В Алматы группа предпринимателей подписала учредительный договор о создании Движения экономического национализма «Qazaqstanda Jasalğan». В объединение, по словам бизнсменов, входит порядка 100 компаний, в которых работает более 100 тысяч человек. Это предприятия из всех основных отраслей экономики, кроме ресурсодобывающих, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
-Мы сейчас зависим от импорта. Но мы все понимаем, что чем больше будет производства в Казахстане, тем больше денег остается в стране. Промышленность — это основа любой экономики. Это олицетворение экономического патриотизма и национализма. Все пункты программы родились не просто так. Мы пережили их. Мы использовали все инструменты, которые нам были доступны. Они родились благодаря равнодушию некоторых чиновников и их высокомерию по отношению ко всему казахстанскому, благодаря их убеждению, что казахи ничего не умеют, и мы, казахи — лентяи. Мы устали от дорожных карт, планов и концепций. Это все забывается. , — сказал председатель Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Айбек Барысов,
— Государство не может управлять рынком эффективно, — уверен эксперт по сельскому хозяйству Кирилл Павлов. – Далеко ходить не надо. Недавно запретили экспорт лука из страны. Вроде бы правильное решение для защиты рынка Казахстана. Но завтра это приведет к тому, что вы будете покупать лук уже по 500 тенге. Потому что люди, увидев такие ограничения, уйдут из бизнеса, и мы будем производить уже меньше лука. И такие решения принимаются регулярно.
Программа движения направлена на защиту интересов национального капитала Казахстана. Для этого первым же пунктом в целях движения указано, что «Нация = Гражданство».
— Вопреки всему казахстанский бизнес жив. Значит, это единственная сила, которая может создать действительно новый Казахстан, — уверен Найзабек Олжабай-улы, исполнительный директор Ассоциации предприятий ОПК. – Нам нужна новая идеология: все, что сделано в Казахстане, должно полостью поддерживаться. Почему у нас можно воровать по закону?
Также движение считает, что надо освободить малый и средний бизнес от налогов, кроме социальных выплат. Сырьевой ренты хватит для выполнения всех функций государства. Нужны трансферт технологий и защита интеллектуальной собственности. Надо создавать условия для переработки продукции от сырья до готового товара. И надо вводить институт саморегулирования: министерства должны отдать львиную долю своих функций на саморегулирование.
— Все что касается бизнес-отношений, со всем может справиться бизнес, — уверен Найзабек Олжабай-улы.
Но участники движения старательно уходили от главного вопроса: что из себя представляет новое объединение.
Все это было странно слышать именно от предпринимателей. За все время встречи слово «если» прозвучало два десятка раз. «Если сделать так…», «Если государство не видит…», «Если президент услышит…». Это напомнило древнегреческую притчу.
Когда Филипп, отец Александра Македонского, подошел к Спарте, он потребовал сдачи города, отправив послание: «Я покорил всю Грецию, у меня лучшее войско. Сдавайтесь. Если я захвачу Спарту силой, если я сломаю ее ворота, если я пробью таранами ее стены, то уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город!». На что спартанцы ответили просто: «Если».
Здесь хотелось задать такой же вопрос: если не получится, то что?
Как оказалось, казахстанский бизнес пока не готов идти в политику. Поэтому основным инструментом движения станет информация.
— Первое, мы сделаем рейтинг по казахскому содержанию в закупках госорганов, акиматов и госкорпораций. Мы будем проверять, кто из них, сколько и что заказывает. И мы постараемся, чтобы такой рейтинг выходил ежемесячно. Так мы покажем весь ужас трагедии. Второй шаг: сделаем проверку всех законодательных актов, которые мешают развиваться казахстанскому бизнесу. Мы покажем их и предоставим в парламент, чтобы создать календарь законодательных инициатив. Для сырьевиков у нас рай. Для производства ноль. Все разваливается. Почему? Чиновники не могут этого объяснить. У нас ответы все есть. Мы знаем, в какой отрасли какой закон надо менять. И будем требовать этого. Третий шаг – мы потребуем убрать скрытый налог, который компании платят как членский взнос в НПП «Атамекен», — рассказал Найзабек Олжабай-улы специально для «Каравана».
— Я более чем уверен, что чиновники не смогли выстроить механизм исполнения решений. Как в компаниях все работает как часы, так же все должно работать и на уровне государства. Но сейчас у нас все завязано на одного человека — президента страны. Надо разделить власти. У нас нормальные законы. Их надо исполнять. Те, которые неправильные – надо изменять. Мы будем работать в рабочих комитетах. Закон менять мы не можем. Для этого надо обладать законодательной инициативой. Когда мы используем все законные методы и наши предупреждения не будут услышаны, тогда мы соберемся – а за нами действительно стоят люди, — сказал глава ассоциации, – и мы преобразуемся в политическую партию.