"За два года человек проходит точку невозврата" - психолог о наркоманах - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"За два года человек проходит точку невозврата" - психолог о наркоманах

"За два года человек проходит точку невозврата" - психолог о наркоманах

Клинический психолог, аддиктолог, специалист по работе с зависимыми и созависимыми реабилитационного центра «Открытие – Казахстан» Сергей Белов рассказал о том, что необходимо знать родным и близким наркозависимого человека.

  • 17 Января 2023
  • 3123
Фото - Caravan.kz

Напомним, что в первый части интервью Сергей Белов рассказал, что определить человека, употребляющего наркотики, очень сложно.

– Социальный портрет наркомана тоже иной, нежели раньше? Кто сейчас какие наркотики принимает?

– Да, ряды потребляющих наркотики сильно различаются в зависимости от их социального положения и достатка. Так, самые бедные слои населения употребляют аптечные препараты из разряда успокаивающих, предназначенных, например, для облегчения засыпания, для снятия излишней активности симпатической нервной системы. Тот же трамадол, ставший «благодаря» наркоманам притчей во языцех, например. Или сомнол. Все эти, в общем-то, обычные лекарства наркоманы принимают в сумасшедшей дозировке. Например, если какая-нибудь бабушка плохо засыпает вечером, и доктор назначил ей перед сном по 0,5 таблетки сонната (сомнола), чего вполне достаточно, то наркоману единовременно нужно употребить два-три блистера – то есть съесть сразу 20-30 таблеток. Последствия, безусловно, тяжелейшие – это не только сильная зависимость, но и систематическое отравление организма.

Наркоманы среднего достатка употребляют так называемые «соли», «скорости» и тому подобное. И это бич современной молодёжи, о чём мы уже говорили.

А те, кто побогаче – «пользуют» мефедрон и далее – кокаин. Так, например, один грамм кокаина стоит порядка 130-150 тысяч тенге, грамм мефедрона – порядка 20-30 тысяч тенге. Правда, вне зависимости от цен на наркотики, путь у всех зависимых один. Со временем «элитные» наркоманы скатываются по социальной лестнице вниз, к самым дешёвым «солям» и таблеткам – деградация личности происходит достаточно быстро, что неизбежно влечёт и социальную деградацию. Человек лишается своей работы, либо материальной поддержки родителей.

– Каков жизненный прогноз современных наркоманов? Сколько они могут прожить с начала употребления «дури» до гибели?

Сергей Белов Сергей Белов

– К сожалению, они живут значительно меньше 10 лет. Три, четыре, пять лет в среднем. Возьмём опять-таки сравнение с «классическим» героиновым наркоманом. Он мог долгое время ходить на работу. Так, один из моих бывших пациентов умудрялся работать на заводе, иметь семью и обеспечивать её – то есть сохранять социальный статус, хотя со временем доза росла, и последствия, конечно же, его настигли. «Героинщик», опиумный наркоман мог прожить до 15-20 лет после начала употребления соответствующих веществ. Когда же сейчас молодой человек употребляет «соль» или «синтетику», то следует понимать, что тяжёлые последствия для организма придут гораздо быстрее, хотя он сможет, как мы уже отмечали, некоторое время ни внешне, ни поведением ничем не отличаться от окружающих. Ключевое отличие синтетических наркотиков – это их сильнейшая нейротоксичность, то есть способность быстро разрушать нервную систему человека необратимым образом.

Если раньше наркотики из ряда опиатов именовались «тяжёлыми», то современную «синтетику» наркологи и психиатры называют агрессивными наркотиками.

За год-два человек проходит так называемую точку невозврата: разрушительные процессы в нервной системе провоцируют начало приобретённой шизофрении, маниакально-депрессивных психозов и других тяжёлых психических заболеваний.

Такой наркоман нормальным человеком уже никогда не станет, даже в том случае, если его гипотетически удастся оградить от потребления наркотиков в дальнейшем.

