базовую ставку), стоимости импорта, расходов госбюджета и ряда более мелких факторов. Поэтому можно спрогнозировать резкий скачок инфляции, если Нацбанк преждевременно понизит базовую ставку, если тенге будет ослабляться, а импорт будет продолжать расти, если правительство будет увеличивать расходы госбюджета.
Текущее укрепление тенге и ослабление доллара – это временное явление: мы считаем, что доллар возобновит свой рост и вернется к прежним отметкам. Что касается инфляции, то месячный рост цен замедляется третий месяц подряд, и пока можно с осторожной уверенностью ожидать, что инфляция в этом году будет точно ниже прошлогодней.
— Что вы можете сказать об ожиданиях по росту экономики Казахстана? Стоит ли прогнозировать позитивную динамику по этой части? Или же вряд ли?
— Рост экономики Казахстана в текущем году будет определяться ценой на нефть. Пока ожидания на текущий год умеренно позитивные, поэтому рост экономики в текущем году будет выше, чем в прошлом (прогнозные 4 % против 3,1 % в 2022 году). Однако это ближняя перспектива. В среднесрочном перспективе ожидания менее позитивные. Реальных политических реформ в стране нет, снижения государства в экономике не происходит, в результате непонятно, за счет чего можно ожидать дальнейшего экономического развития.
— С момента российского вторжения России в Украину прошёл почти ровно год. Если попытаться уложиться в несколько предложений – как год войны отразился на казахстанской экономике в целом?
— В краткосрочной перспективе война в Украине отразилась на экономике Казахстана позитивно. Высокие цены на нефть оказали поддержку экономике, а санкции против РФ создали возможности для казахстанских предпринимателей по реэкспорту в РФ товаров тех международных компаний, которые ушли из России. Из негативных эффектов можно отметить иррациональное укрепление рубля, из-за которого резко подорожал российский импорт, а это, в свою очередь, придало дополнительный импульс росту цен в нашей стране. Безусловно, средне- и долгосрочные последствия войны для нашей экономики будут более тяжелыми. По мере медленного удушения российской экономики наше присутствие в ЕАЭС будет все более вредным для нашей страны, а по мере ужесточения санкций против РФ будет расти и риск подпадания под вторичные санкции уже для нашей страны. Что обрела и что потеряла экономика Казахстана за год войны в Украине
Ожидания массовой релокации из РФ иностранных компаний тоже по большей части не оправдались, так как эти компании считают, что привлекательность нашего региона в целом снизилась; поэтому нет большого смысла переезжать в Казахстан, если продаж в РФ не будет, поскольку наша экономика для таких крупных компаний и производств не обладает достаточной емкостью. Тем не менее нам, как стране, нужно делать свое дело – проводить политические реформы, развивать экономику, диверсифицировать ее, наращивать численность населения, усиливать оборону и развивать дипломатические и торговые отношения с другими мировыми центрами силы и ближайшими соседями.