Чтобы помнили
Столь необычную тему учёный выбрал неслучайно. Михаил Миропиев родился в семье священника, а потом сам закончил духовную семинарию. Будучи ярым консерватором, этнограф признавал только каноническую религию, будь то ислам или православие. Народные поверья и суеверия приводили его в ярость. Тем не менее для борьбы с суевериями этнограф придумал странный способ. Он решил, что если их собрать в одну книгу, да снабдить бичующим предисловием, то народ тут же перестанет верить во всякую нечисть, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
Так в 1888 году в Петербурге небольшим тиражом была напечатана книга.
"Демонологические рассказы киргизов". Ее название немного вводит в заблуждение, но речь идёт там именно о казахах, которых в те времена было принято называть киргиз-кайсаками. Экспедиция выдвинулась из Оренбурга и проходила по территории нынешних Актюбинской, Кызылординской и Атырауской областей, так что учёные не дошли даже до южных регионов современного Казахстана.
Книга Михила Миропиева начиналась словами: «Год за годом киргиз постепенно забывает свою прежнюю языческую религию, стыдясь уже ее, и более и более делается мусульманином. Наступит скоро пора, когда в этом народе не останется и следа его шаманизма».
Тем не менее, как образованный человек, этнограф понимал и культурную ценность народных поверий, поэтому книга вышла и на казахском языке. Правда, этнограф хорошо владел лишь татарским и башкирским, поэтому как в переводах, так и в самих историях, встречается много ляпов.
Но судьба у издания сложилась незавидная. Михаил Миропиев был имперцем, ярым противником большивизма, да ещё активно сотрудничал с Александром Колчаком, за что и был расстрелян в 1919-м. Редкая книга отправилась в спецхраны библиотек, и вспомнили о ней только в 1993-м, когда этнографа реабилитировали.
Купить оригинал издания сейчас практически невозможно, а если и можно, то за сумасшедшие деньги, а вот отсканированную версию питерские научные библиотеки предлагают скачать за умеренную плату.
Нечисть с ПМС
Значительную часть книги составляют рассказы про обнажённых девушек невероятной красоты, которые едва не погубили одинокого степного путника. Это неудивительно. Чабану, оставшемуся на несколько месяцев без женской ласки, или купцу, везущему по степи товар в Оренбург из Ташкента, за три тысячи вёрст от одиночества привидится только такое. Кроме того, в этих байках отразились легенды про пери.
Так, чабан Иргали Касымов рассказал жуткую историю, которая якобы произошла с его двоюродным братом.
Брат был охотником и как-то заплутал в степи. К вечеру он наткнулся на озерцо, где плескалась обнаженная девушка невероятной красоты. Красавица ничуть не стыдилась охотника, а даже флиртовала с ним. Только на вопрос: «Где твой аул?», она махнула рукой куда-то вдаль. Скромную трапезу охотника девушка согласилась разделить и лишь накинула на себя прозрачную шёлковую ткань. Хлеб и курт красавица не трогала, но ела мясо с аппетитом, отпуская такие пошлые шуточки, что бывалый охотник заливался краской.
Впрочем, ничего удивительного тут нет. Женщина, которая весь вечер кого-то безрезультатно соблазняла, может и не так разозлиться.
Не виноватый я! Она сам пришла!
Другая история про похотливую нечисть носит больше нравоучительный характер. Её этнографу рассказал мулла Иш-Муххамед Буклин.(Фамилия муллы может казаться странной, но стоит учесть, что этнограф писал всё на слух).
Итак. Мулла поведал историю о двух мальчиках, которые жили в набожной семье. Один из них прилежно молился и совершал намаз, а второму, старшенькому, было лень это делать.
Как-то то после заката младший ушёл совершать обычные ритуалы. А старший завалился спать. Родителей дома не было. Тут к старшему явилась обнаженная красавица, которая говорила с подростком ласково и уговаривала потрогать её интимные места. Подростковые гормоны отключили рассудок, и троганьем дело не ограничилось. Красотка оказалась сверху и в самый ответственный момент стала душить подростка.
Тот от ужаса потерял сознание. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но тут в юрту вбежал младший, стал творить молитву, красотка превратилась в мерзкую старуху и шипя сбежала. Хотя, может быть, эта версия была для родителей, или для младшего братца, который припёрся так не вовремя.
Старший брат после такого приключения стал очень набожным и избегал женского пола до самой старости.
То, что молитва спасла от нечисти, скорее, исключение, чем правило. Она может помочь лишь в том случае, если её читает безгрешный человек, либо человек способен прочитать священные тексты быстрее нечисти. Оказывается, пери с Всевышним не ссорились и даже могут быть очень набожными, а всякие пакости они совершают лишь с грешниками, чтобы тем неповадно было.
Тем не менее есть слова, от которых степная нечисть приходит в ужас.
Именно они выручили казахского купца, который вёз товар из Персии. К нему явились сразу две красотки, мужик был не лыком шит, и за время ведения бизнеса насмотрелся всякой похабщины, поэтому возможность устроить оргию посреди степи его не смутила. Вот только сил своих он не рассчитал. Пери залюбили его в буквальном смысле почти до смерти. Но тут на место привала подоспел русский напарник купца. От ужаса, что сейчас какие-то дамы утащат общий товар, он выдал матерную тираду на великом и могучем, и пери слиняли в ужасе от таких словоформ. Даже одёжки свои побросали, которые купцы потом продали с огромным барышом.
