О том, как он будет достигаться и при чем здесь схема государственно-частного партнерства, Caravan.kz рассказал президент Международного университета «Астана» Серик Ирсалиев.
В Астане действуют 16 проектов ГЧП. Среди них есть те, к которым у граждан были вопросы поначалу, но сейчас уже никто не представляет столицу иной. Это, к примеру, создание и эксплуатация автоматической системы фотовидеофиксации и видеоаналитики «Сергек». Проект был запущен в 2016 году. И многие астанчане были, мягко говоря, не в восторге от того, что их постоянно снимают, да еще и штрафы по итогам «фотосессий» шлют. Однако цифры говорят сами за себя: зная о камерах, люди стали вести себя гораздо аккуратнее на дорогах и в жизни. В итоге за годы реализации проекта количество ДТП снизилось на 36 %, пострадавших в них стало меньше на 24 %, а погибших – на 50 %. При этом количество иных преступлений в общественных местах снизилось на 71 %, а раскрываемость уголовных и административных преступлений увеличилась в два раза. По опыту столицы камеры «Сергек» стали устанавливать и в других городах страны.
Есть проекты, которые обывателю не видны, но жизненно необходимы. Один из таких был заключен в 2020 году. Акимат столицы и частный инвестор договорились о строительстве производственных мощностей с последующим предоставлением гарантий потребления на обезвреживание опасных ртутьсодержащих отходов.
В рамках договора ГЧП, по данным партнеров, собрано 1,6 млн ртутьсодержащих ламп. В результате не допущено отправления атмосферного воздуха ядовитыми парами ртути в объеме 9,7 млн кубических метров. Также за последние 3 года ликвидировано пять розливов ртути около жилых домов, собрано более 4 кг ртути.
Есть также проекты в здравоохранении, строительстве спортивных сооружений и многие другие. Но больше всего горожане обсуждают ГЧП в образовании.
В 2021 году между частным партнером — ТОО «BINOM EDUCATION» и несколькими профильными управлениями акимата был заключен договор о строительстве шести общеобразовательных школ.
Изначально общественность была шокирована стоимостью одной школы в рамках ГЧП – 7,5 миллиарда тенге – в три раза дороже, чем строительство школы за счет государства. Потом, когда четыре из шести школ были сданы в эксплуатацию, вопрос о цене отпал сам собой: в новых школах – оборудованные по самому последнему слову техники кабинеты, уютные пространства для отдыха учеников и учителей, продуманные спортивные площадки и все абсолютно бесплатно для детей! Толпы желающих устроить ребенка именно в новую школу, построенную по ГЧП, выстраивались в день приема документов за несколько часов до открытия заведения, мест, естественно, хватило не всем желающим.
В этом году будут построены еще 2 школы в рамках этого же проекта. О том, что скоро будет запущен аналогичный – акимат пока не сообщал. Но теперь астанчане мечтают, что и возле их дома появится государственная школа, построенная частником.
Между тем мало кто знает, но еще до строительства школ формат ГЧП был апробирован в строительстве детских садов. А также в образовании столицы было запущено совершенно новое направление ГЧП – доверительное управление колледжем.
— Наша столица растет и очень быстро. Ежегодно строится 10 и более школ. Это значит, что потребность в учителях ежегодно составляет 700-1000 человек. В то же время из 18 высших учебных заведений нашей столицы системная, целенаправленная и приоритетная подготовка педагогических кадров не велась нигде. Были педагогические специальности во многих вузах, но чтобы хотя бы 700 учителей давать городу ежегодно – такого не было , — рассказывает о том, с чего началось государственно-частное партнерство университета «Астана» и акимата, президент вуза Серик Ирсалиев.
В то время Международный университет «Астана» только появился в списке вузов столицы, изначально он планировал для себя совершенно иную специализацию, но вовремя передумал. Сейчас основное направление вуза – подготовка учителей по самым разным направлениям.
С 2019 года вуз взял в доверительное управление ГККП «Гуманитарный колледж». Начало проекта было ознаменовано несколькими петициями от сотрудников колледжа и общественности города, ходили слухи о том, что вуз планирует распустить всех педагогов колледжа, а здание кому-то продать.
Естественно, слухи эти оказались ложными: будущие педагоги также учатся в старом здании Гуманитарного колледжа, но перспектив для них появилось гораздо больше. Собственно, ради этого все в том числе и затевалось: тот, кто поступил на учителя в колледж, может, получив диплом, продолжить обучение в бакалавриате вуза, потом – в магистратуре. Сейчас в Международном университете "Астана" ведется также подготовка PHd в образовании.
В то же время, как подчеркивает Серик Ирсалиев, одна из долгосрочных целей лично у него, как у частного партнера, а также, как у человека, знающего проблемы отечественной системы образования очень глубоко, — сделать так, чтобы все педагоги имели диплом о высшем, а не о среднеспециальном образовании.
— Когда-то в 30-е годы прошлого века, чтобы бороться с неграмотностью населения, были придуманы учительские курсы. Тогда это было верным решением. Но мир не стоит на месте. Сейчас, к примеру, в странах ОЭСР педагогов на уровне колледжа не готовит никто. Повсеместно это как минимум бакалавриат, а в некоторых странах – магистратура. Это связано с пониманием высокой роли учителей в становлении экономики всей страны. Мы, конечно, пока полностью к такому не готовы: у нас по всей стране 44 педагогических колледжей, закрыть их одномоментно нельзя. Но уже сейчас государство не выделяет колледжам госзаказ на подготовку педагогов естественных наук и филологических. Сейчас таким образом учат только воспитателей и учителей начального класса, — объясняет Серик Ирсалиев.
Он надеется, что со временем Гуманитарный колледж в Астане удастся не закрыть, но трансформировать в педагогический институт. Для этого уже есть многое: квалифицированные кадры как самого колледжа, так и университета «Астана», материально-техническая база и, самое главное – желание.