Говоря о жизненном прогнозе, мы имеем в виду не обязательно смерть человека от отравления самими веществами. Значительно раньше, чем это случится, происходят поведенческие и когнитивные изменения, которые приводят к гибели от самых разных причин. Например, выпал из окна или с балкона (часто – случайно, без намерения совершить суицид), попал под машину, отравился алкоголем на фоне принятой дозы наркотика. Психические отклонения быстро достигают такой степени, при которой не редкость и агрессивное поведение (что в молодёжной среде опять-таки чревато последствиями), и суицидальное, и просто бездумный риск, к примеру, за рулём автомобиля.

Важно отметить, что тема жизненного прогноза при приёме синтетических наркотиков пока ещё мало изучена медиками на уровне физиологии. Нет даже приблизительного ответа на вопрос, сколько лет молодой организм способен выдержать, например, ежедневное употребление «солей». Достоверно судить об этом мы можем пока лишь по нашей практике, в том числе по жизненному пути тех пациентов, которых не удалось вовремя оградить от зависимости. Крайне прискорбно, что многие из них даже не доживают до совершеннолетия. Да, к сожалению, возраст в большинстве случаев – совсем юный. Например, в нашем центре недавно завершила реабилитационный курс девочка, которой во время пребывания в нашем центре исполнилось 18 лет.

Важно понять: если человек «подсел» на синтетические наркотики – то сам он не бросит. Даже если очень захочет. И прогноз в таком случае будет наихудшим. Согласитесь, нетрудно предсказать последствия для заболевшего раком, который не обращается к специалистам и просто ждёт с моря погоды: ничем хорошим это не закончится. Если не наблюдаться в больнице, не провести вовремя химиотерапию или операцию, не принять ряд комплексных мер – то печальный финал наступит достаточно скоро. Так и при наркотической зависимости: ждать, надеясь, что «само рассосётся», нельзя, необходимо срочное обращение к специалистам. Наркомания – это как рак души, который разъедает человека изнутри. Употребляя зелье, человек ненавидит себя за это, но жить без него не может.

Ради приобретения наркотика он совершает низменные и подлые поступки: ворует деньги у близких, заставляет мать залезть в кредитную кабалу. Он осознаёт последствия своих действий, понимает, что мучает своих родных, но по-иному не может.

Наркозависимый человек – это всегда трагедия для семьи. Потому что это хроническое, прогрессирующее и в конечном итоге смертельное заболевание. Мы уже отмечали, что полностью преодолеть зависимость невозможно, она остаётся на всю жизнь. Другой вопрос, реализуется она или нет после курса реабилитации. Или он вернётся к зелью, или обратится в группу поддержки, придёт в группу анонимных наркоманов, задаст простые вопросы, получит ответы и откажется от идеи употребить вещество. Психологическая реабилитация позволяет существенно снизить зависимость. А потом он создаст семью, появятся новые цели и ценности. Важно понимать: чем дольше продлится мотивированный отказ от употребления наркотика, тем меньше вероятность срыва.

– На что обращать внимание родителям и близким? Что должно насторожить?

– Первое – это смена поведения. Человек жил себе, жил нормально, а тут вдруг неожиданно начинает целыми днями спать, а ночью не спит. Или не ест двое-трое суток, а потом начинает есть за четверых. При приёме психостимуляторов («соли», «скорости» и т. п.) характерны также резкая потеря веса, сбой циклов сна и бодрствования. Яркий симптом – двигательная и речевая расторможенность. Это когда появляется навязчивое и непреодолимое желание что-либо делать, например, он начинает мыть пол и полировать мебель в три часа ночи, либо навязчивое желание общения (человек безудержно о чём-то говорит часами).

Внешне также отмечается сухость во рту, на которую зависимый может периодически жаловаться, и гиперсаливация, когда он всё время облизывает губы, прикусывает их, и ненормальная мимическая активность (моргания, непроизвольные движения щеками, губами).

