В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы вспоминаем известных политических деятелей нашей страны, которые отбыли свои сроки за решеткой и вышли на свободу.
В 2015 году специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области приговорил бывшего премьер-министра страны Серика Ахметова к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима за совершение коррупционных преступлений, связанных с хищением бюджетных средств. Вместе с Ахметовым был осужден ряд бывших руководителей Карагандинской области и города Караганды.
Апелляционная коллегия суда Карагандинской области смягчила срок заключения. Вместо 10 лет лишения свободы Ахметова приговорили к 8 годам колонии. В марте 2016 года бывший премьер был переведен в исправительное учреждение АК 159/18 поселка Карабас Карагандинской области для отбытия наказания.
В сентябре 2017 года Ахметов вышел на свободу «в связи с заменой лишения свободы на ограничение». В марте 2020 года ему сократили срок наказания, а в сентябре 2021 года с Ахметова сняли ограничения.
Что известно о бывшем премьере сейчас? В июле прошлого года газета «Время» сообщила, что Ахметов обратился в Верховный суд – спустя почти 7 лет он требует оправдать его по всем обвинениям. В своем обращении он рассказал, что осужден по четырем эпизодам и готов доказать, что все они были сфабрикованы. А в ноябре прошлого года блогер и журналист Денис Кривошеев опубликовал интервью с Ахметовым – это первое интервью бывшего премьер-министра после освобождения из тюрьмы.
Ахметов поделился своим мнением об амнистии участников январских событий. По его словам, это достаточно серьезный, гуманный акт власти и лично президента.
10 января 2017 года тогдашнее Нацбюро по противодействию коррупции задержало бывшего министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева по факту неоднократного получения взяток в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору. По версии следствия и обвинения, Бишимбаев, будучи главой нацхолдинга организовал преступную схему по хищению миллиарда тенге, выделенного на строительство стекольного завода в городе Кызылорде, и будто бы получал взятки от строительных компаний в обмен на предоставление им заказов.
Бишимбаев в суде отверг предъявленные ему обвинения в хищении и получении взяток, сказав, что никаких доказательств его вины, кроме показаний ряда других представших перед судом по делу, нет.
14 марта 2018 года столичный межрайонный специализированный суд по уголовным делам приговорил экс-министра к 10 годам лишения свободы лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности с пожизненным лишением права занимать руководящие должности на госслужбе. 28 декабря 2018 года суд частично удовлетворил ходатайство Бишимбаева об облегчении условий содержания и определил отбывание в колонии общего режима, а 25 сентября 2019 года Бишимбаев вышел на свободу – суд удовлетворил представление об условно-досрочном освобождении экс-министра.
Отметим, что имя бывшего главы Миннацэкономики засветилось на страницах СМИ в ноябре прошлого года. Журналист Асхат Ниязов на своей странице в Instagram опубликовал фото Бишимбаева, разъезжавшего на Toyota Land Cruiser. Журналист напомнил, что экс-министр был осужден на 10 лет за хищение и взятку и «вышел, не отсидев и половину».
«Когда его осудили, у него конфисковали имущество. Но, как вы видите, человек чувствует себя нормально. Номера вот только не пойму. Вроде оформлены на компанию, раз две буквы всего. На них работает, получается? Или вообще его компания?» — написал Асхат Ниязов.
Журналист спросил у Антикоррупционной службы: «А что, так можно было? Получается, укради 1,5 лярда, отсиди четыре года, и норм? Катайся дальше?»
Бывший министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев в августе 2011-го был приговорен к семи годам колонии по нескольким статьям, включая хищение госсредств.
Но сидеть до окончания от звонка до звонка ему не пришлось. Бывший глава Минздрава обратился с ходатайством о помиловании к президенту Казахстана, который просьбу удовлетворил. Срок заключения был сокращен до двух лет. После этого экс-министр обратился в суд Астаны с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Так как это ходатайство не было обжаловано, оно вступило в законную силу, и 16 марта 2012 года на законных основаниях Доскалиев был освобожден.
За коррупцию в Казахстане могут посадить. За «неэффективное управление» только оштрафовать
С 2013 года он возглавил Республиканский центр трансплантации и руководит им по сей день.
В 2008 году бывшего министра образования и науки и бывшего президента КТЖ Жаксыбека Кулекеева осудили на три года лишения свободы за превышение служебных полномочий. На свободу он вышел в 2009 году по условно-досрочному освобождению.
В 2010 году его назначили управляющим директором Казахского института нефти и газа. Сейчас Кулекеев – советник председателя правления АО НК «КазМунайГаз» и научный руководитель Центра исследований прикладной экономики.
А кроме научной деятельности, Кулекеев занимается и творчеством. В начале ноября он выпустил книгу «Январские события: борьба за Акорду», где описал события тех дней и поделился своими умозаключениями о том, что нужно сделать, чтобы эта страшная трагедия не повторилась.
В феврале 2014 года суд признал экс-председателя Агентства РК по статистике Анар Мешимбаеву виновной в злоупотреблении должностными полномочиями и хищении средств, выделенных на изготовление бланков для национальной переписи 2009 года.
В общей сложности в СИЗО и колонии Мешимбаева провела пять лет. До задержания она около трех лет находилась в розыске. Чиновница жила в Москве. В 2015 году указом президента о помиловании срок отбывания наказания для осужденной сократили на два года. Анар Мешимбаева вышла на свободу в 2018 году.
Больше в публичном пространстве экс-чиновница не появлялась. Но в августе 2022 года бывший глава Агентства по статистике выпустила книгу под названием «Важен каждый» – «Өмір – сынақ», где поведала о своих несчастьях. Мешимбаева начала писать ее сразу после освобождения. В книге описаны работа на госслужбе, проведение переписи населения, преследование со стороны силовых структур, арест, отбытие срока наказания и жизнь после выхода на свободу.