Как Остап Бендер оказался в Семее? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как Остап Бендер оказался в Семее?

Как Остап Бендер оказался в Семее?

В знаменитом романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» описаны реальные события из истории области Абай.

  • 27 Декабря 2022
  • 269
Фото - Caravan.kz

Весной 1927 года начался один из крупнейших проектов того времени – строительство Туркестано-Сибирской магистрали. Прокладывать железную дорогу, длиной почти полторы тысячи километров, было решено навстречу с севера и юга. 15 июля 1927 года уложи­ли первые рельсы на севере – в Семипалатинске, а 2 ноября были уложены первые километры пути на юге – от станции Луговая. Одновременно велось строительство Иртышского железнодорожного моста, который являлся одним из крупнейших сооружений на Турксибе.

Начальник Турксиба забивает последний костыль магистрали
Начальник Турксиба забивает последний костыль магистрали

Сегодня кажется невероятным, что люди практически вручную сумели в рекордный срок построить железную дорогу. А заодно вдоль нее появлялись новые станционные поселки, среди которых Шар, Жангиз-Тобе, Аягуз. А ведь люди работали в нелегких условиях. Летом жара достигала +50°С, зимой стояли затяжные 40-градусные морозы с частыми снежными буранами. Тем не менее всего через три года железная дорога была завершена. 25 апреля 1930 года северная и южная части Турксиба сомкнулись недалеко от Семея, на станции Айна-Булак. А на торжественной церемонии открытия среди многочисленных гостей присутствовали корреспонденты московской железнодорожной газеты «Гудок» Илья Ильф и Евгений Петров.

Гзета
Газета "Гудок" об открытии Турксиба

«Вот подается последняя пара рельсов. Мгновение, и последний удар! Есть! Смычка состоялась. Сотня рабочих северной и южной укладки бросились навстречу друг другу. Мощное «Ура!» рвалось из сотен грудей. Это были незабываемые минуты. Люди обнимались, поздравляли друг друга с победой. Ветераны строительства не могли сдерживать слезы радости», — писали два командированных на смычку корреспондента, которые за два года до этого выпустили смешной плутовской роман «12 стульев», а в основное рабочее время, как вспоминал Илья Ильф, «работали с письмами слегка матерящихся трудящихся, превращая их в злободневные фельетоны с хулиганскими заголовками». Самое интересное, увиденное ими, Ильф и Петров описывали в своих книгах.

Кадры из фильма «Золотой теленок», 1968 г
Кадры из фильма «Золотой теленок», 1968 г

Маршруты редакционных командировок, более частых в железнодорожной газете, чем в любой другой, предопределяли будущие путешествия Остапа Бендера. В своих романах Ильфу и Петрову почти не пришлось описывать незнакомые места. Так и получилось, что через год после открытия, в 1931-м, Турксиб стал местом событий романа «Золотой теленок», а Остап Бендер оказался на открытии Туркестано-Сибирской магистрали в качестве пассажира литерного поезда вместе с корреспондентами газет. Только в романе авторы называли Турксиб Восточной магистралью, а станцию Айна-Булак переименовали в Гремящий Ключ. И именно здесь подпольный миллионер Корейко вдруг увидел на противоположной стороне смычки Остапа Бендера.

Церемония смычки двух частей магистрали Турксиба на станции Айна-Булак
Церемония смычки двух частей магистрали Турксиба на станции Айна-Булак

Но вот в вышедшем спустя много лет лет фильме режиссера Швейцера степных семейских пейзажей уже не увидеть. К концу 1960-х эти места уже кардинально отличались от тех времен, когда Турксиб только начинали строить. Поэтому на съемку верблюдов, на которых перемещались строители железной дороги, съемочной группе пришлось ехать в Каракумы.

Рабочие-строители Турксиба, 1928 г.
Рабочие-строители Турксиба, 1928 г.

 А сейчас в области Абай планируют построить очередную новую железную дорогу, которая соединит магистрали Казахстана с Китаем. И кто знает, какие будущие звезды окажутся на открытии новой смычки?

Область Абай