Хорошие сапоги, надо брать!
Пери представляют угрозу только для мужчин в самом расцвете сил. А вот прекрасный пол сам может потрепать нервы этой нечисти. Так было в молодости с одной из старух, которая с радостью поведала этнографу свою историю.
В молодости женщина пасла скот у ручья и увидела, что в воде плещутся голые дамы. Старуха подчеркнула, что ничего красивого в них нет: тощие, костлявые, да ещё груди такие огромные, что висят до колен, и нечисти приходится закидывать на плечи. А то ходить невозможно с таким грузом. Бюстгальтеров тогда ведь ещё не изобрели.
Зато обувка, которую пери побросали на берегу, по словам старухи, была невероятно красивой. Красные сапожки из мягкого сафьяна, с золотым шитьём и дорогими каменьями.
Женщина не удержалась. И стащила парочку, а потом, чуть подумав, ещё с полдюжины. Купающиеся голые бабы этого даже не заметили.
А вот когда село солнце, над юртой воровки начался настоящий ад. Пери голосили песни, сыпали проклятиями, шипели, как змеи, и рычали по-звериному. Клептоманке ничего не оставалось, как выкинуть награбленное из юрты. Только последний сапожок вылетел за дверь, как шум стих, будто и не было ничего.
Ямщик без понтов — беспонтовый ямщик
Ямщики XIX века также любили поболтать, как и таксисты в веке XXI-м, поэтому нанятый Миропиевым извозчик Юсуп Касымов наговорил любопытному барину на целый том. Благо дорога из Оренбурга к Уилу, куда следовал этнограф, тогда занимала почти трое суток.
Ямщик рассказал кучу историй, в большинстве из которых он сам был главным действующим лицом. Так, подвозив нескольких «клиентов», Юсуп заплутал в степи и выехал к заброшенной мечети. Там трапезничало несколько богато одетых парней, которые встретили нежданных гостей радушно, предложив разделить скромную трапезу.
Путники так сильно изголодались, что набросились на плов не помолившись. Только Юсуп решил прочитать молитву перед трапезой. Как только прозвучали последние слова, путники с ужасом заметили, что вместо плова они трапезничали дерьмом.
Тут раздался дикий хохот, юноши превратились в чудищ и глумились над путниками до рассвета. Как именно они глумились, ямщик рассказывать не стал, но уточнил, что именно его нечисть не трогала.
Позже старики рассказали, что эти парни – сыновья шайтана и смертной женщины. Живут они в брошенных мечетях и жестоко развлекаются, мучая заплутавших путников.
Во второй истории Юсуп рассказал, что, когда только начинал ямщичить, встретил в степи жирного козла. Догнать животное ямщик так и не смог, но на обратном пути увидел, что у козла выросли человеческие руки и он пытается задушить молодую женщину, невесть как оказавшуюся посреди степи. Юсуп не растерялся, как истинный рыцарь, бросился на козла, отхлестал монстра, а женщина была ему безмерно благодарна.
На этом подвиги ямщика по спасению прекрасных дам не закончились. Несколько лет спустя он во время очередного рейса увидел, как в юрту залезла огромная лиса. Юсуп почуял неладное и бросился в жилище. Оказалось, там рожала женщина, а лиса пыталась вытащить лёгкое у неё из груди. Ямщик не только прогнал нечисть, но и принял роды.
В истории чабана Кенжибая Матенова, кроме мистики, есть и хорошая мораль. Произошла эта история в Мугоджарах. Молодая семья поставила юрту на новом месте. Муж ушёл на охоту и велел благоверной приготовить еду к его возвращению, только воду он приказал принести засветло. Жена его не послушала, завалилась спать и про готовку вспомнила только ночью. Схватив два ведра, она побежала к ближайшему источнику, набрала воды, но, когда вернулась в юрту, потеряла сознание от ужаса. Вместо воды в вёдрах плескалась кровь. Утром перевернутые ведра оказались пусты, и доказательств ночному инциденту не было, поэтому голодный муж крепко поколотил супругу.
Бытовому насилию нет оправданий. Но любой турист знает, что ходить затемно за водой как минимум негигиенично. Неизвестно, что может плавать в этом источнике, и в темноте этого не разглядишь.
Ещё любопытен тот факт, что в Мугоджарах есть огромное месторождение меди. После дождей руда попадает в родники, и жидкость приобретает бурый оттенок. При тусклом свете жировушки такую воду, и правда, можно принять за кровь
Описания удушения нечистью очень напоминает симптомы сонного паралича. Даже завзятым материалистам в этом состоянии мерещатся всякие монстры.
Также в психиатрии известен такой термин как «депривация». Суть его в том, что психика, лишенная чего-то привычного и необходимого, начинает выдавать фокусы.
Например, при длительном лишении сна сновидения наступают у бодрствующего человека. Так что увидеть голых красавиц, казан с пловом и козлов с человеческими руками после трех суток блуждания в степи совсем несложно.