По-разному ведут себя наркоманы при употреблении различных веществ. Так, опиаты, героин – это суженные, очень маленькие зрачки, глаза при этом такие маслянисто-блестящие, поведение – заторможенное. При передозировке человек просто засыпает и не просыпается. При передозировке соли картина иная: это абсолютная потеря контроля над собой. Они бегают голыми, прячутся, наносят себе порезы, могут выпрыгнуть в окно. При употреблении солей норадреналин в огромных объёмах выбрасывается в кровь и остаётся там, не подвергаясь естественной блокировке организмом (так называемому обратному захвату), провоцируя сильное повышение давления, тахикардию (пульс свыше 150-200 ударов в минуту) и в целом затяжную перегрузку всей сердечно-сосудистой системы. Поэтому передозировка синтетических наркотиков часто выливается в смертельные инфаркты и инсульты, отёк мозга, отёк лёгких. Причём всё это происходит на фоне психозов, полностью неадекватного поведения, когда человек даже не позволяет медикам подойти к себе, догола раздевается или дерётся, прыгает, кричит, бросается на людей.

Ещё очень частым типичным состоянием при употреблении всех этих «солей», «скоростей», мефедрона является мания преследования. То есть – ярко выраженные параноидальные состояния, когда человеку кажется, что его ищут, за ним гонятся, подслушивают телефон, что спецслужбы просматривают его переписку, наблюдают за ним через дверной глазок.

«Солевые» наркоманы в таком состоянии начинают искать камеры и «жучки» в своей квартире, отрывая плинтуса, перерезая кабели телевидения и проводного интернета.

Они убеждают в этом своих близких, а когда видят, что им не верят – сбегают куда-то в горы, в дачный массив, в лес, прячась от своих собственных кошмаров. Часто причиной смерти таких наркозависимых становится переохлаждение, если подобные «прятки» происходят в зимний период или где-то в горной местности.

Ещё одной характерной чертой «синтетической» наркомании является гиперсексуальность. При приёме «синтетики» это вообще постоянное состояние, а при излишних дозах частым явлением становятся оргии, различные извращения, гомосексуализм и прочее, о чём в трезвом состоянии человек даже подумать не мог. В быту, в семье проявления неадекватной сексуальности часто также бросаются в глаза, поэтому, когда вы замечаете в подростке или молодом человеке, в девушке черты такого поведения, это тоже повод присмотреться внимательнее. “Я не знаю, что надо делать, но это какой-то кошмар!”: мать аптечного наркомана

Главное, что нужно знать родителям — выход есть. Как и то, о чём мы уже сказали: самостоятельно проблему решить не получится. Если налицо наркотическая зависимость (согласно характерным признакам, отмеченным только что), то родители бессильны, они ничего не смогут сделать.

Существует понятие «созависимости» близких родственников наркомана. Что оно означает? Любая мама любит сына – неважно, какой он. А сын – он подстроился, подобрал свои ключики к маминому сердцу, он умеет манипулировать и добиваться того, что хочет.

И мама из-за своей великой любви потакает желаниям сына, веря его лжи, убеждая себя, что нет, что вот теперь-то он уже точно исправился, изменился, и скоро всё будет хорошо.

В итоге мама становится созависимой, имея в виду подверженность манипуляциям со стороны своего дитя – своими действиями она провоцирует дальнейшее углубление его зависимости. Это замкнутый порочный круг, который ведёт вашего сына к гибели. Поэтому – необходимо обращаться к профессионалам. Прямо сейчас. Не терять драгоценного времени. Только так появляется шанс спасти жизнь вашему близкому человеку – да, именно жизнь. В данном случае промедление имеет те же последствия, как при раковом заболевании: в какой-то момент точка невозврата оказывается пройдена, и наступает та стадия, когда изменить уже ничего нельзя.

Продолжение следует